Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 8-11 классов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ Буджетное ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и информационным технологиям
преподавателя информатики МБОУ «Лицей»
Геллерт Елена Владимировна
Нижневартовск, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Статус Рабочей программы
Общая характеристика учебного предмета
Цели ступени общего образования
Цели изучения учебного предмета
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Основное содержание
Требования к уровню подготовки учащихся
Результаты обучения
Сведения о контрольных, лабораторных и практических работах
Программы
Учебники
Календарно-тематическое планирование для параллели 8 классов
Календарно-тематическое планирование для параллели 9 классов
Календарно-тематическое планирование для 10 – 11 классов
Практические работы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов учащихся; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых учащимся, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации учащихся, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики - дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В конце курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологии коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Цели ступени общего образования
Основная цель ступени общего образования обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации и на этой основе раскрыть им значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, привить им навыки сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности:
формирование основ научного мировоззрений, представлений об информации (информационных процессах) как одного из трех основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира;
понимание единства информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека;
развитие мышления учащихся;
подготовка учащихся к практической деятельности, труду, продолжению образования.
Цели изучения учебного предмета
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
владение умениями совместной деятельности.
Специальные умения, навыки и способы деятельности
Курс нацелен на формирование умений, навыков и способов деятельности:
фиксировать информацию об окружающем мире;
искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию;
организовывать информацию;
передавать информацию;
проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;
создавать, реализовывать и корректировать планы.
Основное содержание
Информация и информационные процессы
Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Обработка текстовой информации
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Обработка графической информации
Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.
Мультимедийные технологии
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов.
Обработка числовой информации
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.
Представление информации
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Кодирование звуковой информации. Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.
Алгоритмы и исполнители
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
Формализация и моделирование
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования. Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Хранение информации
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных.
Коммуникационные технологии
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.
Информационные технологии в обществе
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий.
Резерв свободного учебного времени
1. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат)
Планирование текста, создание оглавления. Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернете. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование цитат и ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей. Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.
2. Создание графического объекта
Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде. Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного). Создание изображений с использованием графической панели. Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата,
3. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов
Планирование презентации и слайда. Создание презентации; вставка изображений. Настройка анимации. Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.
4. Запись и обработка видеофильма
Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов). Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры). Обработка материала, монтаж информационного объекта.
5. Создание и обработка таблиц с результатами измерений и опросов
Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм). Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов. Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
6. Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу
Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражения, операторов ветвления и цикла. Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке одномерного массива.
7. Работа с учебной базой данных
Поиск необходимой информации. Ввод информации. Обработка запросов.
8. Работа с моделями
Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики. Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм.
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде Web-страницы (Web-сайта) с использованием шаблонов
Планирование Web-страницы (Web-сайта). Поиск необходимой информации. Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование ссылок (гипертекста).
Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи
Планирование работы. Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты. Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них. Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой. Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/понимать:
1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
3. Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей).
4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности.
6. Назначение и функции операционных систем.
Уметь:
1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
2. Распознавать информационные процессы в различных системах.
3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. Эффективной организации индивидуального информационного пространства.
2. Автоматизации коммуникационной деятельности.
3. Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Сведения о контрольных, лабораторных и практических работах
Рабочей программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация» или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.
Программы
Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. - М.: «Просвещение», 2002 г.
Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. - М.: БИНОМ. «Лаборатория знаний», 2003 г.
Учебники
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник 8 кл. - М.: Бином, 2005 г.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник 9 кл. - М.: Бином, 2005 г
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: Учебник 10-11 кл. - М.: Бином, 2003 г.
Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатики и информационным технологиям: Учеб. Пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Бином, 2003 г.
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум: Электронный учебник на CD-ROM. - М.: Бином, 2002 г.
Попов В.Б. Turbo Pascal. - М.: «Финансы и статистика», 2001 г.
Календарно-тематическое планирование
Преподаватель: Геллерт Е.В.
Класс
Количество часов в неделю
В I полугодии
Во II полугодии
8А, 8Е , 8М, 8Х
1
17
18
8И
3
48
54
9А, 9Б, 9Е, 9М
2
32
36
10ХБ, 10Э
1
17
18
10ФМ, 10ИТ
4
64
72
11ХБ, 11Э, 11СГ
1
17
18
11ФМ, 11ИТ
4
64
72
Программы:
Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика.2-11 классы. - М.: Просвещение, 2003г.
Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007г.
Учебники:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник 8 кл. - М.: Бином, 2005г.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник 9 кл. - М.: Бином, 2005г
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: Учебник 10-11 кл. - М.: Бином, 2003г.
Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатики и информационным технологиям: Учеб. Пособие дляобщеобразовательных учреждений. - М.: Бином, 2003г.
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум: Электронный учебник на CD-ROM. - М., Бином, 2002г.
В.Б. Попов. Turbo Pascal. - М.: Финансы и статистика, 2001г.
Календарно-тематическое планирование
для параллели 8 классов
Данная Рабочая программа по информатике в 8А, 8Е, 8М, 8Х классах разработана в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 – 11 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г.
Часть 3. Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (Н.Д. Угринович) 7-11 кл.
8А, 8Е, 8М, 8Х – 1 час в неделю (всего 35 часа).
Учебно-методический комплекс:
Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 8 кл. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003 г.
Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатики и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003 г.
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002 г.
Дополнительная литература:
1. Методическое пособие 7-11 классы.
