Конспект урока по русскому языку для 2 класса «Заглавная буква в географических названиях»

Русский язык. 2 класс. (УМК «Школа -2100)
ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЯХ
Тема: Развитие умения писать большую букву в названиях частей света, стран и городов.
Цель: создать условия для овладения обучающимися ключевыми компетенциями с метапредметной, предметной и социальной областях деятельности:
В метапредметной области:
В предметной области:
В социальной области:

способность осуществлять поиск, анализ и классификацию информации;
способность планировать и управлять самодеятельностью;
способность к выстраиванию логических цепей, установлению причинно-следственных связей.
умение записывать заглавную букву в топонимических названиях;
орфографическая зоркость;
способность к чистописанию с соблюдением изученных правил.
способность к индивидуальной и групповой работе;
способность к саморегуляции психической деятельности;
способность к устной и письменной коммуникации;
готовность и мотивация к ведению здорового образа жизни, занятиям физкультурой и спортом;
стремление поддерживать авторитет России как личную ценность.



Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, соответствующие олимпийским кольцам цвета футболок.

Ход урока
1.Организация начала урока. Рефлексия «Настроение»:
Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом хорошего настроения и удачи

Сегодня наш урок русского языка- необычный. Он посвящен главному мероприятию нашей страны – зимней Олимпиаде. Во время олимпиады каждый россиянин «болеет» за спортсменов. Мы все – тоже болельщики
И чтобы поддержать спортсменов, сегодня вы будете работать не
в обычных тетрадях ,а на листах с изображением Олимпийских «митенок» перчаток с цветными пальцами . Ваши футболки таких же цветов. Выполняя задания на уроке, вы узнаете , что обозначает каждый цвет.

Откройте свои листы и запишите дату и вид урока.
2. Минутка чистописания.
- Отгадайте загадку.
И мальчишки, и девчонки Очень любят нас зимой, Режут лед узором тонким, Не хотят идти домой. Мы изящны и легки, Мы - фигурные ... (Ответ: коньки)
- На льду коньки оставили узор. Повторите его в своих тетрадях.


3. Актуализация знаний.
Орфографическая зарядка.
Прочитайте слова:
Азия, Африка, Европа, Америка, Австралия
- Что общего в этих словах? ( Называют части света . Написаны с большой буквы)
- Почему они написаны с большой буквы?( Имена собственные )
-Какое слово здесь лишнее? (Европа)
-Почему? ( Начинается с буквы Е; часть света, где мы живём)
- Составьте и запишите предложение со словом Европа.

4. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.– Сегодня мы совершим путешествие в мир топонимики– науки, которая занимается географическими названиями, их написанием и произношением
– Назовите тему урока («ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЯХ»)
–Составьте план своей работы по этой теме.
- Чтобы справиться с заданиями вспомните орфограмму.
Чтение стихотворения.
Не оставим без вниманья
Ни единого названия.
Рек, морей и городов,
Стран, озёр и островов.
И названий звёзд, планет
Без заглавной буквы нет.

5.Развитие умений – применение знания.
Вернёмся к словам на доске . Перед нами названия частей света.
В олимпийской символике каждая из них изображена в виде кольца со своим цветом. Европа синий, Америка красный, Азия жёлтый, Африка чёрный, Австралия зелёный.

Выполнив правильно задания ,вы узнаете чем знаменита каждая из этих частей света в спорте.
Выборочное списывание. Выписать из текста предложение о части света, соответствующее цвету одежды. Подчеркнуть орфограмму.

На олимпиаде в Сочи представлено много разных зимних видов спорта. Зимние виды спорта развиваются во всех частях света. В Европе популярно фигурное катание. Америка славится хоккеем. В Африке развивается санный спорт. Жители Австралии любят прыжки
с трамплина. Жители стран Азии занимаются бегом на коньках.
(Проверка, обсуждение)

Физминутка (спортивная)

- Наша страна – уникальная. Россияне с азартом играют в хоккей, занимаются фигурным катанием, прыжками с трамплина, лыжным и санным спортом Почти три месяца длилось путешествие олимпийского огня по нашей стране. Тысячи спортсменов и не спортсменов пронесли священное пламя по улицам городов России. И никто не устал. Потому, что занятие спортом делает человека выносливым и сильным духом

Работа в парах. Найти и исправить ошибки в тексте. (Проверка на интерактивной доске)

Россия - самая большая в мире страна. Её границы проходят по суше и по воде. На севере омывает Баренцево море. На западе - Балтийское море. На юго- востоке границей является река Амур. На востоке простирается Тихий океан.
- Озаглавьте текст.( Россия)

Физминутка (скрытая). В нашем классе для вас спрятаны задания. Вам надо их найти и выполнить самостоятельно. (Задания под крышкой парт и стульев)
Самостоятельная работа. Списать , раскрывая скобки и выбирая букву для написания географических названий.

(м,М)осква, (х,Х)оккей, (к,К)оньки, (с,С)очи, (а,А)ляска, (л,Л)ыжник,

(р,Р)оссия, (я,Я)пония, (о,О)стров, (у,У)краина.
Работа в группах с деформированным текстом.
«Собрать стихотворение»
Россия – зимняя страна, А Сочи – летний город. Олимпиаду провести Готов и стар и молод.

-Прочитайте все вместе стихотворение. Почему у вас получилось выполнить задание? ( Работали вместе и дружно)
6. Итог урока.
Рефлексия :
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Что такое топонимика? (Наука о географических названиях.)
-Какую орфограмму повторили?
- Почему у вас получалось выполнять задания? ( Работали вместе и дружно)

- Олимпиада объединяет народы всех частей света. Люди болеют за своих спортсменов. На планете царит мир и дружба.

( Дети соединяют руки в олимпийские кольца).
Музыка «Гимн Олимпиады»




Рисунок 115