Программа внеурочной деятельности Разведчики


муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №116 имени В.П. Чкалова
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
 
Кружок "Разведчики»
                                                                                                                                  
 
 
                                                                      Авторы-составители:
Л.А. Миронова
заместитель директора по ВР
Залядинова А.З.
учитель начальных классов
                                                  
 
 
 
 
Н. Новгород
Содержание
 
1.Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
3.Содержание программы
4.Учебно-тематический план
5. Список литературы
Пояснительная записка
 
          В воспитании человека особенно важная роль принадлежит й школе. Именно школа призвана раскрывать способности и таланты детей, воспитывать в них гражданина и патриота.
         Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы.
         "Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа". Героико-патриотическое воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям. А также данное направление является частью гражданского воспитания, базирующееся, прежде всего, на сложившейся правовой базе между гражданином и государством. Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм.           
Цель программы:
Формирование у младших школьников гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите, формирование духовно-нравственных ценностей на основе системообразующих категорий.
Задачи:
- утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических, духовно – нравственных ценностей взглядов и убеждений, уважение к культурному историческому прошлому России, к традициям;
- развитие разносторонних способностей и интересов подростков;
- обучение подростков основам исторических, правовых, медицинских знаний;
- развитие у подростков патриотизма, нравственных, морально-психологических и этнических качеств;
- развитие у подростков эстетического и художественного вкуса;
- пропаганда здорового образа жизни в младших школьников.
Содержание программы рассчитано на детей 1 – 4 классов.
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням.
  Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний, базовых ценностей повседневной жизни (1 класс).
Второй уровень результатов — получение обучающимся   опыта переживания и позитивного отношения к обществу, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится ( а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (4 класс).
       
 
Связь содержания программы с учебными предметами.
 
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, ИЗО, музыкой, технологией).
 
Учебная деятельность Внеурочная деятельность
Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).
Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.
Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.).
Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).
  – экскурсии, например, «Родной край» и др.;  
–беседа «Я выбираю здоровый образ жизни»;
– ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении праздников,
– осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;
– ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора ;
 
Окружающий мир , 3–4 кл. – «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».
Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.
Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.
Риторика – культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий.  
  – беседы и классные часы: «Биографии народных героев», «Боевые знамена рассказывают», «Орден твоего дома»;
– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;
– экскурсии и путешествия «Высоковцы - участники Великой Отечественной войны
– чтение книги А. Гайдара «Тимур и его команда»
– встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться.
 
Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.
Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.
Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов
Получение трудового опыта в процессе учебной работы .
Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца.
Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания.
Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов.
Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.
Презентация своих учебных и творческих достижений.
  - изготовление подарков,; - клуб интересных встреч;
- работа кружков, творческих мастерских;
Конкурс Города- герои ;
- мини проекты
Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.
Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.
– сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п – экскурсии в краеведческие и биологические музеи, парки;
 -экскурсии по улицам поселка, району, городу;
- заочные путешествия;
Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.
Литературное чтение – приобщение к литературе как к   искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.
Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.
  - посещение театров, филармонии, Художественного музея;
- конкурсы рисунков;
- фотовыставки
Для реализации программы « Разведчики » необходима материально-техническая база:
Учебные наглядные пособия: плакаты, портреты русских полководцев, репродукции о войне, карта города и страны, символы государства и города Н.Новгорода, фотографии городских улиц.
Оборудование для   демонстрации   мультимедийных презентаций.
 
Особенности реализации программы:
Программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению   «Разведчик» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и воспитатель ГПД.
Организация образовательного процесса предполагает  использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника
 
Таблица №2.
формы проведения занятия
и виды деятельности тематика
игры "Зарница"
«"Разведчики"»
спортивная игра "Семеро смелых"
беседы "Я выбираю здоровый образ жизни"
"Быть здоровым – это модно!"

Культура общения с пожилыми людьми
просмотр тематических видеофильмов Просмотр художественных и документальных фильмов на духовно – нравственную тематику
экскурсии в краеведческий музей
в школьный музей по тематике: "Никто не забыт, ничто не забыто»
дни здоровья, спортивные мероприятия Турнир, бег в мешках.
Акция "Быть здоровым – это модно!"
Праздники, представления, конкурсы
Творческие работы учащихся о ветеранах ВОВ
«Люблю тебя, мой край родной»-конкурс рисунков
«Солдаты Родины своей»
"Во имя Победы" – представление приуроченое Сталинградской битве и обороне Ленинграда
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по духовно нравственному - направлению соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры человека.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
 Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
 
Воспитание гражданства, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям.
Национальные ценности : патриотизм, гражданственность
I уровень:
Знать права и обязанности школьника;
Понимать необходимость соблюдения правил;
Уметь контролировать свои поступки и организую игру по правилам;

II уровень:
Знать историю школы, района;
Понимать необходимость изучения своих истоков;

III уровень:
Знать историю государственного флага и герба Росси, основные государственные праздники;
Уметь рассказать некоторые праздники России;
Делать страничку своего портфолио
 
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Национальные ценности: семья, личность, наука
I уровень:
Знать правила личной гигиены, основы правил дорожного движения, безопасный путь до школы;
Понимать важность занятия физкультурой для здоровья;
Уметь делать утреннюю зарядку, могу сам дойти до школы;
Соблюдать режим дня и правила личной гигиены и ПДД.
  II уровень:
Знать основы правильного питания,
Перечислить факторы, которые вредят моему здоровью и здоровью моих близких;
Могу сказать «нет»;
Вести подвижный образ жизни.
III уровень:
Знать значение слов «физическое состояние», «настроение человека»;
Понимать зачем нужно человеку правильно питаться;
Уметь приготовить завтрак для себя и своих родных;
Участвовать в   агитбригаде «Веселые витаминчики».
 