2. Плакаты 8-11 классы.
3. Журнал «Информатика в школе».
4. «Информатика», приложение к газете «1 сентября».
5. Сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (рубрика «Информатика»).
Промежуточная и итоговая аттестация проводится в соответствии с уставом образовательного учреждения. Проверка знаний учащихся осуществляется в виде тестов на уроках обобщения и применения знаний.
Информатика и ИКТ
Тематическое и поурочное планирование базового курса
(1 час в неделю/ всего 35 часов)
8 класс
№
Тема раздела
Кол-во часов на тему
Тема урока
Дата
Требования к уровню подготовки
Формы
диагностики
Дом.
задание
1
Информация и информационные процессы,
10 часов
1
Информация в живой и неживой природе
Учащиеся должны:
приводить примеры получения, передачи, обработки и хранения информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
приводить примеры информационных процессов в управлении;
знать формулу определение количества информации (как меры уменьшения неопределенности знаний);
знать единицы измерения количества информации;
иметь представление о кодировании генетической информации;
приводить примеры знаковых систем.
Работа в парах
2
1
Человек и информация
Доклад
3
1
Информационные процессы в технике
Устный опрос
4
1
Кодирование информации с помощью знаковых систем
Самостоятельная работа
5
1
Знаки: форма и содержание. Знаковые системы
Тест, самопроверка
6
1
Кодирование информации
Работа в парах
7
1
Количество информации
Работа в парах
8
1
Количество информации как мера уменьшения неопределенности
Устный опрос
9
1
Определение количества информации. Единицы измерения количества информации.
Составление
опорного конспекта
10
1
Алфавитный подход к определению количества информации
Самостоятельная работа
11
Компьютер как универсальное устройство обработки информации,
7 часов
1
Программная обработка данных на компьютере
Учащиеся должны:
называть функции компьютера при работе с информацией;
приводить примеры группы устройств, входящих в состав компьютера и их функции;
знать функции процессора, основные характеристики;
понимать назначение устройств ввода и вывода;
знать различные принципы записи информации и основные правила эксплуатации носителей;
уметь определять тип файла по расширению;
называть основные элементы управления
Терминологический диктант
12
1
Устройство компьютера
Работа в парах
13
1
Файлы и файловая система
Практическая
работа
14
1
Программное обеспечение компьютера
Самостоятельная работа
15
1
Графический интерфейс операционных систем и приложений
Устный опрос
16
1
Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса
Тест, самопроверка
17
1
Компьютерные вирусы и антивирусные программы
Доклад
18
Кодирование и обработка текстовой информации,
8 часов
1
Кодирование текстовой информации
Учащиеся должны:
уметь применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
уметь вставлять в документ объекты из других приложений;
уметь создавать типовые документы на компьютере;
уметь использовать системы оптического распознавания документов, словари и переводчики.
Устный опрос
19
1
Создание документов в текстовых редакторах
Практическая
работа
20
1
Ввод и редактирование документа
Самостоятельная работа
21
1
Форматирование документа
Тест, самопроверка
22
1
Таблицы
Практическая
работа
23
1
Гипертекст
Самостоятельная работа
24
1
Компьютерные словари и системы перевода текстов
Устный опрос
25
1
Системы оптического распознавания документов
Работа в парах
26
Кодирование и обработка числовой информации,
9 часов
1
Кодирование числовой информации. Системы счисления
Учащиеся должны:
уметь производить вычисления с помощью электронных калькуляторов;
уметь вводить в электронные таблицы числа, формулы и текст;
уметь осуществлять сортировку и поиск данных;
уметь в электронных таблицах строить диаграммы и графики.
Составление
опорного конспекта
27
1
Перевод чисел в позиционных системах счисления
Тест, самопроверка
28
1
Арифметические операции в позиционных системах счисления
Работа в парах
29
1
Двоичное кодирование чисел в компьютере
Практическая
работа
30
1
Электронные таблицы
Работа в парах
31
1
Основные параметры электронных таблиц
Самостоятельная работа
32
1
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки
Устный опрос
33
1
Встроенные функции
Самостоятельная работа
34
1
Построение диаграмм и графиков
Практическая
работа
35
1
Повторение (резерв времени)
Устный опрос
Информатика и ИКТ
Тематическое и поурочное планирование базового курса
(2 часа в неделю/ всего 68 часов)
8 класс
№
Тема раздела
Кол-во часов на тему
Тема урока
Дата
Требования к уровню подготовки
Формы
диагностики
Дом.
задание
1
Информация. Кодирование информации,
18 часов
1
Информация в природе, науке и технике. Человек и информация
Учащиеся должны:
приводить примеры получения, передачи, обработки и хранения информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
приводить примеры информационных процессов в управлении;
уметь решать задачи на определение количества информации (как меры уменьшения неопределенности знаний и с помощью алфавитного подхода);
знать единицы измерения количества информации;
иметь представление о кодировании генетической информации;
приводить примеры двоичного кодирования информации;
приводить примеры записи чисел в позиционных и непозиционных системах счисления;
знать правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления;
уметь переводить числа из одной системы счисления в другую.
