Выступление на педсовете на тему Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника


Выступление на педсовете
на тему
«Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника».
Дифференцированный подход я использую на этапе изучения нового учебного материала. Нужно провести более тщательную подготовку к усвоению нового материала именно по отношению к тем детям, которые в этом нуждаются. А также после первичного фронтального объяснения нужно большую часть материала повторить, и может быть, не один раз для отдельных детей.
На этапе закрепления знаний и умений и их проверки я использую и такую форму дифференциации обучения, как 2-3 варианта заданий для разных групп учащихся. Это могут быть и карточки с учебными заданиями различной степени трудности, которые я предлагаю учащимся, учитывая достигнутый ими уровень усвоения новых знаний. Для слабых учащихся – это облегченные карточки-задания алгоритмического вида, для сильных – задания на перенос знаний и умений в измененную ими новую ситуацию.
Индивидуализации процесса обучения, конечно, в первую очередь, касается детей с ослабленным здоровьем. Эти дети у меня вызывают особую заботу и поддержку, поэтому я уделяю этому процессу особое внимание. Здесь урок нужно продумывать до мелочей и построить его так, чтобы на занятии постоянно присутствовала ситуация успеха.
Также и в систему традиционного контроля я внесла технологию самооценки знаний учащихся. Это мне помогает прогнозировать результаты учебной деятельности, воспитывать у ребенка честность и объективность, стимулировать его быть лучше. Считаю, что в этом состоит зерно сознательного отношения к учению, интерес к предмету. Ведь ученик сам оценивает состояние своего «багажа» знаний на данный момент.
У меня на уроках очень часто по отдельным видам деятельности осуществляется взаимопроверка. Например, после того, как дети написали словарный диктант, обмениваются тетрадями, проверяют, исправляют вместе ошибки и оценивают работы друг друга. Убеждена, что такая «оперативная помощь» в процессе усвоения и закрепления материала формирует умение общаться, то есть развивает коммуникативные навыки, воспитывает у детей готовность к взаимодействию и взаимопомощи, способствует снижению тревожности у учащихся и сохранению их психического здоровья.
Одним из педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. На уроках провожу дифференциацию заданий, апеллирующих к различным уровням развития. Использую разноуровневые задания и предлагаю учащимся выполнить те, которые они считают для себя выполнимыми. Сам ученик, исходя из своих способностей, желания, самочувствия, выбирает уровень выполнения заданий, поэтому мне не приходится делить класс на сильных и слабых, а деление на группы носит условный характер. Дифференцированный подход на основе индивидуализации использую и при подборе домашнего задания. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками, сильного же ученика дифференцированное задание ставит на более высокую ступень развития.
Вывод.
Технология дифференциации и индивидуализации процесса обучения позволяет интегрировать формы работы на уроке (индивидуальную и групповую). Групповая форма развивает у детей готовность к взаимодействию, взаимопомощи, умение общаться, то есть формирует их коммуникативные навыки.
Диагностика качества знаний учащихся убедила меня в правильности выбранного пути. Применение данной технологии на уроках способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся, повышает мотивацию к учению и развивает познавательный интерес.
Применение данной технологии помогает мне в решении проблемы организации контроля за сформированностью компетенций и, как следствие, в достижении результатов в образовании школьников.
Правила организации разноуровневой дифференциации для учителя.
1. Не сравнивать детей друг с другом в отношении успехов в учебе.
2. Сравнивать успехи самого ребенка с собой.
3. Поощрять даже незначительные успехи, т.к. успех рождает успех, добро рождает добро, а зло рождает озлобленность.
Каждый ребенок должен учиться только в зоне своего ближайшего развития, а посему учитель должен четко знать свои задачи обучения для каждого уровня развития.
Задачей учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с ее индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.
Дифференцированное обучение имеет развивающее и воспитывающее значения.
Разноуровневая дифференциация позволяет ученику быть успешным, активным, бодрым.