Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 8-11 классов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ Буджетное ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и информационным технологиям





преподавателя информатики МБОУ «Лицей»
Геллерт Елена Владимировна








Нижневартовск, 2011


СОДЕРЖАНИЕ

Статус Рабочей программы
Общая характеристика учебного предмета
Цели ступени общего образования
Цели изучения учебного предмета
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Основное содержание
Требования к уровню подготовки учащихся
Результаты обучения
Сведения о контрольных, лабораторных и практических работах
Программы
Учебники
Календарно-тематическое планирование для параллели 8 классов
Календарно-тематическое планирование для параллели 9 классов
Календарно-тематическое планирование для 10 – 11 классов
Практические работы


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебного предмета
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов учащихся; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых учащимся, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации учащихся, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики - дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В конце курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологии коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.


Цели ступени общего образования
Основная цель ступени общего образования обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации и на этой основе раскрыть им значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, привить им навыки сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности:
формирование основ научного мировоззрений, представлений об информации (информационных процессах) как одного из трех основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира;
понимание единства информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека;
развитие мышления учащихся;
подготовка учащихся к практической деятельности, труду, продолжению образования.


Цели изучения учебного предмета
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
владение умениями совместной деятельности.



Специальные умения, навыки и способы деятельности
Курс нацелен на формирование умений, навыков и способов деятельности:
фиксировать информацию об окружающем мире;
искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию;
организовывать информацию;
передавать информацию;
проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;
создавать, реализовывать и корректировать планы.


Основное содержание
Информация и информационные процессы
Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Обработка текстовой информации
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Обработка графической информации
Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.
Мультимедийные технологии
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов.
Обработка числовой информации
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.
Представление информации
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Кодирование звуковой информации. Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.
Алгоритмы и исполнители
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
Формализация и моделирование
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования. Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Хранение информации
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных.
Коммуникационные технологии
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.
Информационные технологии в обществе
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий.
Резерв свободного учебного времени
1. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат)
Планирование текста, создание оглавления. Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернете. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование цитат и ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей. Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.
2. Создание графического объекта
Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде. Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного). Создание изображений с использованием графической панели. Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата,
3. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов
Планирование презентации и слайда. Создание презентации; вставка изображений. Настройка анимации. Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.
4. Запись и обработка видеофильма
Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов). Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры). Обработка материала, монтаж информационного объекта.
5. Создание и обработка таблиц с результатами измерений и опросов
Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм). Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов. Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
6. Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу
Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражения, операторов ветвления и цикла. Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке одномерного массива.
7. Работа с учебной базой данных
Поиск необходимой информации. Ввод информации. Обработка запросов.
8. Работа с моделями
Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики. Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм.
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде Web-страницы (Web-сайта) с использованием шаблонов
Планирование Web-страницы (Web-сайта). Поиск необходимой информации. Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование ссылок (гипертекста).
Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи
Планирование работы. Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты. Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них. Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой. Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов.

Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/понимать:
1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
3. Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей).
4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности.
6. Назначение и функции операционных систем.

Уметь:
1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
2. Распознавать информационные процессы в различных системах.
3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. Эффективной организации индивидуального информационного пространства.
2. Автоматизации коммуникационной деятельности.
3. Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Сведения о контрольных, лабораторных и практических работах
Рабочей программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация» или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.



Программы
Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. - М.: «Просвещение», 2002 г.
Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. - М.: БИНОМ. «Лаборатория знаний», 2003 г.
Учебники
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник 8 кл. - М.: Бином, 2005 г.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник 9 кл. - М.: Бином, 2005 г
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: Учебник 10-11 кл. - М.: Бином, 2003 г.
Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатики и информационным технологиям: Учеб. Пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Бином, 2003 г.
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум: Электронный учебник на CD-ROM. - М.: Бином, 2002 г.
Попов В.Б. Turbo Pascal. - М.: «Финансы и статистика», 2001 г.


















Календарно-тематическое планирование

Преподаватель: Геллерт Е.В.