Устный опрос
2
1
Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение
Самостоятельная работа по карточкам
3
1
Кодирование информации. Генетический код
Работа в парах
4
1
Количество информации
Устный опрос
5
1
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания
Практическая
работа
6
1
Единицы измерения количества информации
Работа в парах
7
1
Определение количества информации
Разноуровневая
самостоятельная работа
8
1
Алфавитный подход к определению количества информации
Устный опрос
9
1
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления
Самостоятельная работа
10
1
Перевод чисел в позиционных системах счисления
Работа в парах
11
1
Арифметические операции в позиционных системах счисления
Тест, самопроверка
12
1
Представление чисел в компьютере
Устный опрос
13
1
Кодирование текстовой информации
Практическая
работа
14
1
Кодирование графической информации
Практическая
работа
15
1
Пространственная дискретизация.
Растровые изображения на экране
монитора
Устный опрос
16
1
Кодирование звуковой информации.
Самостоятельная работа
17
1
Временная дискретизация
Практическая
работа
18
1
Хранение информации
Самостоятельная работа
19
Кодирование и обработка текстовой информации,
15 часов
1
Текстовые редакторы: назначение и возможности
Учащиеся должны:
уметь применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
уметь вставлять в документ объекты из других приложений;
уметь создавать типовые документы на компьютере;
уметь использовать системы оптического распознавания документов, словари и переводчики.
Устный опрос
20
1
Различные форматы текстовых файлов (документов)
Составление
опорного конспекта
21
1
Создание и редактирование документов (вставка, удаление, поиск и замена символов)
Практическая
работа
22
1
Форматирование документов
Практическая
работа
23
1
Параметры страницы (размер, ориентация, поля)
Работа в парах
24
1
Установка параметров символов (шрифт, размер, начертание)
Самостоятельная работа
25
1
Нумерованные и ненумерованные
списки
Практическая
работа
26
1
Вставка и форматирование таблиц
Практическая
работа
27
1
Вставка в документ мультимедийных объектов
Практическая
работа
28
1
Редактор формул
Терминологический диктант
29
1
Проверка орфографии
Практическая
работа
30
1
Гипертекст
Практическая
работа
31
1
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов
Разноуровневая
самостоятельная работа
32
1
Системы оптического распознавания документов
Практическая
работа,
работа в парах
33
1
Заключительный урок
Самостоятельная
работа
34
1
Электронные калькуляторы
Учащиеся должны:
уметь производить вычисления с помощью электронных калькуляторов;
уметь вводить в электронные таблицы числа, формулы и текст;
уметь осуществлять сортировку и поиск данных;
уметь в электронных таблицах строить диаграммы и графики.
Практическая
работа
35
1
Электронные таблицы: назначение и основные функции
Работа в парах
36
1
Структура электронных таблиц
Составление
опорного конспекта
37
1
Основные манипуляции с таблицами
Устный опрос
38
1
Типы данных: числа, формулы и текст
Практическая
работа
39
1
Абсолютные и относительные ссылки
Практическая
работа
40
Кодирование и обработка числовой информации,
16 часов
1
Встроенные функции
Устный опрос
41
1
Встроенные функции
Терминологический диктант
42
1
Сортировка данных
Самостоятельная работа
43
1
Поиск данных
Практическая
работа
44
1
Построение диаграмм и графиков
Тест
45
1
Построение диаграмм и графиков
Практическая
работа
46
1
Работа над проектом
Практическая
работа
47
1
Работа над проектом
Практическая
работа
48
1
Защита проекта
Устный опрос
49
1
Заключительный урок
Игра
50
Коммуникационные технологии,
19 часов
1
Локальные и глобальные компьютерные сети
Учащиеся должны:
описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых глобальной компьютерной сетью Интернет;
объяснять основные принципы технологии Всемирной паутины;
уметь пользоваться электронной почтой и файловыми архивами и «путешествовать» по Всемирной паутине;
иметь представление об основных принципах защиты информации;
знать основы языка разметки гипертекста (HTML – HyperText Markup Language);
уметь создавать и публиковать в Интернете Web-сайты.
Составление
опорного конспекта
51
1
Адресация в Интернете
Самостоятельная работа по карточкам
52
1
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей. Электронная почта и телеконференции
Устный опрос
53
1
Всемирная паутина
Терминологический диктант
54
1
Файловые архивы
Сообщение
55
1
Интерактивное общение в Интернете
Устный опрос
56
1
Мультимедиа технологии
Кроссворд
57
1
Поиск информации (документов, файлов, людей) в Интернете
Разноуровневая
самостоятельная работа
58
1
Электронная коммерция в Интернете
Тест
59
1
Информационная безопасность. Защита информации на автономном компьютере, в локальных и глобальных сетях
Доклад
60
1
Разработка Web-сайтов
Практическая
работа
61
1
Основы языка разметки гипертекста (HTML)
Практическая
работа
62
1
Форматирование текста
Тест
63
1
Размещение графики на Web-страницах
Практическая
работа
64
1
Гиперссылки на Web-страницах
Самостоятельная работа
65
1
Списки на Web-страницах
Практическая
работа
66
1
Формы на Web-страницах
Практическая
работа
67
1
Защита работы
Опрос
68
1
Заключительный урок
Устный опрос
Календарно-тематическое планирование
для параллели 9 классов
Данная Рабочая программа по информатике и информационным технологиям в 9А, 9Б классах разработана в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 – 11 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г.
Часть 3. Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (Н.Д. Угринович) 7-11 кл.
9А, 9Б – 2 часа в неделю (всего 68 часов).
Учебно-методический комплекс:
Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 9 кл. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.
Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатики и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003 г.
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002 г.
Дополнительная литература:
1. Методическое пособие 7-11 классы.
2. Плакаты и таблицы по информатике и ИКТ 8-11 классы.
3. Журнал «Информатика в школе».
4. Учебник для общеобразовательных учебных заведений А. А. Кузнецов, Н. В. Апатова «Основы информатики 8-9 класс» – Москва: Издательский дом «Дрофа» 2001 г.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с уставом образовательного учреждения. Для проведения контрольных работ предусмотрено 4 часа (три проверочных и одна итоговая к. р.), на лабораторно-практические работы –22 часа, на проектную, исследовательскую и самостоятельную деятельность учащихся в рабочей программе всего выделяется 3 часа (два групповых краткосрочных монопредметных информационных проекта и семь самостоятельных работ).
Информатика и ИКТ
Тематическое и поурочное планирование базового курса
(2 часа в неделю/ всего 68 часов)
9 класс
№
Тема раздела
Кол-во часов на тему
Тема урока
Дата
Цель
Формы
диагностики
Дом.
задание
1
Хранение, поиск и сортировка информации,
15 часов
1
Информационные системы
Учащиеся должны:
описывать назначение и возможности баз данных;
уметь создавать табличные базы данных (записная книжка);
уметь осуществлять сортировку данных;
уметь осуществлять поиск записей с помощью фильтров и запросов;
уметь создавать и печатать ответы.
Устный опрос
2
1
Текстовые документы в базе данных
Практическая работа
3
1
Системы управления баз данных и их функций
Составление
опорного конспекта
4
1
Технология работы с Microsoft Access. Основные понятия и объекты
Практическая работа
5
1
Выражения. Технология создания БД в Microsoft Access
Самостоятельная работа
6
1
Операции с данными в таблице.
Создание и использование формы
Практическая работа
7
1
Создание и использование запроса
Практическая работа
8
1
Создание и использование отчета
Составление
опорного конспекта
9
1
Создание Web – страницы доступа к данным
Терминологический диктант, устный опрос
10
1
Автоматизация выполнения задач
обработки данных с помощью
макрокоманд. Создание макроса
Практическая работа
11
1
Использование модулей в Microsoft Access
Практическая работа
12
1
Создание кнопки с помощью мастера
Практическая работа, самостоятельная работа (карточки)
13
1
Целостность данных. Определение
связей между таблицами
Практическая работа
14
1
Создание формы для создания таблиц
Практическая
работа, работа с
перфокартами
15
1
Контрольная работа № 1
Контрольная работа
16
1
Алгоритм и его формальное
исполнение
Учащиеся должны:
объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;
знать основные типы данных и операторы (процедуры) для одного из языков программирования;
уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы;
уметь создавать проекты с использованием визуального программирования.
Составление опорного конспекта,
практическая работа
17
1
Основные типы алгоритмических структур: линейная, ветвление, цикл
Самостоятельная работа по карточкам
18
1
Кодирование алгоритмов в форме
макросов на языке объектно-ориентированного программирования Visual Basic for Application (VBA)
Тест
19
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования,
19 часов
1
Основы объектно-ориентированного визуального программирования Visual Basic
Работа в парах
20
1
Интегрированная среда объектно-ориентированного программирования Visual Basic
Практическая работа
21
1
Визуальное конструирование
графического интерфейса. Форма и управляющие элементы
Самостоятельная работа по карточкам
22
1
Объекты: свойства, методы, события
Практическая работа,
устный опрос
23
1
Событийные и общие процедуры
Разноуровневая
самостоятельная работа
24
1
Операторы ветвления, выбора и цикла
Устный опрос
25
1
Тип, имя и значение переменной
Практическая работа,
работа в парах
26
1
Арифметические, строковые и
логические выражения
Практическая работа
27
1
Присвоение. Функции преобразования типов данных
Составление опорного конспекта, практическая работа
28
1
Математические функции
Практическая работа, тест
29
1
Строковые функции
Практическая работа
30
1
Функции ввода и вывода
Практическая работа
по перфокартам
31
1
Функции даты и времени
Практическая работа
32
1
Графические возможности языка
Visual Basic
Практическая работа
33
1
Выполнение программ компьютером
Тест, практическая работа
34
1
Контрольная работа № 2
Контрольная работа
35
1
Моделирование как метод познания
Учащиеся должны:
уметь приводить примеры моделирования и формализации;
уметь приводить примеры систем и их моделей;
уметь строить информационные модели из различных предметных областей (физики, математики, химии, биологии) и исследовать их на компьютере.
Устный опрос
36
1
Формы представления моделей.
Формализация
Практическая работа
37
1
Системный подход к окружающему миру
Составление
опорного конспекта
38
1
Виды классификации моделей
Самостоятельная работа
39
Моделирование и формализация,
26 часов
1
Типы информационных моделей.
