Разработка урока истории на тему Правление Ивана IV Грозного — эпоха царской деспотии или путь к централизованному государству?


Урок - семинар (развернутое собеседование) по истории в десятом классе
...не произнесет историк слово оправдания такому человеку...
С. М. Соловьев
ЦЕЛИ: повторение и систематизация изученного по теме; формирование у учащихся умения практически осмысливать тексты, содержание оценки исторических событий; знакомство с отечественной классической историографией; становление представлений об относительности исторической истины.
ОБРУДОВАНИЕ - карта России в 16 веке (при Иване IV); исторические тексты
(К.Валишевский. Иван Грозный; Н.М.Карамзин. История государства Российского; В.О.Ключевский. Курс русской истории; В.Б.Кобрин. Иван Грозный; Н.И.Костомаров. Личность царя Ивана Васильевича Грозного). ПЛАН УРОКА (на доске):
Место России в мировой истории 16 века.
Начало правления Ивана IV.
В чем смысл реформ Избранной Рады?
Ливонская война в трудах историков 19 века.
Опричнина: сущность, цели, методы проведения, последствия.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ К УРОКУ.
Учащимся подвинутого уровня предложено подготовить развернутые выступления по каждому вопросу.
Все учащиеся готовятся к уроку по заранее предложенному им плану. Семинару предшествовал урок-лекция, на котором рассматривались узловые вопросы темы.
ХОД УРОКА
Урок начинается с объявления темы и цели урока. Затем учащимся предлагается прочитать эпиграф и попытаться определить, кому из известных отечественных историков могут принадлежать слова: «...не произнесет историк слово оправдания такому человеку...» /?/
Учителю важно, чтобы учащиеся учились самостоятельно работать, поэтому делается акцент на том многообразии методов, которые будут использованы на уроке (беседа, обсуждение развернутых ответов на вопросы, анализ текстов, работа с картой, оценивание фактов, гипотез, теорий, устных рецензий ответов учащихся, формулирование выводов и оценочных суждений).
В следующей части урока учитель проверяет, насколько глубоко и осознанно усвоены учащимися понятия: историография, историческая истина, централизованное государство.
ИСТОРИОГРАФИЯ - историческая литература.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ИСТИНА - истина, которая может претендовать только на относительную ценность, т.е. она не совершенна, но возможность познания истины в ходе
развития истории все время увеличивается, углубляется, мышление все более и болееотвечаетбытию.
Истинным является суждение тогда, когда противоположное ему суждение с очевидностью невозможно.
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО - такое государство, в котором система управления основана на принципе подчинения местных органов власти высшим, при этом вся система управляется из одного центра.
ВОПРОС №1. Политика централизации власти, управления в России начала 16 века была закономерным явлением или зависела от воли правителя?
В ходе обсуждения вопроса учащиеся приходят к определенному выводу, аргументируя свой выбор и делают запись в тетради. Те учащиеся, которые не могут сформировать свой вывод, ставят с тетради знак поиска.
В ходе беседы устанавливается, что централизация русского государства была необходимостью. Именно таким оно воспринималось в 16 веке другими государствами.
ВОПРОС №2. В 1547 году произошло венчание Ивана IV на царство. Он становится царем и великим князем всея Руси. Было ли это изменение в титуле формальностью или проявлением властолюбия государя, или..?
Учащиеся в поисках ответа на поставленный вопрос обращаются к историческим произведениям Н.М.Карамзина.
В результате обсуждения устанавливается, что Иван IV, ставший царем, олицетворял собой Россию как единственное уцелевшее православное царство. Царский титул уравнивал Ивана IV c императорским и возвышал над правителями соседних государств-соперников, над шведскими и польскими королями, а также определял достойное место России в сложившейся в европейской политической системе.
ВОПРОС №3. Каково значение реформ, принятых в царствование Ивана IV?
В сообщениях учащихся раскрывается сущность судебной, военной, церковной и финансовой реформ.
Сообщения подвергаются устному рецензированию, а также необходимым дополнениям. Одновременно выясняются вопросы: Почему понадобился новый Судебник? Что было сделано Иваном IV в начале правления для укрепления центральной власти? Все ли предлагаемые Иваном IV преобразования носили прогрессивный характер?
Анализ реформаторской деятельности Ивана IV приводит к выводу, что во многих случаях реформы носили непоследовательный, половинчатый и классовый характер.
ВОПРОС №4. Каково значение Ливонской войны для русского государства?
Н.М.Карамзин оправдывал Ивана IV, начавшего эту войну. На чьей стороне оказались бы Вы, присутствую в Избранной раде, когда принималось решение о начале войны? (Н.М.Карамзин) Внимание учащихся сосредоточено на историческом тексте, а также на карте России XVI века, где отчетливо видно, какие территории были потеряны Россией во время Ливонской войны (1558-1583). В ходе обсуждения были получены ответы на вопросы: Каким был характер Ливонской войны? Можно ли было избежать войны?
Войны за выход России к Балтийскому морю можно было избежать. Многие политические вопросы уже в те времена могли решаться с помощью дипломатии.
ВОПРОС №5. Можно ли установить какие-либо связи между Ливонской войной и опричниной?
С помощью полетного опроса выясняются вопросы: Что такое опричнина? Зачем понадобилось Ивану IV вводить опричнину? Достиг ли он своей цели?
В этой части урока прочитываются исторические тексты из произведений Н.М.Карамзина, В.О.Ключевского, С.М.Соловьева и ведется поиск ответа на вопрос: Существуют ли какие-либо связи между Ливонской войной и опричниной?
В заключительной части урока учитель обобщает полученные результаты проделанной работы, учащиеся вновь обращаются к своим записям и уточняют, удалось ли им ответить на вопрос, заключенный в теме урока - Правление Ивана IV Грозного - эпоха царской деспотии или путь к централизованному государству.
На семинаре оцениваются сообщения учащихся, подготовленные самостоятельно вне урока; устные ответы в ходе беседы; письменный ответ на вопрос в тетради.
Приложение 1.
СИСТЕМА СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ

Боярская дума - совещательный орган при царе.
Земский собор - мог быть «полного созыва», когда в его работе участвовали Боярская дума, Освященный собор духовенства, а также родовые дворяне, кашки, черносошные крестьяне, и «Неполного» - только из аристократии и духовенства.
ЛИТЕРАТУРА
Карамзин Н.М. Об истории государства Российского, М: Просвещение - 1990
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, М.: «Эксмо» - 2005
Богданов А.П. История России до Петровских времен, М.: 1996
Головкина Е.Ф. Вопросы преемственности при формировании понятий на уроках истории в IV-VII классах. - М.: Просвещение, 1985
Ионов И.Н. Российская цивилизация IV - начало XX века - М.: 1998
История России IX-XIX вв. Курс лекций под редакцией доктора исторических наук проф. Б.В. Леванова, - Брянск: 1995
Краткая философская энциклопедия. - М.: АО «Издательская группа Прогрессия», 1994
Новый иллюстрированный энциклопедический словарь, М.: 2005
Платонов С.Ф. Учебник русской истории для средней школы, - М.: 1994
Пятецкий Л.М. История России - М.: «Московский лицей», 1996
Россия и мир. Учебная книга по истории в 2-х частях под общей редакцией проф. А.А. Данилова-М.: 1994
Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVII в. в 4-х томах/ составители: Бабич И.В. и др., М.: «Международные отношения», 1994
Хронология всеобщей и русской истории, Калининград: - 1995
Школьная энциклопедия. История России IX-XVII вв., М.: 2003