Доклад Роль школы искусств в развитии творческого потенциала учащихся
Муниципальная казенная образовательная организация
дополнительного образования
«Детская школа искусств» г. Облучье
Роль школы искусств в развитии творческого потенциала учащихся.
Мухина Виктория Анатольевна ЗАВУЧ МКОО ДО «Детская школа искусств»
Роль школы искусств в развитии творческого потенциала учащихся переоценить очень сложно. И эта тема на первый взгляд очень простая и суть ее лежит на поверхности. Все содержание образования в школе искусств направлено на развитее творческого потенциала детей. Любое приобщение детей к искусству пробуждает в них все то хорошее, индивидуальное, неповторимое, чем одарила их природа.
Искусство - особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания детей и подростков. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в жизни.
В наше время проблема эстетического воспитания и развития личности ребенка, формирования ее эстетической культуры, создание условия для проявления многогранного таланта детей - является одной из важнейших задач, стоящих перед Российской школой. Обучение в детской школе искусств, получение дополнительного образования в сфере культуры и дает возможность каждому ребенку ощутить радость творчества, формирует умение чувствовать красоту окружающего мира.
Но мне бы хотелось поговорить перспективах развития школы искусств и о ее новой роли в современном мире. Я попробую взглянуть на эту тему под другим углом.
В связи с реформами образования, проводимыми в нашей стране, на общеобразовательные школы, так же как и школы искусств возложены функции общеэстетического развития детей. Общеобразовательные школы, вводят в программы обучения предметы художественно-эстетической направленности (музыка, рисунок, хоровой класс, танец и т.д.). Мы знаем, что школы сейчас предоставляют ученикам широкий выбор дополнительного образования: музыкальные кружки, занятия в изостудиях, мастерские рукодельниц, школу проекта, спортивные секции и многое другое. Причем уровень дополнительного образования достаточно высокий, о чем свидетельствуют победы и достижения учащихся в конкурсах разной направленности. В чем же отличие дополнительного образования, которое получают дети в школе искусств от дополнительного образования, предоставляемого в общеобразовательных школах?
Современная школа искусств работает в условиях глубоких изменений в российском обществе. Проводимые в нашей стране реформы, в том числе модернизация российского образования, непосредственно затрагивают сферу образования в области культуры и искусства. С целью сохранения национальных традиций по подготовке профессиональных кадров для отрасли культуры и искусства разработана Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы. Утверждение Правительством Российской Федерации данной Концепции явилось важным событием для всей системы отраслевого образования.
В ближайшее время детские школы искусств ожидают серьезные преобразования. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», вступившим в силу с 1 сентября 2013 года, в детских школах искусств предусматривается реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств на основе Федеральных Государственных Требований. Данные программы, прежде всего, призваны обеспечить преемственность по отношению к основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусств. Уже в этом 2014 году мы будем осуществлять набор учащихся в первые классы по новым предпрофессиональным программам.
Что предусматривают грядущие изменения? В первую очередь повышение качества образования. Если раньше мы были направлены на общеэстетическое развитие, в школу искусств поступали практически все желающие дети, не создавалась ситуация конкуренции и даже дети со средними данными поступали, и довольно успешно обучались в школе, то теперь мы направлены на более глубокое и качественное образование. Поэтому предполагаем, проводить отборочные вступительные испытания. Если раньше наполняемость в группах и классах была от 8 до 15 человек, то сейчас допускается наполняемость групп от 4 до 8 человек. Если раньше стандартные программы обучения рассчитаны на четыре, пять лет, то сейчас увеличивается продолжительность обучения на один, два года по каждой образовательной программе, и составляет 6-8 лет. Восемь лет это очень долгий срок, и пройти этот путь от освоения азов искусства до творческого и профессионального самоопределения под силу только действительно талантливому человеку, потребность в искусстве у которого это его неотъемлемая часть.
Отсюда формируется новая роль и значение школы искусств, главная задача которой – выявление особо талантливых детей и помощь им в предпрофессиональной подготовке. Главным критерием успешности работы школы, при таком подходе к образованию, станет количество детей побеждающих в конкурсах разного уровня и детей, поступивших в ВУЗы и СУЗы по профилю.
Наша школа уже на этом пути. Наша школа уникальная. Мы единственные в области с таким широким спектром отделений. В настоящее время в детской школе искусств ведется обучение по следующим видам искусства: музыкальное исполнительство, хореографическое искусство, фольклорное искусство, изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство, отделение раннего эстетического развития «Малышкина школа».
Для сохранения школы искусств как особого вида образовательного учреждения мы находим новые аргументы, заботимся о создании нового имиджа учреждения. Создаем особую среду для развития творческой индивидуальности ребенка.
На каждом отделении есть «звездочки», к обучению которых, преподаватели подходят индивидуально. Имена этих детей известны многим Лера Щербина, Аня Спицына, Катя Димова, Рагимов Аллахяр. В разное время наши дети были награждены и отмечены за свой труд и талант премиями разного уровня. Премией Президента в области искусства была награждена Тенёткина Александра, Премией главы МО Селиванова Ирина, Премией губернатора награждена Щербина Валерия, Премией главы МО и премией губернатора ЕАО Спицына Анна.
Наша школа награждена от независимого общественного совета конкурса «100 лучших школ России» г.Санкт –Петербурга. дипломом и золотой медалью конкурса «100 лучших школ России» г.Санкт -Петербург
Также учащиеся нашей школы занесены в энциклопедию «Одаренные дети России». Ансамбль народной песни «Ладанка» носит звание образцового. Такое же звание в этом году присвоено и ансамблю танца «Талица». Это не просто громкие слова или титулы, в первую очередь это подтверждение качества образования, которое оказывает наша школа. Это показатель уровня профессионализма наших учащихся.
Есть у нас и дети, продолжающие обучение по профилю. Ксения Арабей поступила в ТОГУ по творческому контракту и выступает в составе ансамбля казачьего танца. Там же на архитектурном факультете обучается выпускница отделения ИЗО Баша Елизавета, наша выпускница Цырульникова Юлия обучается в Санкт-Петербургской академии дизайна, не говоря уже об учебных заведениях Биробиджана. Колледж Культуры и Академия Шалом- Алейхема, это те ВУЗы, в которые наши выпускники поступают с легкостью на бюджетную основу, это Федорова Ирина, Гулякова Кристина, Шевченко Мария и др.
Одной из приоритетных задач нашей школы стало участие детей в конкурсах. Ведь именно конкурсная деятельность формирует у детей уникальный опыт социализации. Ситуация конкурентной борьбы закаливает характер, в случае победы – повышает самооценку, в случае проигрыша – дает пищу для самоанализа и стимул к совершенствованию. Именно участи в конкурсах позволяет детям примерить на себя роль настоящего профессионального музыканта, певца, художника.
Из года в год учащиеся нашей школы покоряют своим талантом, побеждают на областных региональных и международных конкурсах. Вот несколько самых ярких и значимых побед.
Ансамбль народной песни «Ладанка» - Санкт – Петербург «Будущее России»; конкурс по видезапися г. Магнитогорск; конкурс в китае АРТ фестиваль национальных культур; «Традиции живая нить» и « Живая Русь» г Хабаровск , , «Истоки» КНР г.Хуньчунь и Янцьзи, «Жемчужный дельфин» г.Владивосток, «Тру-ля-ля и Компания» г.Хабаровск , «Весенняя фантазия» Международный фестиваль г.Хэйхэ КНР.
Ансамбль танца «Талица» «Пристиж», «Вдохновение» г.Биробиджан; «Ритмы планеты» г.Хабаровск; «Терпсихора» г. Уссурийск ; «Тру-ля-ля и Компания»,г.Хабаровск, «Весенняя фантазия» г.Хейхе КНР. Коллектив ежегодно является участникм областных фестивалей «Русь многоликая», «Юные дарования».
Учащиеся отделения ИЗО в числе победителей Всероссийского конкурса «Мастер» г. Старый Оскол, «Я помню, я горжусь» г. Москва; межрегионального конкурса «Искусство и дети» г. Москва; международного конкурса «Япония вчера, сегодня, завтра»; областных конкурсов «Юный живописец», «90 лет Волочаевскому бою», «Радуга профессий», «Вместе победим туберкулез» и других.
Учащиеся музыкального отделения ежегодно принимают участие областных конкурсах «Юный пианист», «Юные дарования», «Ступени к мастерству».
Учащиеся отделения ДПИ являются активными участниками школьных, районных и областных конкурсов, выставок и фестивалей.
Наша школа активно пропагандирует творчество детей через средства массовой информации. Всегда принимает участие в городских, районных и областных мероприятиях. Традиционными для нас стали«Русь многоликая» г. Биробиджан , «Виват, Россия», участие в районных юбилейных программах «Тебе любимый город», «Пою тебе, моё село», День матери, День пожилого человека, День инвалида, День детства и т. д., ни одно праздничное или концертное мероприятие не обходится без нашего участия. Такое участие социально значимо. Дети осознают важность собственного творчества, понимают, какую роль они занимают в культурном пространстве города, индифицируют себя как будущее поколение интеллигенции. Дети пропагандируют народное творчество, тем самым приобщают людей к национальной культуре, прививают любовь к истории своего народа, пробуждают чувство гордости за свою Малую Родину, повышают уровень художественного образования подрастающего поколения.
Преподаватели ДШИ - счастливые люди, мы занимаемся любимым делом, с учениками, которые сами хотят заниматься, от совместного общения и обучения мы получаем удовольствие, а результатом нашего совместного творчества всегда становиться что - то прекрасное. Поэтому изменения, которые произойду, в связи с введением Федеральных Государственных Требований нас не пугают, а наоборот радуют. Они дадут возможность работать с одаренными детьми индивидуально, достаточно долгое время, чтобы раскрыть их талант и помочь с профессиональным самоопределением в сфере искусства.
Подводя итоги, можно с уверенностью утверждать, что художественное образование, которое получают учащиеся в школе искусств, помогает им развиваться и сформироваться целостной личностью. Творческое, живое приобщение к истокам, к духовно-нравственным ценностям народа посредством музыки, хореографического искусства, декоративно прикладной деятельности, рисования - является эффективным способом воспитания современного человека, способного адекватно воспринимать реальную действительность, интеллектуально свободного, обладающего богатой внутренней культурой.
15