Табличные информационные модели
Практическая работа
40
1
Иерархические информационные
модели
Составление
опорного конспекта
41
1
Сетевые информационные модели
Самостоятельная
работа по карточкам
42
1
Основные этапы разработки и
исследования моделей на компьютере
Работа в парах
43
1
Объект и его свойства. Объектно-ориентированное моделирование
Практическая работа
44
1
Построение и исследование
физических моделей
Устный опрос
45
1
Построение и исследование
математических моделей
Самостоятельная работа по карточкам
46
1
Графическое решение уравнений
Практическая работа
47
1
Числовое решение уравнений с
заданной точностью
Практическая работа
48
1
Вероятностные модели
Составление
опорного конспекта
49
1
Геометрические модели
Тест
50
1
Биологические модели развития
популяций
Практическая работа
51
1
Химические модели
Практическая работа
52
1
Оптимизационное моделирование в экономике
Практическая работа,
устный опрос
53
1
Модели простейших экспертных
систем
Практическая работа
54
1
Геоинформационные модели
Практическая работа,
работа по перфокартам
55
1
Отображение на географических
картах статистических данных
Практическая работа
56
1
Модель разомкнутой системы
управления
Практическая работа
57
1
Модель замкнутой системы
управления
Практическая работа,
самостоятельная работа по карточкам
58
1
Построение различных моделей
Практическая работа
59
1
Контрольная работа № 3
Контрольная работа
60
1
Заключительный урок
Практическая работа,
устный опрос
61
Информация общества,
4 часа
1
Информационное общество
Учащиеся должны:
иметь представление о проблемах информационной безопасности общества и личности;
иметь представление об авторских правах на программное обеспечение и правах пользователя на его использование.
Устный опрос
62
1
Информационная культура
Самостоятельная работа
63
1
Правовая охрана программ и данных
Сообщения
64
1
Защита информации
Составление
опорного конспекта
65
Повторение,
4 часа
1
Итоговое повторение
Устный опрос
66
1
Итоговое повторение
Самостоятельная работа по карточкам
67
1
Итоговое повторение
Работа в группах
68
1
Итоговая контрольная работа
Контрольная работа
Календарно-тематическое планирование
для параллели 10 классов
Данная Рабочая программа по информатике и информационным технологиям в 10ФМ, 10ХБ, 10Э классах разработана в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 – 11 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г.
Часть 4. Программы профильных общеобразовательных курсов «Информатика и ИКТ» для старшей школы (Н.Д. Угринович).
10ФМ – 4 часа в неделю (всего 136 часов).
10ХБ, 10Э – 1 час в неделю (всего 35 часов).
Учебно-методический комплекс:
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: Учебник 10 – 11 кл. – М.: Бином, 2003г.
Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатики и информационным технологиям: Учеб. Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Бином, 2003г.
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум: Электронный учебник на CD-ROM. – М., Бином, 2002г.
Дополнительная литература:
1. Методическое пособие 7-11 классы.
2. Плакаты и таблицы по информатике и ИКТ 8-11 классы.
3. Журнал «Информатика в школе».
Данный курс решает актуальные в настоящее время и социально значимые для школы задачи - подготовка учащихся к жизни в информационном обществе, социальная адаптация учащихся к жизни в обществе с рыночной экономикой.
Программой предусмотрено проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность.
Информатика и информационные технологии
Тематическое и поурочное планирование базового курса
(1 час в неделю/ всего 35 часов)
10 класс
№
Тема раздела
Кол-во часов на тему
Тема урока
Дата
Цель
Формы
диагностики
Дом.
задание
1
Компьютер и программное обеспечение,
10 часов
1
Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Магистраль. Процессор и оперативная память
Учащиеся должны:
знать основные расширения текстовых файлов;
знать группы устройств, реализующих информационные процессы;
знать функции и основные характеристики процессора;
знать функции и основные характеристики оперативной памяти;
знать основные функции устройства ввода и вывода;
уметь создавать и редактировать формулы;
понимать программный принцип обработки данных и управления компьютером;
знать назначение и состав операционной системы;
уметь связать гиперссылками несколько текстовых документов;
уметь определять тип файла по расширению;
уметь записывать путь к файлу и полное имя файла;
понимать принцип разбиения поверхности магнитного диска;
перечислять группы программ;
знать назначение операционной системы;
объяснять различие растровых и векторных изображений;
знать основное соотношение между неопределенностью и количеством информации;
уметь вычислять количество информации в сообщении;
понимать суть двоичного кодирования;
знать отличие позиционных систем счисления от непозиционных;
уметь вычислять информационный объем сообщения;
знать таблицу соответствия двоичных кодов;
знать алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую;
уметь вычислять информационный объем звукового файла;
уметь вычисления и представлять числовые данные в наглядном виде;
уметь вставлять объекты, созданные в другом приложении;
понимать принцип двоичного кодирования различных видов информации.
Опрос,
практическая работа
2
1
Аппаратная реализация компьютера. Периферийные устройства
Устный опрос
3
1
Операционная система: назначение и состав
Практическая
работа
4
1
Загрузка операционной системы
Устный опрос, практическая работа
5
1
Графический интерфейс Windows
Беседа,
решение задач
6
1
Программная обработка данных
Практическая
работа
7
1
Файлы и файловая система. Логическая структура дисков
Устный опрос, практическая работа
8
1
Прикладное программное обеспечение
Самостоятельная работа
9
1
Компьютерные вирусы и
антивирусные программы
Практическая работа
10
1
Работа с графическим интерфейсом, служебными и стандартными приложениями
Опрос,
практическая работа
11
1
Понятие «информация» и свойства информации
Опрос,
практическая работа
12
1
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний
Самопроверка,
самостоятельная работа
13
1
Алфавитный подход к определению количества информации
Устный опрос, практическая работа
14
1
Формула Шеннона
Решение задач,
беседа
15
1
Язык как знаковая система
Опрос,
практическая работа
16
1
Представление информации в живых организмах
Практическая
работа
17
1
Кодирование информации
Контрольная работа
18
Информация. Двоичное кодирование информации, 25 часов
1
Двоичное кодирование информации в компьютере
Устный опрос, практическая работа
19
1
Представление числовой информации с помощью систем счисления
Самопроверка,
самостоятельная работа
20
1
Перевод чисел в позиционных системах счисления
Устный опрос
21
1
Перевод чисел в десятичную систему счисления
Работа в парах
22
1
Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную
Устный опрос, практическая работа
23
1
Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно
Практическая
работа
24
1
Арифметические операции в позиционных системах счисления
Беседа,
решение задач
25
1
Представление чисел в компьютере
Практическая
работа
26
1
Двоичное кодирование текстовой информации
Контрольная работа
27
1
Аналоговый и дискретный способы представления изображений и звука
Опрос,
практическая работа
28
1
Двоичное кодирование графической информации
Практическая
работа
29
1
Двоичное кодирование звуковой информации
Самостоятельная работа
30
1
Решение задач и выполнение практических заданий на кодирование текстовой, графической и звуковой информации
Самопроверка,
самостоятельная работа
31
1
Хранение информации
Устный опрос
32
1
Накопители на магнитных и оптических носителях
Опрос,
практическая работа
33
1
Решение задач и выполнение практических заданий на хранение информации
Самостоятельная работа
34
1
Решение задач
Контрольная работа
35
1
Посвторение
Устный опрос
Информатика и информационные технологии
Тематическое и поурочное планирование базового (углубленного) курса
(4 часа в неделю/ всего 136 часов)
10 класс
№
Тема раздела
Кол-во часов
на тему
Тема урока
Дата
Цель
Формы
диагностики
Дом.
задание
1
Компьютер и программное обеспечение, 24 часа
1
Архитектура компьютера
Учащиеся должны знать:
Основные устройства компьютера;
Сущность магистрально-модульного принципа архитектуры ЭВМ;
Виды, назначение, принципы работы и пользовательские характеристики устройств ввода, вывода, отображения, передачи, хранения, обработки информации.
Учащиеся должны уметь:
Подготовить доклад по материалам компьютерной переодики об устройствах того или иного вида;
Определять основные характеристики важнейших устройств компьютера;
«расшифровать сведения о компьютере, данные в рекламных и прайс-листах».
Составление опорного конспекта. Практическая работа
2
1
Магистраль: шина данных, шина адреса и шина управления. Шины периферийных устройств
Самостоятельная работа
3
1
Процессор: частота, разрядность и адресное пространство
Тест
4
1
Оперативная память: тип, частота и информационная емкость
Терминологический
диктант
5
1
Долговременная память.
Устный опрос
6
1
Магнитный и оптический принцип записи, хранения и считывания информации
Работа по карточками
7
1
Flash-память
Самостоятельная работа
8
1
Подключение периферийных устройств
Практическая работа
9
1
Последовательные порты и параллельный порт
Практикум
10
1
Графический порт AGP
Устный опрос
11
1
Данные и программы. Программное обеспечение компьютера
Практическая работа
12
1
Операционные системы: назначение, состав, загрузка
Практическая работа
13
1
Прикладное программное обеспечение
Практическая работа
14
1
Системы программирования
Практическая работа
15
1
Файлы и файловая структура
Практическая работа
16
1
Физическое и логическое форматирование дисков
Практическая работа
17
1
Архивация и разархивация файлов.
Практическая работа
18
1
Алгоритмы и методы разархивации
Практикум.
Самостоятельная работа
19
1
Графический интерфейс операционной системы и приложений
Практическая работа
20
1
Защита информации от несанкционированного доступа
Практическая работа
21
1
Компьютерные вирусы.
Практическая работа
22
1
Антивирусные программы
Практическая работа
23
1
Зачет
Практикум.
Самостоятельная работа
24
1
Заключительный урок
Фронтальный опрос
25
Информация и информационные процессы, 40 часов
1
Вещественно-энергетическая информационная картина мира
Учащиеся должны знать:
Способы двоичного кодирования текстовой информации; основные таблицы кодировок;
Особенности использования различных текстовых, графических, звуковых форматов;
Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую и способы представления чисел в разных форматах;
Правила двоичной арифметики.
Учащиеся должны уметь:
Сохранять созданные файлы в заданном формате;
Переходить от одной таблицы кодировки к другой;
Переводить числа из одной позиционной системы счисления в другую;
Выполнять арифметические действия в различных системах счисления.
Практическая работа.
Работа по перфокартам
26
1
Информация как мера упорядоченности в неживой природе. Информация и энтропия
Практическая работа
27
1
Информационные процессы в живой природе, обществе, технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации
Практическая работа
28
1
Информационные процессы в управлении. Системы с обратной связью
Практическая работа
29
1
Информация и знания
Практическая работа
30
1
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний
Практическая работа
31
1
Практическая работа по теме: «Определение количества информации с использованием вероятностного подхода»
Практическая работа
32
1
Единицы измерения количества информации
Практическая работа
33
1
Практическая работа по теме: «Единицы измерения количества информации»
Контрольная работа
34
1
Кодирование информации с помощью знаковых систем. Естественные и искусственные языки
Работа по карточкам
35
1
Практическая работа по теме: «Определение количества информации с использованием алфавитного подхода»
Практическая работа.
Самостоятельная работа
36
1
Кодировки русского алфавита
Практическая работа.
Работа по перфокартам
37
1
Практическая работа по теме: «Представление текста в различных кодировках»
Практическая работа
38
1
Практическая работа по теме «Кодирование и декодирование текста»
Практическая работа.
Самостоятельная работа
39
1
Практическая работа по теме «Определение числового кода символа и ввод символа по числовому коду в текстовых редакторах»
Практическая работа
40
1
Кодирование генетической информации. Генетический алфавит
Практическая работа
41
1
Расшифровка генома человека с использованием компьютерных технологий
Практическая работа
42
1
Кодирование аналоговой (непрерывной) графической и звуковой информации методом дискретизации
Устный опрос
43
1
Кодирование графической информации (разрешающая способность и глубина цвета)
Устный опрос
44
1
Практическая работа по теме «Установка графического режима экрана монитора»
Устный опрос.
Практическая работа
45
1
Практическая работа по теме «Параметры растрового изображения (разрешение и глубина цвета)»
Устный опрос.
Практическая работа
46
1
Кодирование звуковой информации (частота дискретизации и глубина кодирования)
Устный опрос.
Практическая работа
47
1
Практическая работа по теме «Запись звукового файла с заданной частотой дискретизации и глубиной кодирования»
Фронтальный опрос.
Самостоятельная работа
48
1
Практическая работа по теме «Информационный объем звуковых файлов и качество звучания»
Практическая работа
49
1
Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления
Практикум
50
1
Практическая работа по теме «Запись чисел в различных системах счисления»
Практикум
51
1
Практическая работа по теме «Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую»
Практическая работа
52
1
Практическая работа по теме «Перевод дробных чисел из одной системы счисления в другую»
Фронтальный опрос
53
1
Практическая работа по теме «Перевод произвольных чисел из одной системы счисления в другую»
Практическая работа
54
1
Практическая работа по теме «Перевод чисел из системы счисления с основанием 2 в систему счисления с основанием 2n, где n=2, 3»
Тест
55
1
Арифметические операции в позиционных системах счисления
Фронтальный опрос
56
1
Практическая работа по теме «Арифметические операции в позиционных системах счисления»
Фронтальный опрос
57
1
Представление чисел в компьютере
Работа с карточками
58
1
Формат с фиксированной и плавающей запятой
Практическая работа
абота с карточками.
59
1
Практическая работа по теме «Представление чисел в компьютере в формате с фиксированной запятой»
Практическая работа
60
1
Практическая работа по теме «Представление чисел в компьютере в формате с плавающей запятой»
Практическая работа
61
1
Прямой, обратный и дополнительный код
Самостоятельная работа по карточкам
62
1
Практическая работа по теме «Запись чисел в прямом, обратном и дополнительном кодах»
Практическая работа
63
1
Контрольная работа
Устный опрос
64
1
Заключительный урок
Практическая работа
65
Основы логики, 18 часов
1
Формы мышления
Учащиеся должны знать:
Назначение электронных таблиц;
Основные механизмы ввода, вывода, хранения, обработки данных;
Назначение встроенных функций;
Области использования.
Учащиеся должны уметь:
Работать со справочной системой электронных таблиц;
Осуществлять ввод, вывод, обработку данных;
Осуществлять графическую интерпретацию данных;
Осуществлять связывание данных.
Практическая работа
66
1
Алгебра высказываний
Самостоятельная работа
67
1
Логические выражения и таблицы
истинности
Контрольная работа
68
1
Построение таблиц истинности логических функций и выражений (в том числе с использованием электронных таблиц)
Практическая работа
69
1
Логические функции
Практическая работа
70
1
Логические законы и правила преобразования логических выражении
Практикум
71
1
Преобразование логических
выражений с использованием логических законов и правил преобразования (в том числе с использованием инженерных калькуляторов)
Практикум
72
1
Преобразование высказываний с естественного языка на язык алгебры логики
Фронтальный опрос
73
1
Решение логических задач
Фронтальный опрос
74
1
Решение логических задач
Самостоятельная работа
75
1
Решение логических задач
Самостоятельная работа
76
1
Логические основы устройства
компьютера
Практическая работа
77
1
Базовые логические элементы
Практическая работа
78
1
Сумматор двоичных чисел
Практическая работа
79
1
Триггер
Самостоятельная работа
80
1
Построение логических схем
основных устройств компьютера (сумматор, триггер)
Фронтальный опрос
81
1
Тестирование
Фронтальный опрос
82
1
Обобщение по теме «Основы логики»
Практическая работа
83
Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации, 18 часов
1
Растровая и векторная графика
Учащиеся должны знать:
Назначение электронных таблиц;
Основные механизмы ввода, вывода, хранения, обработки данных;
Назначение встроенных функций;
Области использования.
Учащиеся должны уметь:
Работать со справочной системой электронных таблиц;
Осуществлять ввод, вывод, обработку данных;
Осуществлять графическую интерпретацию данных;
Осуществлять связывание данных.