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Национальные ценности : искусство и литература, человечество
I уровень:
Знать правила поведения в общественных местах (библиотеки, театре, музее, кино);
Понимать значение слов «опрятный вид», «некрасивый поступок», «»книга – лучший друг».
Уметь проявлять чувства (восторг, радость и.т.д.)
Посещать музеи, библиотеки, театры
II уровень:
Знать сказки, стихи, песни;
Понимать значение слов «дарить красоту»;
Уметь самостоятельно читать книги, участвовать в концерте;
Самостоятельно украсить класс, дом
III уровень:
Знать памятники культуры в районе, городе;
Понимать, что надо их беречь;
Уметь рассказать о некоторых из них;
Для реализации программы предлагаются следующие   методы : наглядный, словесный, практический.  Наглядный метод   • просмотр фильмов, слайдов, презентаций;• экскурсии; наблюдения; • экскурсий по городу, целевые прогулки; Словесный метод  • чтение стихотворений; • беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; • ответы на вопросы педагога, детей; • сообщение дополнительного материала; • загадывание загадок; • рассматривание наглядного материала; • рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; • разбор житейских ситуаций; • проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; Практический метод  • проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); • постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин; • проведение экскурсии различной направленности; • организация вечеров с родителями, для родителей;
 
 
Для реализации программы предлагаются следующие   методы : наглядный, словесный, практический.  Наглядный метод   • просмотр фильмов, слайдов, презентаций;• экскурсии в картинную галерею; наблюдения; • экскурсий по городу, целевые прогулки; Словесный метод  • чтение стихотворений; • беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; • ответы на вопросы педагога, детей; • сообщение дополнительного материала; • загадывание загадок; • рассматривание наглядного материала; • рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; • разбор житейских ситуаций; • проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; Требования к знаниям и умениям обучающихся
         К концу первого года обучения учащиеся должны:
а)  знать:  замечательные «странички» истории своей семьи, школы; названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места микрорайона; название главной площади города;  дату основания города; основные улицы города; памятные и исторические места;
б) уметь:  вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить виденное в рассказе, рисунке.
             К концу четвертого года обучения учащиеся должны:
а) знать:  символику Российской Федерации, основные моменты истории происхождения и становления Российского государства, основные даты, имена в истории, города-герои, народы и области на территории России.
б) уметь:  поддержать разговор по заданной теме, ориентироваться в картах по истории, показать основные события на карте, пересказать текст.
 
 
  Формы подведения итогов
Формы подведения итогов   реализации данной программы являются:
Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);
Участие в социальных акциях;
Создание и реализация социальных проектов.
 
Формы занятий   и подведение итогов планируемых по каждому направлению
 
№ Название направления Формы занятий Подведение итогов
1. "Защитник Отечества" Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, праздники, посвященные памятным датам.
   
2. "Вместе – мы сила" Тематические беседы, конкурсы, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
 
   
3.  Подвиг не уходит в запас Тематические беседы, конкурсы, викторины, встречи с интересными людьми, акции   
4. Солдатский подвиг...
«Солдаты Родины»  Конкурсы, встречи с интересными людьми, коллективно творческие дела
   
Учебно-тематический план военно-патриотического кружка «Разведчики»
№ План Количество часов
Вводное занятие. 4 часа
1
2
3-4 Введение в учебный курс.
Спортивная игра "Зарница"
Чтение книги «Сын полка» 1
1
2
Конкурсная программа "Защитник Отечества" 8 часов
5
6
7
8
9
10
11
12 Лекционная встреча с медиками на тему: "Я выбираю здоровый образ жизни"
Турнир, бег в мешках.
Акция "Быть здоровым – это модно!"
Военно-спортивная игра "Разведчики"
Просмотр художественных фильмов о войне
Конкурс чтецов "Эхо войны"
Благотворительная акция "Рассвет", поздравление ветеранов Встреча с ветеранами 1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
"Вместе – мы сила" 5 часов
13
14
15
16
17 Просмотр документальных фильмов о войне
Конкурс "Я - гражданин России"
Возложение цветов к стеле.
Военно-спортивная игра "Семеро смелых"
День воинской славы России 1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
Подвиг не уходит в запас 6 часов
18
19
20
21
22
23 Экскурсия в краеведческий музей
"День матери»
Экскурсии в школьный музей по тематике: "Никто не забыт, ничто не забыто"
Урок мужества "Заветам отцов верны"
Урок мужества "Уходили парни из Афгана"
"Во имя Победы" –представление приурочено Сталинградской битве и обороне Ленинграда 1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
Солдатский подвиг... 4 часа
24
25
26
27 Из семейного архива - ордена, медали, орденские книжки
Коллекция значков Города-герои
Творческие работы учащихся о ветеранах
«Солдаты Родины своей» 1 час
2 час
1 час
«Солдаты Родины» 6 часов
28
29
30
31
32
33 «Дети войны»
«Труженики тыла»
Культура общения с пожилыми людьми
Орденские книжки
Поклонимся тем великим годам
«Люблю тебя, мой край родной»-конкурс рисунков 1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
Всего 33 часа
Список литературы 1. 1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.4. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru 5. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с. 6. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 20077. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.8. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с. 9. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.