Доклад на тему ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ДОКЛАД
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Подготовила: учитель начальных классов
МБОУ Забитуйская СОШ
Лежанина Анжелика Николаевна
Забитуй 2017 г.Доклад
«Использование метода проектов как способа формирования познавательных универсальных учебных действий».
(Слайд 1)
Процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Сегодня перед школой и перед каждым учителем стоит цель – повышения уровня интеллектуальной подготовки учащихся. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса.
(Слайд 2)
Требованием к результатам внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования является личностное, метапредметное и предметное развитие младших школьников. Особое место занимают метапредметные результаты, направленные на формирование универсальных учебных действий. Смещение акцентов нового стандарта от содержания к ценности образования, обновлению средств обучения свидетельствует о необходимости создания такого образовательного пространства, которое бы формировало познавательные универсальные учебные действия младших школьников, способствовало усвоению знаний и универсальных учебных действий.
Наука и практика представляет разные способы формирования универсальных учебных действий младших школьников. В качестве эффективных средств развития познавательного интереса и активности учащихся сегодня выступают: метод проектов, информационно-коммуникационные технологии, дидактические игры.
Познакомившись с различными методами развития познавательного интереса, я остановилась на методе проектов.
(Слайд 3)
Проект – это рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.
Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект даёт столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы.
Овладение обучающимися методом проекта позволяет более успешно реализовать задачи развития младших школьников:
- обучение младших школьников решению творческих задач, которые будут включать ребенка в активную творческую деятельность, и способствовать развитию креативных способностей, так как метод проекта является творческим по своей сути;
- становления их субъективной позиции в учебной деятельности;
- формирование приёмов умственной деятельности, адекватной трудовой мотивации, диагностических умений.
В соответствии с требованиями ФГОС по окончанию начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий.
Организация массовой работы школьников над проектами позволяет существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам. Кроме того, работа над проектами позволяет:
- научиться применять полученные знания;
- обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения;
- организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.
Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы.
(Слайд 4)
То есть проект – это «пять П»: Проблема - Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.
Работу над проектом можно разбить на 5 этапов:
(Слайд 5)
- выбор темы проекта;
- исследование проблемы;
- организация самостоятельной деятельности учащихся;
- анализ информации;
- представление и оценка.
Принципы построения проектов едины. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация – проблема, заключенная в ней и осознанная человеком, - поиск способов разрешения проблемы – решение проблемы.
Содержание работы над проектом
Этапы деятельности
Содержание деятельности
Выбор темы проекта (наличие проблемности), определение общей проблемы (что хотим решить).
Ученики: обсуждение, поиск информации.
Учитель: заявление замысла, мотивация, помощь в постановке задач.
Исследование проблемы в полном объеме.
Планирование - определение источников, способов сбора, анализа информации, а также способов представления результатов.
Ученики: формулируют задачи и вырабатывают план действий.
Учитель: корректирует, предлагает идеи, высказывает предположения.
Организация самостоятельной деятельности учащихся.
Сбор информации (наблюдения, работа с литературой, анкетирование, интервью, эксперимент и т.д.).
Ученики: собирают информацию.
Учитель: наблюдает, косвенно руководит деятельностью.
Анализ информации, формулирование выводов.
Ученики: анализируют информацию.
Учитель: корректирует, наблюдает, советует.
Представление и оценка (устный или письменный отчет и оценка результатов и процесса исследования по заранее установленным критериям)
Учитель и ученики участвуют в коллективном обсуждении, оценивают усилия, использованные и неиспользованные возможности, творческий подход, возможности для продолжения, качества отчета и пр.
Темы проектных работ в начальной школе выбираю из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу.
Длительность выполнения проекта необходимо ограничить одним уроком (может быть, сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками прогулки-наблюдения, социальные акции, экскурсии. В этом контексте предоставляют интерес - опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлечь родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проекта.
Особого внимания в начальной школе требует - презентация (защита) проекта, как завершающий этап работы над проектом. После защиты проекта, изготовленные изделия можно подарить членам семей учащихся, можно передать в детский сад. Необходимо, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, и почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.
Важный вопрос оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, отмечаю грамотами или подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не нужно превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест.
Следует признать, что каждый ученик имеет право:
- участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;
- в любой момент начать новый проект;
- не участвовать ни в одном из текущих проектов.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
- выстраивает систему взаимоотношений с людьми;
- выбирает (принимает решения);
- оценивает.
Из опыта работы следует, что в использовании метода проектов в начальных классах эффективна следующая последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности: от недолговременных (1–2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Дети приучаются с начальных классов к публичным выступлениям. Это довольно сложно для данного возраста. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектного обучения – презентация (защита) проекта.
Необходимо:
– помочь ученикам произвести самооценку проекта;
– оценить процесс проектирования;
– подготовить проект к презентации.
Особое значение метода проектов в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику. Использование метода проектов в начальной школе способствует развитию уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий.
Таким образом, участвуя в методе проекта, младшие школьники демонстрируют:
1. Умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.
2. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
3. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
4. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
5. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
6. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Эффективность использования метода проектов в начальной школе зависит от возрастных особенностей младших школьников при выборе темы проекта, определения его типа, структуры и степени участия учителя в направлении деятельности учащихся при работе над проектом.
Систематически организованная работа по обучению ребенка методам проектов позволяет ему без затруднений выполнять поставленные задачи и ведёт к глубокому и прочному усвоению материала.
13PAGE 15
13PAGE 14815