Класс
Количество часов в неделю

В I полугодии

Во II полугодии


8А, 8Е , 8М, 8Х
1
17
18


3
48
54

9А, 9Б, 9Е, 9М
2
32
36

10ХБ, 10Э
1
17
18

10ФМ, 10ИТ
4
64
72

11ХБ, 11Э, 11СГ
1
17
18

11ФМ, 11ИТ
4
64
72


Программы:
Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика.2-11 классы. - М.: Просвещение, 2003г.
Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007г.

Учебники:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник 8 кл. - М.: Бином, 2005г.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник 9 кл. - М.: Бином, 2005г
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: Учебник 10-11 кл. - М.: Бином, 2003г.
Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатики и информационным технологиям: Учеб. Пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Бином, 2003г.
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум: Электронный учебник на CD-ROM. - М., Бином, 2002г.
В.Б. Попов. Turbo Pascal. - М.: Финансы и статистика, 2001г.



Календарно-тематическое планирование
для параллели 8 классов

Данная Рабочая программа по информатике в 8А, 8Е, 8М, 8Х классах разработана в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 – 11 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г.
Часть 3. Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (Н.Д. Угринович) 7-11 кл.
8А, 8Е, 8М, 8Х – 1 час в неделю (всего 35 часа).

Учебно-методический комплекс:
Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 8 кл. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003 г.
Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатики и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003 г.
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002 г.

Дополнительная литература:
1. Методическое пособие 7-11 классы.
2. Плакаты 8-11 классы.
3. Журнал «Информатика в школе».
4. «Информатика», приложение к газете «1 сентября».
5. Сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (рубрика «Информатика»).

Промежуточная и итоговая аттестация проводится в соответствии с уставом образовательного учреждения. Проверка знаний учащихся осуществляется в виде тестов на уроках обобщения и применения знаний.








Информатика и ИКТ
Тематическое и поурочное планирование базового курса
(1 час в неделю/ всего 35 часов)
8 класс


Тема раздела
Кол-во часов на тему
Тема урока
Дата
Требования к уровню подготовки
Формы
диагностики
Дом.
задание

1
Информация и информационные процессы,
10 часов
1
Информация в живой и неживой природе


Учащиеся должны:
приводить примеры получения, передачи, обработки и хранения информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
приводить примеры информационных процессов в управлении;
знать формулу определение количества информации (как меры уменьшения неопределенности знаний);
знать единицы измерения количества информации;
иметь представление о кодировании генетической информации;
приводить примеры знаковых систем.
Работа в парах


2

1
Человек и информация


Доклад


3

1
Информационные процессы в технике


Устный опрос


4

1
Кодирование информации с помощью знаковых систем


Самостоятельная работа


5

1
Знаки: форма и содержание. Знаковые системы


Тест, самопроверка


6

1
Кодирование информации


Работа в парах


7

1
Количество информации


Работа в парах


8

1
Количество информации как мера уменьшения неопределенности


Устный опрос


9

1
Определение количества информации. Единицы измерения количества информации.


Составление
опорного конспекта


10

1
Алфавитный подход к определению количества информации


Самостоятельная работа


11
Компьютер как универсальное устройство обработки информации,
7 часов
1
Программная обработка данных на компьютере


Учащиеся должны:
называть функции компьютера при работе с информацией;
приводить примеры группы устройств, входящих в состав компьютера и их функции;
знать функции процессора, основные характеристики;
понимать назначение устройств ввода и вывода;
знать различные принципы записи информации и основные правила эксплуатации носителей;
уметь определять тип файла по расширению;
называть основные элементы управления
Терминологический диктант


12

1
Устройство компьютера


Работа в парах


13

1
Файлы и файловая система


Практическая
работа


14

1
Программное обеспечение компьютера


Самостоятельная работа


15

1
Графический интерфейс операционных систем и приложений


Устный опрос


16

1
Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса


Тест, самопроверка


17

1
Компьютерные вирусы и антивирусные программы


Доклад


18
Кодирование и обработка текстовой информации,
8 часов
1
Кодирование текстовой информации



Учащиеся должны:
уметь применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
уметь вставлять в документ объекты из других приложений;
уметь создавать типовые документы на компьютере;
уметь использовать системы оптического распознавания документов, словари и переводчики.
Устный опрос


