Использование игровых технологий в обучении, для реализации компетентностного подхода.

Использование игровых технологий в обучении, для реализации компетентностного подхода.

Ю.Г. Шевченко.

Компетентностный подход к обучению предполагает не обеспечение будущего профессионала набором определённых знаний, своеобразным багажом, который может как пригодиться в дальнейшей жизни, так и остаться на «дальней полке» памяти. Компетентностный подход к обучению призван подготовить обучающегося к дальнейшей самостоятельной жизни. Современный выпускник – это не просто человек с широким кругозором и большой базой теоретических знаний, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно использовать межличностные связи, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни.
Основной формулой, характеризующей результат образования при компетентностном подходе, в отличие от классического подхода, является не «Я знаю что», а «Я знаю как». И важно научить обучающегося мыслить самостоятельно, без готовых шаблонов, применять свой умственный и творческий потенциал, для решения жизненных задач в будущем.
Достижению этой цели способствует применение современных образовательных технологий в обучении.
Одной из таких образовательных технологий, давно зарекомендовавшей себя как эффективная, приносящая видимый результат для развития компетенций будущего выпускника, является игровая технология обучения.
Игра в процессе обучения помогает повышению мотивации к получению новых практических навыков, раскрывает творческий потенциал, развивает коммуникабельность и умение взаимодействовать с членами коллектива.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Использование данного метода обучения приводит к следующим результатам:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение знаний-умений-навыков в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие учебных умений и навыков; развитие трудовых навыков
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазий, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
В условиях системы среднего профессионального образования, наиболее эффективным методом применения игровых технологий обучения является «Деловая игра», который используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, формирования практических умений. В процессе игры имитируется конкретная ситуация, конкретная деятельность людей в данной ситуации.
В «деловой игре» обучающийся должен мобилизовать весь опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача данного метода научить студента ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Игровые технологии, применяемые в процессе обучения обеспечивают приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе опыт принятия коллективных и индивидуальных решений, развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере.
При применении игровых технологий в изучении правовых дисциплин достигается навыки применения правовых норм в профессиональной и личной сферах будущего выпускника. Моделируя конкретные жизненные ситуации и «проживая» их в течение учебного занятия в той, или иной роли, обучающийся составляет для себя не только объективное, но и субъективное понимание правоприменения. Важным практическим навыком обучающегося является умение, полученное в ходе «деловой игры», найти и применить конкретную норму права, которая регулировала бы ситуацию, заданную в условиях игры. В этом случае реализуется формула компетентностного обучения –«Я знаю как». Студенты приобретают навык осмысления ситуации с правовой точки зрения, учатся распознавать конкретное правоотношение и находить с помощью применения правовых норм решение проблемы в рамах закона.
Полученные навыки поведения и применения полученных знаний в конкретных жизненных ситуациях, которые рассматриваются и решаются в ходе «деловой игры», помогут будущим выпускникам реализовать себя в профессиональной и жизненной сферах.

Литература
1. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005.
2. Лихчев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., Валдос. 2011.
3. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий. // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научно-практической конференции. Челябинск. 2011.
4. Подымова Л.С. Борисова Н.Ю. Педагогика. Учебник. М., Юрайт. 2014.



15