Практическая работа
84
1
Форматы графических файлов
Самостоятельная работа
85
1
Растровые и векторные редакторы
Тест
86
1
Редактирование изображений в растровом редакторе Paint
Самостоятельная работа
87
1
Создание и редактирование растровых графических изображении
Самостоятельная работа по перфокартам
88
1
Создание изображений в векторном редакторе, входящем в состав текстового редактора Word
Коллоквиум
89
1
Создание и редактирование векторных рисунков
Практическая работа
90
1
Система автоматизированного проектирования КОМПАС-ЗБ
Работа по карточкам
91
1
Построение основных чертежных объектов
Практическая работа
92
1
Геометрические построения использованием САПР
Самостоятельная работа
93
1
Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии
Практическая работа
94
1
Создание мультимедийных презентаций
Практическая работа
95
1
Создание анимаций
Индивидуальный опрос
96
1
Работа над проектом
97
1
Работа над проектом
98
1
Защита проекта
Практическая работа
99
1
Тестирование
Фронтальный опрос
100
1
Обобщение по теме
Практическая работа
101
1
Создание и редактирование документов
Учащиеся должны знать:
Назначение электронных таблиц;
Основные механизмы ввода, вывода, хранения, обработки данных;
Назначение встроенных функций;
Области использования.
Учащиеся должны уметь:
Работать со справочной системой электронных таблиц;
Осуществлять ввод, вывод, обработку данных;
Осуществлять графическую интерпретацию данных;
Осуществлять связывание данных.
Контрольная работа
102
1
Создание документа с помощью мастера
Работа у доски
103
1
Создание документа на основе
шаблон
Диктант
104
1
Различные форматы текстовых файлов (документов)
Фронтальный опрос
105
1
Форматирование документа. Выбор параметров страницы
Практическая работа
106
Технологии создания и обработки текстовой информации, 18 часов
1
Форматирование абзацев
Практическая работа
107
1
Форматирование абзацев в документе
Практическая работа
108
1
Вставка в документ формул
Практическая работа
109
1
Списки
Фронтальный опрос
110
1
Таблицы
Индивидуальный опрос
111
1
Форматирование символов
Работа у доски
112
1
Форматирование символов в документе
Самостоятельная работа
113
1
Гипертекст
Самостоятельная работа
114
1
Создание гипертекста
Диктант
115
1
Компьютерные словари и системы
машинного перевода текстов
Работа у доски
116
1
Системы оптического распознавания
документов
Самостоятельная работа
117
1
Тестирование
Практическая работа
118
1
Обобщение по теме
Работа у доски
119
Технология обработки числовой информации, 18 часов
1
Электронные калькуляторы
Учащиеся должны знать:
Назначение электронных таблиц;
Основные механизмы ввода, вывода, хранения, обработки данных;
Назначение встроенных функций;
Области использования.
Учащиеся должны уметь:
Работать со справочной системой электронных таблиц;
Осуществлять ввод, вывод, обработку данных;
Осуществлять графическую интерпретацию данных;
Осуществлять связывание данных.
Работа у доски
120
1
Вычисления в электронных калькуляторах
Самостоятельная работа
121
1
Структура электронных таблиц
Фронтальный опрос
122
1
Типы и формат данных
Практическая работа
123
1
Ввод в таблицу чисел, текстов и формул
Фронтальный опрос
124
1
Относительные и абсолютные ссылки
Работа у доски
125
1
Использование в формулах абсолютных, относительных и смешанных ссылок
Практическая работа
126
1
Встроенные математические и логические функции
Устный опрос
127
1
Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков
Терминологический
диктант
128
1
Приближенное графическое решение уравнений
Практическая работа
129
1
Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных типов (гистограмм, круговых
и графиков)
Самостоятельная работа
130
1
Приближенное решение уравнений методом подбора параметра
Практическая работа
131
1
Работа над проектом
Практическая работа
132
1
Работа над проектом
Практическая работа
133
1
Работа над проектом
Практикум
134
1
Работа над проектом
Практикум
135
1
Защита проекта
Работа у доски
136
1
Заключительный урок
Устный опрос
Практические работы
№ 1. Фиксация аудио- и видеоинформации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.
№ 2. Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимания сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
№ 3. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).
№ 4. Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.
№ 5. Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.
№ 6. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
№ 7. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
№ 8. Вставка в документ формул.
№ 9. Создание и форматирование списков.
№ 10. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
№11. Создание гипертекстового документа.
№ 12. Перевод текста с использованием системы машинного перевода.
№ 13. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
№14. Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
№15. Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
№ 16. Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
№ 17. Сканирование графических изображений.
№ 18. Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.
№ 19. Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.
№ 20. Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).
№ 21. Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).
№ 22. Обработка материала, монтаж информационного объекта.
№ 23. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
№ 24. Создание и обработка таблиц.
№ 25. Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
№ 26. Построение диаграмм и графиков.
№ 27. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.
№ 28. Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.
№ 29. Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.
№ 30. Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).
№ 31. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.
№ 32. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.
№ 33. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.
№ 34. Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму.
№ 35. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.
№ 36. Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.
№ 37. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.
№ 38. Построение генеалогического дерева семьи.
№ 39. Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.
№ 40. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.
№ 41. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.
№ 42. Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.
№ 43. Поиск записей в готовой базе данных.
№ 44. Сортировка записей в готовой базе данных.
№ 45. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.
№ 46. Путешествие по Всемирной паутине.
№ 47. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.
№ 48. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.
№ 49. Загрузка файла из файлового архива.
№ 50. Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.
№ 51. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.
№ 52. Создание комплексного информационного объекта в виде Web-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов.
№ 53. Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи.
№ 54. Защита информации от компьютерных вирусов.
№ 55. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.
Заголовок 115