Беседа о живописи :В мастерской живописи
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Образовательный комплекс дизайна и технологий»
Структурное подразделение №1
Методическая разработка
Тема: «В мастерской живописца»
Объедение «ПАЛИТРА»
Автор: Хлестова Лидия Николаевна
педагог дополнительного образования
руководитель объединения «Палитра»
Центральный административный округ
район «Хамовники
г. Москва Аннотация_
Методическая разработка представляет собой план-конспект занятия для изучения
тем по живописному изображению на занятиях . Новизна методической разработки заключается в том, что на занятии определяются характерные способы живописного изображения и различные способы выполнения работ .
Содержание
-Методическая разработка план-конспект занятия предназначена для наиболее рационального осуществления учебно-воспитательного процесса его организации для эффективности методов и методических приемов, формах изложения материала. Характерной отличительной особенностью, является изучение материала способом анализа живописного изображения.
Цель занятия:
- Ознакомить учащихся с искусством живописи, обогатить представление учащихся о творчестве художников, систематизировать знания об изобразительном искусстве;
- Развить художественное воображение, зрительную память, абстрактное мышление, кругозор;
- Воспитывать любовь к изобразительному искусству. Эстетическое воспитание.
Оборудование: Репродукции работ профессиональных художников, фотография, учебные детские работы, видеофильм.
Ход занятия
Организационный момент
Подготовка учащихся к восприятию материала.
Картин существует в мире огромное множество. Большие и маленькие, в рамках золоченных и простых, похожи они на открытые окна в наличниках (рамок), в которые можно заглянуть и увидеть то, что видели когда – то художники и запечатлели навсегда в красочном изображении. А видели они в разные времена - разное, и изображали в разные времена по-разному. Порой с такими секретами, которые до сих пор никто не разгадал.
Но какими бы разными, ни были картины – они всегда цветные. Поэтому и говорят: живопись – это цветное изображение мира. А точки изображения в цвете и обязательно на плоскости.
Объяснение материала.
- Каким же образом возникает красочное изображение под названием картина? Откуда берется цвет? Почему красочный цвет кажется прозрачным в технике акварели или, напротив, густо – бархатным непрозрачным - в технике гуаши. Для этого попробуем понять, как делается краска.
Художники отыскивали краски в природе – глина, из красной и желтой глины. Тонко её, растерев можно получить «пигмент», что означает «краска». Пигмент черный дает древесный уголь, пигмент белый – мел. Пигмент розово-голубой или зеленый дают тщательно растертые лазурит и малахит. Зелёный пигмент дают окиси металлов.
Старинные и древние мастера были большими знатоками своего дела. Они создавали краски редкой красоты и удивительной прочности. В наше время большинство художников уже не добывают в природе пигмент. Они покупают краски, изготовленные на специальных фабриках.
Мелкие сухие пылинки-крупинки пигмента при смешивание с клеем превращаются в краски.
Из чего состоит акварель и гуашь?
Различие «характера» красок в разных живописных техниках и зависит от связующих. Водяная акварель – нежно-прозрачная, клеевая гуашь – непрозрачная бархатная, яичная темпера – плотно – матовая, а масло – густое, блестящее, пахучие.
В акварели связующее вещество – некрепкий растительный клей, текучий мед или сахар, глицерин. Эти связывающие легко поддаются действию воды, работы получаются прозрачными.
Гуашь в работе похоже на цветную сметану, а высыхая становится бархатной. Связывающее это сильный клей гуммиарабик, который не растворяется в воде.
Самые прочные краски – темпера и масло. Прочность красок зависит от прочности основы – это дерево, картон, холст, стекло, металл, кроме того основу грунтуют. Грунт – это слой специального состава, который наносится на всю поверхность.
Техника темперной живописи возникла очень давно. Пигмент смешивали с яичным желтком, получают краску. Современная темпера – иная по своему составу, и нередко яйцо как связывающее вещество в ней отсутствует вовсе. Темпера - техника трудная и по исполнению – прочная, краски в ней предпочитают не смешивать, их накладывают тонким слоем одну рядом с другой без переходов: краски в работе сочные, мягкие, податливые, но высыхая, словно окаменевают.
Да, темпера – хороша! Но самая любимая техника – это техника масляной живописи. Картина, написанная в технике масла, может обладать и матовой и блестящей поверхности, но краски её всегда отличаются особой сочностью, словно они всегда влажны, никогда не высыхают, а потому сохраняют яркость.
В технике масла пигмент замешен на масле, оставляя яркий след, эта техника – гибка, податлива, а значит, пластична, потому способна передать в цвете любую форму, любой световой простор, способна она и одарить произведения чуть ли не бессмертием.
Каждый художник по- своему изображают окружающий мир разными способами письма, но у них есть общие темы – это тема цвета и колорита. Рассмотрим репродукции картин, определим колорит картин и стиль письма живописных работ.
В качестве повторения мы поиграем с вами в игру «Ступени радуги».
- Вы знаете, что радуга состоит из семи цветов и каждый участник, ответив на 1 вопрос, поднимается на 1 цвет (ступень). В итоге вы должны «подняться по радуге и оказаться на вершине». Кто первый «поднимется по радуге» получит приз.
Вопросы:
Какие основные цвета вы знаете? (красный, синий, желтый).
Какие составные цвета вы знаете? (фиолетовый, зеленый, оранжевый).
Какие цвета называются гармоничными? (цвета, лежащие рядом в цветовом круге)
Какие цвета называются контрастными? (цвета, лежащие друг против друга в цветовом круге).
Как живописец изменяет тон цвета? (смешивает краску белым или черным цветом).
Что такое оттенки цвета? (небольшие различия в тоне цвета).
Как создаётся колорит? (цветовое согласие).
Выявление победителей.
Обобщение материала.
Оглянувшись вокруг, и убедимся, что мы живём в цветном мире, поэтому живописец владеющим цветом способен полно передавать в искусстве все особенности жизни, у каких техниках он бы не работал: акварель, гуашь, темпера, масло. И покидая эту художественную мастерскую, мы с вами понимаем, что язык живописи доступен всем, следует его изучать и пользоваться им в моменты общения с искусством!
Подведение итогов, поощрение активных участников.
Список репродукций работ:
1. Женский портрет. Акварель. СССР ХХв., К. Рудаков.
2. Портрет Д.И. Менделеева. Акварель. Россия ХIХ в. И. Репин.
3. Икона. Дмитрий Солунский. Темпера. Древняя Русь XIV в.
4. Севилья. Акварель. Россия ХIХ в. В. Суриков..
5. Натюрморт. Акварель . СССР ХХ в. В. Конашевич.
6. Арлекин и дамы. Гуашь. Россия ХIХ- ХХ в.в.. К Сомов.
7. Женевское озеро. Масло. СССР ХХ в.И.Машков.
8. Цветы и плоды. Масло. Россия ХIХ в.И. Хруцкий.
Список используемой литературы:
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М., 2005.
Программа «Занятия в системе дополнительного образования детей» Автор Иванченко В.Н. М.2007.
Климмер Б. Пейзажи. Смешанная техника.-М.,2010.
Шоу Д. Курс живописи.-М.,2008.
Бесенднова Н. Акварельная живопись.-М.,2009.