Внеурочная деятельность Лоскутное одеяло
Тема: Техника лоскутноймозайки.
Цели: Изучить свойства тканей, рассмотреть виды тканей, научить строить схему изделия.
Гитотеза: Я демаю, что моя работа заинтерисует моих одноклассниц в изготовлении новой вещи.
Задачи:1) Изучить историю лоскутного шитья.
2) Изучить технику лоскутного шитья.
3) Описать технологию изготовления лоскутной мозайки.
План работы:
1)Подбор и изучения литературы.
2)Подбор материалов и инструментов.
3) Описание работы в своем проекте.
Основная часть.
В ходе изучения специальной литературы я выяснила ,что технология - искусство, мастерство. , совокупность приемов и способов получения обработки сырья, материалов,полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности в строительстве.Нас окружает удивительный мир творчества. В нем можно найти все от потрясающих воображение картин до маленьких , но очень милых безделушек. Все это создается руками мастеров с помощью самых разнообразных технологий.
У лоскутной мозаики много других названий – пэчворк, шитье из лоскутков, лоскутное шитье. Все это обозначает одно и то же понятие, которое представляет искусство соединения лоскутков в красивые узоры.
История развития и особенности технике лоскутной мозаики
Лоскутное шитьё, встречается у разных народов мира, имеет древние традиции. Но на рубеже нового тысячелетия оно вызвало необычайный интерес у ценителей декоративно-прикладного искусства. Сейчас лоскутное шитьё, сочетающее в себе элементы ремесла и художественного творчества, завоёвывает всё новых и новых сторонников в разных странах, в том числе и в России.Осуществить это совсем несложно: достаточно самых простых, обиходных навыков в шитье. Шитьё из лоскутков - один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни. Не случайно у разных народов и в разные времена мы встречаем изделия, ставшие истинным произведением искусства. Как и художественная работа, шитьё из лоскутков по своей сути очень близко к древнему искусству - мозаика. Если мозаичное панно представляет элементы украшения, и выполняют декоративную функцию, то изделия из лоскутков приносят вместе с этим пользу в наш дом, они делают наши дома не только красивыми, но и удобными и уютными.
В любом доме найдётся старая ненужная одежда, которая может стать исходным материалом для создания настоящих произведений искусства. Изящная техника позволяет изготовить из разноцветных кусочков ткани оригинальные одеяла, стёганые панно, коврики, покрывала, сувениры и т. д
Передо мной встала проблема – что подарить бабушке на день рождения? Хочется сделать подарок своими руками, но чтобы он был нужным, оригинальным, интересным, а, самое главное, чтобы понравился.
Я подумала, что я смогу сделать своими руками: связать крючком салфетку, вышить панно крестиком или гладью, сплести что-то из бисера – ожерелье или браслет, сшить изделие из лоскутов. Я думаю, что лучше всего будет подарок, выполненный в лоскутной технике, потому что такой нигде не купишь. И я решила, что сошью одеяло из лоскутов. В моем доме накопились лоскутки - небольшие обрезки тканей, кусочки материала. Нередко бывает и так, что в больших семьях, насчитывается несколько поколений, эти лоскутки скапливаются где-нибудь на дне комода, в шкафах на антресолях. Не нужно выбрасывать старые лоскутки, потому что легко и просто можно дать им вторую жизнь, в которой они будут верно, служить человеку, принесут радость и пользу, сделают дом более красивым, а быт удобным.
2. Технологическая часть.
Материалы и инструменты.
Для изготовления мне понадобится:Ножницы, иглы,нитки, булавки,карандаш.
3) Последовательность выполнения работы:
Для шитья из лоскутков используются различные ткани из особенно плотного переплетения. Это большая часть х/б тканей (ситец, бязь, льняные, полульняные, шерстяные и др.) Достаточно широко используются и ткани сатинового и атласного переплетения. Они довольно плотные и имеют гладкую поверхность, долговечны, легко стираются. В своей работе я буду использовать.
Ткани из натуральных волокон – экологически чистые и благотворно влияют на здоровье человека.
Выкраивание лоскутных деталей.
Разложить ткань на ровной поверхности лицевой стороной вниз (если не имеет значения расположение рисунка на ткани). Наложить на ткань шаблон квадрат длиной 20см. шириной 20см, обвести его мелом, мылом – на темных тканях, карандашом –на светлых. Затем передвинуть шаблон, совместив одну из его сторон с границей предыдущей детали. Обвести вторую деталь. И так продолжать до тех пор, пока не будет нанесены контуры всех деталей. Использовать нужно разную ткань.
Сшить его или наколоть детали на схему рисунка. Если готовый блок соответствует задуманному решению, выкроить детали для всего изделия.
Стачивание лоскутных деталей
Стачивание квадратиков: сначала их сшивают в полосы, а затем полосы между собой. Первые два лоскута верхнего ряда соединяют лицевыми сторонами внутрь, скалывают, совместив срезы, и прострачивают точно по линии припуска на шов. Шов заутюживают в сторону темного квадратика. Последовательно пристрачивают все очередные квадратики этого ряда.
Приготовив все остальные полосы, их соединяют в полотно: складывают лицевыми сторонами внутрь первые две полосы, скалывают булавками точно по машинным швам и стачивают. Аналогично соединяют все остальные полосы.
Выкраивание подкладочного материала.
Вырезать из синтепона прямоугольник такого же размера, как и лоскутное полотно. Использовать ткань (бязь) в качестве подкладки. Простегать ткань с синтепоном швом «вперед иголку». Сметать лоскутное полотно с подкладкой и прострачить, оставив один срез по ширине открытым. Вывернуть одеяло на лицевую сторону, заметать открытый шов и застрочить.
Итоги работы
Выполнение данного проекта способствует развитию и совершенствованию своих возможностей в области лоскутного шитья и проектной деятельности; овладению технологического мастерства, развитию художественного вкуса и творческого отношения к выполняемой работе.
Литература
Н.М.Волчек. Лоскутное шитье: Швейная мастерская дома – Мн.: Современный литератор, 2004. – 192с.
Максимова М.,Кузьмина М., Кузьмина Н. Лоскутная мозаика. – М.: Изд–во Эксмо, 2006. – 64с.
Л.Н.Морозова, Г.Г.Кравченко, О.В.Павлова. Технология. 5 – 11 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204с.
Максимова М. Лоскутки:/ М.Максимова. – М.: Эксмо – пресс, 1998. – 110с.
Муханова, И.Ю. Лоскутное шитье в современном стиле : / И.Ю. Муханова. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2005. – 64с.
Е.Н.Юдина, М.А.Евтушенко, О.А.Иерусалимская. Шейте сами. – Спб., 1991.