Копилка опыта на тему Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы
Ефременко Е.В.
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы
(копилка опыта)
Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. Всё шире входит в лексикон понятие «компетенция». Под компетенцией в современной методике понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения русскому языку и обеспечивают овладение им и, в конечном счете, служат развитию личности обучающегося.
Содержание учебной программы по русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В программу по русскому языку в настоящее время введены понятия «коммуникативная компетенция», «языковая компетенция», «лингвистическая (языковедческая) компетенция», «культуроведческая компетенция».
В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется не только при освоении раздела «Язык и речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью.
Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка студентами устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста "(составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.
Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей студента, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).
Базовыми моделями системы работы словесника по формированию ключевых компетенций является деятельностный подход и технология РКМЧП., т.к., имея интегративный характер, они позволяют сочетать традиционный подход к обучению и различные элементы передовых технологий и в наибольшей степени способствует развитию универсальных учебных действий.
Реализация данной модели предполагает также использование методов:
- Метод проблемного обучения
- Эвристический метод
Языковая компетенция
Языковая компетенция – способность обучающихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Эти задачи традиционно решаются путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи обучающихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь обучающихся обогащается синонимическими конструкциями.
Процесс формирования языковых компетенций представлен в следующей схеме:
Языковая компетенция
Письмо Речь Чтение
Орфографическая и пунктуационная грамотность.Составление документации. Орфоэпические нормы Выразительность, эмоциональность, чёткость
На уроках русского языка предлагаю обучающимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности обучающихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.
При формировании языковой компетенции использую следующие виды работ:
1. Работа со зрительной опорой.
2.Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений.
3. Дискуссии.
4.Языковые игры.
5.Доклады и сообщения.
6.Групповая работа.
7.Семинары.
8. Художественно – стилистический, лексико – грамматический, комплексный анализ и другие виды анализа текста.
9. Сочинения
10.Изложения
11. Синквейны12. Работа под названием “Продолжи строчку”, “Начни строчку”, “Восстанови строчку”.
13. Задают вопросы собеседнику. Конструирование ответа на вопрос и др.
Лингвистическая компетенция
Следующий тип компетенций – лингвистическая. Иногда этот термин употребляется как синоним языковой компетенции, однако это понятие шире. Оно предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры.
Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности обучающегося, развитие логического мышления, памяти, воображения обучающихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.
Известно, что можно хорошо знать нормы произношения, слова и правила употребления их, грамматические формы и конструкции, уметь использовать различные способы выражения одной и той же мысли, иначе говоря, быть компетентностным в лингвистическом и языковом отношении, однако не уметь использовать эти знания и умения адекватно реальной речевой обстановке, или, как говорят учёные, коммуникативной ситуации. Иначе говоря, для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации.
При формировании лингвистической компетенции использую следующие виды работ:
1. Приём семантизации (раскрытие смыслового значения слова).
2. Лингвистический анализ текста
3. Опознавать звуки, буквы, части слова, морфемы, части речи и т.д., отличать одно явление от другого; делить языковые явления на группы; производить всевозможные разборы ч.р., звуков и т.дКоммуникативная компетенция.
В значении, близком к этому термину, в литературе иногда используется термин «речевая» компетенция. Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма).
Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.
Таким образом, собственно коммуникативные умения и навыки – это умения и навыки речевого общения с учётом того, с кем мы говорим, где мы говорим и, наконец, с какой целью.
Нет сомнения, что формирование их возможно лишь на базе лингвистической и языковой компетенции.
При формировании коммуникативной компетенции использую следующие виды работ:
Создание различных текстов (сочинений, сообщений), публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах. Чаще всего все они совмещаются на уроке.
Устная коммуникация
Учебный диалог,
Доклады, сообщения,
Ролевые и деловые игры, предполагающие роли Говорящего, Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего,
Исследования, проекты требующие проведения опросов, бесед, интервью
Обсуждения, дискуссии, диспуты,
Выступления в качестве оппонентов
Выступления в качестве ведущих на мероприятиях и т.д.
Письменная коммуникация
Ролевые и деловые игры, предполагающие роли Пишущего и Читающего,
Исследования, проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов,
Телекоммуникационные проекты
Подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории,
Рецензирование учебных исследовательских работ
Важная составляющая коммуникативной компетенции — формирование и развитие навыков речевого общения на двух уровнях:
на репродуктивном: адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, воспроизводить текст с заданной степенью свернутости, владеть разными видами чтения и т. д.;
на продуктивном: создавать тексты различных стилей и жанров, владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога и т. д.
(Тема: «Стили речи. Официально-деловой стиль».
Ключевые компетентности – информационная, коммуникативная.
Хорошим приёмом формирования коммуникативной компетенции является написание обучающимися сочинений на темы, которые требуют мыслительной деятельности, сравнений, выводов. Н-р «Иван Флягин: грешник или праведник?» «Штольц и Обломов», «Какие параллели можно провести между образом Обломова и современным молодым человеком?»; «Кто Лопахин: «хищный зверь» или «тонкая, нежная душа»?; сообщая тему занятия, прошу обучающихся сформулировать задачи, которые будем решать. Кроме того, использую диалоговые ситуации, например: «Можно ли считать обращение членом предложения?» Это задание обычно выступает как сочинение на лингвистическую тему, а его можно использовать в качестве дискуссии;
Задание
Используя знания о характерных чертах каждого стиля, трансформировать текст в новый текст, написанный в другом стиле.
Например, был художественный текст, а его необходимо преобразовать в научный текст. Так художественное описание природных явлений можно предложить представить в виде доклада работника Гидрометцентра.
Одной из самых интересных форм работы на уроке для ребят стало коллективное создание текстов. Методика коллективного составления текста – это своеобразная игра в «Ильфа и Петрова», где каждый может высказать свою оригинальную авторскую мысль. Такая форма работы позволяет каждому попробовать свои силы в создании оригинальных языковых форм и др.).Важным этапом в формировании коммуникативной компетенции является этап представления результатов своего труда, это и есть своеобразный показатель сформированности коммуникативной компетенции.
Социальную компетентность обучающегося, которая необходима в системе основных сфер самоопределения личности: уметь работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовность к постоянному самообразованию. Специфика предмета дает возможность развития информационно- коммуникативной деятельности, в т.ч с применением информационно-коммуникационных технологий. Этот вид деятельности предполагает поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение этой информации, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации, выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью; свободная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики, владение навыками редактирования текста; владение основными видами публичных выступлений. Этого требует и стандарт образования. (Например, при изучении темы «Фразеологизмы», «Этимология слов» обучающимся необходимо прибегнуть к различным источникам информации, чтобы узнать о происхождении слов и фразеологизмов. На разных этапах уроков русского языка и литературы может быть использовано электронное сопровождение в виде презентации.).Социокультурная компетенция.
Приобретение социокультурной компетенции – это становление представлений человека об окружающем мире. Эти представления и их смыслы, сосредоточенны в структурах сознания, отношения и функционирования образуют специфический этнический, национальный образ мысли.
Вхождение обучающихся в русский мир и приобретение социокультурной компетенции, образование русской языковой картины мира – это также постижение специфического русского образа мыслей, русского менталитета.
Процесс формирования социокультурной компетенции осуществляется при усвоении новых значений лексики и фразеологии а национально – культурным компонентом семантики; знакомстве с исторической и религиозной жизнью народа; осознание смысла текста.
Таким образом, главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности обучающегося, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения.