Дополнительная общеразвивающая программа по эстрадному вокалу


Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа по вокальному творчеству используется как первая ступень – стартовая и реализуется в художественной направленности.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
В процессе обучения пению решаются не только обучающие, развивающие, воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка, его эстетического и музыкального вкуса, но и воспитывается истинный интерес к творческому наследию своего народа, любовь к родной культуре.
В настоящее время многие дети и подростки с большим интересом следят за различными музыкальными проектами, программами. Наблюдая за деятельностью того или иного молодого исполнителя, они, сами того не замечая, становятся пассивными участниками этого процесса. А у некоторых из них появляется активное желание попробовать свои силы.
Актуальность программы заключается в том, что эстрадным вокалом в наше время увлекаются многие, особенно с появлением таких телевизионных проектов как «Фабрика звезд», «Голос», «Битва хоров» и т.д. Интерес к этому виду творчества постоянно растет, ведь у детей потребность в самовыражении на сцене довольно сильна. Кроме того, пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения курса вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.  Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, разработана программа дополнительного образования детей , направленная на духовное и художественно – эстетическое развитие воспитанников.
С каждым выходом на сцену обучающийся получает дополнительный творческий стимул к дальнейшим занятиям и приобретает необходимый для певца опыт исполнительского искусства. За годы обучения дети знакомятся с лучшими образцами вокального творчества, а также учатся понимать и исполнять произведения современной эстрады. Это помогает адаптироваться в современном обществе, опираясь на высокие нравственные ценности.
В программе учитываются индивидуальные особенности и физиологические возможности голоса ребёнка, его возрастные и индивидуальные характеристики.
Данная программа составлена на основе образовательной программы музыкально-хоровых объединений учреждения внешкольного воспитания и обучения Министерства образования Республики Беларусь Сост. О. А. Клецова. - Минск.
Программа разработана на основе собственного педагогического опыта и адаптирована к условиям учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования.
Программа составлена с учётом требований основных законодательных и нормативных актов Российской федерации и Московской области:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р),
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008),
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41),
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242),
О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564),
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844),
Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499),
Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 – 13 в/07).





Цель программы:
Формирование устойчивого интереса к музыке и музицированию;
воспитание любви к пению.
Задачи:
Обучающие:
сформировать навыки певческой установки обучающихся;
научить использовать при пении мягкую атаку;
сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
Развивающие:
развить вокальный слух;
развить певческое дыхание;
развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
расширить диапазон голоса;
развить умение держаться на сцене.
Воспитательные:
воспитать эстетический вкус учащихся;
воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
воспитать чувство коллективизма;
воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.

Отличительные особенности программы
Особенностью данной программы является ее направленность на развитие потребности ребёнка в активном творческом общении с музыкой. При этом педагог выступает не только как вдохновитель, организатор, но и как участник совместного творческого процесса.  Данная программа так же ориентирована на воспитание у обучающихся способности совмещать вокальную технику с пластикой и другими приемами современного сценического искусства, а также демонстрировать своё вокально-сценическое мастерство.
В реализации стартового уровня программы участвуют дети в возрасте 6-14 лет.
Главное что требуется от учителя – это знание особенностей развития голоса учащихся, потому что требования, которые он предъявляет детям, должны всегда соответствовать их возрастным возможностям. Таким образом возрастные особенности обучающихся индивидуальны.
У младших школьников (до 10 – 11 лет) голос имеет чисто детское звучание. Рост ребёнка этого возраста идёт плавно, и в его голосе нет ещё существенных изменений. Звук голоса нежный, лёгкий, про него говорят: «головное звучание», «высокое звучание», или «высокое резонирование». Эти определения очень образны, они характеризуют естественное возрастное звучание.
Объём и срок реализации программы
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Срок реализации 1 год, 72 часа в год.
Форма обучения дополнительной общеразвивающей программы объединения «Вокализ» является очной.
Особенности образовательного процесса:
В объединение принимаются дети, прошедшие отбор в форме прослушивания и собеседования. Формируются группы обучающихся одной возрастной категории.
Режим занятий проводится в групповой форме (ансамбль) один час в неделю, и индивидуальный (сольно) один час в неделю.
Планируемые результаты:
К концу учебного года обучающиеся должны:
Знать:
- представления о средствах музыкальной выразительности;

Уметь:
- овладеть навыками ансамблевого исполнения;
- рассуждать о музыке;
- выдерживать темп;
- выдерживать динамику;
-петь на одном дыхании довольно продолжительно.
Формы аттестации обучающихся: опросы, тестирование по темам элементарной теории музыки, участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Аудиозаписи, видеозаписи, грамоты, журнал посещаемости, методические разработки, портфолио, протоколы конкурсов, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат).
Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов является сформированная способность детей к сценическому выступлению на концертах. На этих концертах проверяются как знания, умения и навыки, полученные обучающимися в процессе обучения, так и воспитательные результаты: уровень творческой индивидуальной и коллективной деятельности, трудолюбие, достигнутое в процессе прохождения программы, социальная адаптация обучающихся.
Материально-техническое, информационное обеспечение:
оборудование и приборы:
-музыкальный инструмент;
-аудио/видеоаппаратура;
-компьютер;
-микрофон.
Информационное обеспечение:
Аудио, видео, фото , интернет источники.




Учебный план


Название раздела, темы

Кол-во часов
Формы аттестации/ контроля



Всего
Теория
Практика



Вводное занятие
2
1
1


I.
Вокальная ансамблевая работа (Постановка голосового аппарата)



Проверка вокально – интонационных навыков.


1.Пение произведений:






- классический репертуар
2
1
1



- современный эстрадный репертуар
4
1
3



2.Пение учебно- тренировочного материала
5
1
4
Проверка выученного музыкального текста.


3.Творческие задания
2
1
1
Проверка придуманных мелодий на заданный текст



·4. Сольное пение
32
3
29
Умение пользоваться микрофоном

II.
Музыкально- ритмические движение, сценическое мастерство
4
1
3
Устный ритмический диктант

III.
Музыкальная грамота
3
1
2
Сам. работы, тестирование

IV.
Музыкальные игры
3
3



V.
Слушание музыки
3
1
2
Музыкальная викторина

VI.

Мероприятия воспитатель-познавательного характера
4
2
2
Грамоты, дипломы

VII.
Правила дорожного движения

7
6
1
Тестирование


Итоговое занятие
1

1
Отчётный концерт


Итого:
72
22
50




Содержание учебного плана
Вводные занятия
Теория:
Охрана детского голоса.
Проведение инструктажа по ТБ. Правила поведения в Центре.
Практика: Знакомство с учебным предметом, педагогом, друг с другом. Выступление детей из старших групп.
Раздел: Вокально-ансамблевая работа
Теория: Основные правила охраны детского голоса. Понятие вокально – хоровые навыки: дыхание, дикция, артикуляция, звукообразование и звуковедение, ансамбль, строй.

Практика:
Правильная певческая установка. Организация певческого дыхания, обучение спокойному вдоху, экономному выдоху. Сохранение устойчивого положении гортани. Работа над дикцией и чистой интонации: обучение правильному звукообразованию, правильному формированию гласных, четкому и короткому произношению согласных. Развитие певческого диапазона, выработка чистого унисона.
1.Пение произведений
Теория:
Понятия: «песня», «композитор», «автор слов», «динамика», «темп».
Классические песни. Творческий портрет композиторов. Автор текста. Разбор содержания. Современные эстрадные песни. Содержание музыки и текста, замысел песни.
Практика:
Разучивание песен. Совершенствование пения и исполнения.
Особенности произношения текста. Разучивание и исполнение «Рисование песен». Современные эстрадные песни. Разучивание мелодической линии и ритмического рисунка. Выдерживание дикционных правил. Разбор динамических и темповых нюансов.
2.Пение учебно-тренировочного материала
Теория:
Основы распевания, его важность и задачи. Основы дыхательной гимнастики.
Практика:
Разучивание материала и впевание. Артикуляция. Пение упражнений для развития активности артикуляционного аппарата (пение народных прибауток, скороговорок). Пение упражнений на кантилену. Упражнения на выравнивание, округление звучания гласных.
Работа над ансамблем: темповым, ритмическим, динамическим и тембровым ансамблем. Строй-чистота интонирования каждого поющего. Развитие внутреннего слуха.
3.Творческие задания
Теория:
Понятие творческого задания.
Практика:
Музыкальные импровизации на заданный текст. Ритмические импровизации.
Музыкальные рисунки.
4.Сольное пение
Теория:
Отличительные черты сольного и ансамблевого пения. Певческое дыхание, дикция, атака звука. Правильная работа с микрофоном.
Практика:
Выработка правильного дыхания, дикции.
Показ правильного выполнения упражнений педагогом.

Раздел: Музыкально-ритмические движения
Теория:
Исходное положение и его значение. Музыкальный ритм.

Практика:
Игровые упражнения с предметом. Расширение и сужение круга хоровода. Формирование навыков движения в соответствии с изменением характера музыки. Движение рук. Хлопки в ладоши (тихо или громко).
III.Раздел: Музыкальная грамота
Теория:
Знакомство с длительностями, скрипичным ключом, расположение нот на нотном стане. Мелодия, направление мелодии. Понятие о высоких и низких звуках.
Практика:
Использование ручных знаков при пении вокальных упражнений. Пение по нотам. Ритмические упражнения.
Раздел: Музыкальные игры
Музыкальная игра «Угадай мелодию». Развитие музыкально памяти и слуха.
V.Раздел: Слушание музыки
Теория:
Понятия: «звук», «музыка», «мелодия», «сопровождение», «инструменты», «оркестр». Сведения о композиторах, инструментах.
Практика:
Прослушивание музыки. Выделение мелодии.
VI.Мероприятия воспитательно-познавательного характера
Теория:
Мероприятия, проводимые в объединении :
- беседа (о композиторах, о жанрах).
Практика:
Формы организации учебного занятия
Мероприятия, проводимые в объединении:
- праздники (музыкальные гостиные)
- конкурсы (на лучшее исполнение)
- викторины («Музыка и я», «Любимые мелодии»).
Мероприятия, проводимые вне Центра:
- посещение выставок, музеев;
- встречи с интересными людьми;
- посещения театров;
- просмотры музыкальных конкурсов.
VII. Раздел: Правила дорожного движения
Теория: Основные правила дорожного движения. Запрещающие и разрешающие знаки. Светофор.
Практика: Основные дорожные знаки ( пешеходный переход, движение пешеходов запрещено, подземный пешеходный переход, место остановки автобуса, выезд со двора.
Итоговое занятие
Отчетный концерт для родителей и администрации.

Методическое обеспечение
Обучение участников эстрадного коллектива предполагает наличие умения принимать правильную певческую установку, пения без напряжения, свободно, с правильным дыханием. Огромное значение в обучении эстрадно-народному пению имеет дыхательная, артикуляционная, дикционная гимнастика. От правильности исполнения зависит красота, тембр, выразительность пения.
Пение произведений развивает чувство ритма, слуха, музыкальную память. Ребята так же одновременно с пение учатся двигаться под музыку.
С большим интересом ребята принимают участие в творческих заданиях, когда сочиняют слова и музыку самостоятельно.
Методы обучения:
словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой.
Формы организации образовательного процесса:
- массовая (мастер-класс, конкурсы, дискотеки);
- групповая (ансамбль, концерты, семинары, экскурсии);
- индивидуальная (индивидуальная работа с обучающимся, индивидуальная работа обучающегося, домашняя работа).
В процессе реализации программы используются такие педагогические технологии как:
личностные технологии
заключаются в ориентации на свойства личности, её формирования, развития в соответствии с природными способностями; в нахождении методов и средств обучения и воспитания, соответствующих индивидуальным особенностям каждого обучаемого;
игровые технологии
реализуются по направлениям: цель ставится в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который приводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактической задачи связывается с игровым результатом;
инновационные интерактивные технологии обучения
основываются на психологии человеческих взаимоотношений, рассматриваются как способ усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимодействия педагога и обучаемого; опираются на процессы восприятия, памяти, внимания, на творческое мышление, общение; обучающиеся учатся общаться друг с другом, мыслить творчески, решать профессиональные задачи.

Алгоритм учебного занятия:
В целом учебное занятие можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлексивного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой вида деятельности, содержанием и конкретной задачей.
дидактический материал:
-нотные тетради для теоретических занятий;
-раздаточный материал: тексты изучаемых произведений, ноты песен;
-папки с файлами для ансамблевых и сольных произведений.



Литература для педагога:

1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1983. – 96с.
2. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. – 352 с., ил.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.–415с.
4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 240с.
5. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000, - 304 с.: ноты.

Литература, рекомендованная обучающимся и родителям:
1. Великие композиторы: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Лом «Литере», 2004. – 96 с.
2. Кончаловская Н. Нотная азбука. Серия «Почемучка». - М.:ООО Издательство АСТ», 2000. – 60с.
3. Клёнов А.С. Там где музыка живёт. – М.: Педагогика, 1985. – 152с.
4. Весёлые уроки в школе и дома. (Учимся играя) /Авт.сост. Бугаёва З.Н. - М.:ООО Издательство АСТ», 2002. – 383с.
5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка. – М.:ООО Издательство АСТ», 2003 – 397с.







Примерный репертуарный список:
1. Непоседы «Мама будь всегда со мною рядом»
2. Мультикейс «Молодая лошадь»
3. И.Дунаевский «Капитан»
4. Хор Великанов «Наше детство»
5. Е .Зарицкая «Хлопайте в ладоши»
6. Хор Великанов «Мамочка С Днем Рождения»
7. Непоседы «Три желания»
8. И.Русских « Пой живи Россия»
9. Студия Родники «Щенок»
10. Непоседы «Не разлучные друзья»
11. Студия Дельфин «Божья коровка»
12. А.Ермолов «Детский садик»
13. А. Ермолов «Весёлая песенка»
14. Хор Великанов «Йорки»
15. Д. Тухманов «Тучка»
16. Барбарики «Разукрасим все планеты»
17. В. Шаинский «Папа может»
18. Е.Зарицкая «Раз ладошка»
19.К.Ломарёва « Ладушки»
20. М.Дунаевский « Брадобрей»









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15