19

1
Создание документов в текстовых редакторах


Практическая
работа


20

1
Ввод и редактирование документа


Самостоятельная работа


21

1
Форматирование документа


Тест, самопроверка


22

1
Таблицы


Практическая
работа


23

1
Гипертекст


Самостоятельная работа


24

1
Компьютерные словари и системы перевода текстов


Устный опрос


25

1
Системы оптического распознавания документов


Работа в парах


26
Кодирование и обработка числовой информации,
9 часов
1
Кодирование числовой информации. Системы счисления


Учащиеся должны:
уметь производить вычисления с помощью электронных калькуляторов;
уметь вводить в электронные таблицы числа, формулы и текст;
уметь осуществлять сортировку и поиск данных;
уметь в электронных таблицах строить диаграммы и графики.
Составление
опорного конспекта


27

1
Перевод чисел в позиционных системах счисления


Тест, самопроверка


28

1
Арифметические операции в позиционных системах счисления


Работа в парах


29

1
Двоичное кодирование чисел в компьютере


Практическая
работа


30

1
Электронные таблицы


Работа в парах


31

1
Основные параметры электронных таблиц


Самостоятельная работа


32

1
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки


Устный опрос


33

1
Встроенные функции


Самостоятельная работа


34

1
Построение диаграмм и графиков


Практическая
работа


35

1
Повторение (резерв времени)


Устный опрос












Информатика и ИКТ
Тематическое и поурочное планирование базового курса
(2 часа в неделю/ всего 68 часов)
8 класс


Тема раздела
Кол-во часов на тему
Тема урока
Дата
Требования к уровню подготовки
Формы
диагностики
Дом.
задание

1
Информация. Кодирование информации,
18 часов
1
Информация в природе, науке и технике. Человек и информация



Учащиеся должны:

приводить примеры получения, передачи, обработки и хранения информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
приводить примеры информационных процессов в управлении;
уметь решать задачи на определение количества информации (как меры уменьшения неопределенности знаний и с помощью алфавитного подхода);
знать единицы измерения количества информации;
иметь представление о кодировании генетической информации;
приводить примеры двоичного кодирования информации;
приводить примеры записи чисел в позиционных и непозиционных системах счисления;
знать правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления;
уметь переводить числа из одной системы счисления в другую.
Устный опрос


2

1
Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение


Самостоятельная работа по карточкам


3

1
Кодирование информации. Генетический код


Работа в парах


4

1
Количество информации


Устный опрос


5

1
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания


Практическая
работа


6

1
Единицы измерения количества информации


Работа в парах


7

1
Определение количества информации


Разноуровневая
самостоятельная работа


8

1
Алфавитный подход к определению количества информации


Устный опрос


9

1
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления


Самостоятельная работа


10

1
Перевод чисел в позиционных системах счисления


Работа в парах


11

1
Арифметические операции в позиционных системах счисления


Тест, самопроверка


12

1
Представление чисел в компьютере


Устный опрос


13

1
Кодирование текстовой информации


Практическая
работа


14

1
Кодирование графической информации


Практическая
работа


15

1
Пространственная дискретизация.
Растровые изображения на экране
монитора


Устный опрос


16

1
Кодирование звуковой информации.


Самостоятельная работа


17

1
Временная дискретизация


Практическая
работа


18

1
Хранение информации


Самостоятельная работа


19
Кодирование и обработка текстовой информации,
15 часов
1
Текстовые редакторы: назначение и возможности











Учащиеся должны:

уметь применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
уметь вставлять в документ объекты из других приложений;
уметь создавать типовые документы на компьютере;
уметь использовать системы оптического распознавания документов, словари и переводчики.
Устный опрос


20

1
Различные форматы текстовых файлов (документов)


Составление
опорного конспекта


21

1
Создание и редактирование документов (вставка, удаление, поиск и замена символов)


Практическая
работа


22

1
Форматирование документов


Практическая
работа


23

1
Параметры страницы (размер, ориентация, поля)


Работа в парах


24

1
Установка параметров символов (шрифт, размер, начертание)


Самостоятельная работа


25

1
Нумерованные и ненумерованные
списки


Практическая
работа


26

1
Вставка и форматирование таблиц


Практическая
работа


27

1
Вставка в документ мультимедийных объектов


Практическая
работа


28

1
Редактор формул


Терминологический диктант


29

1
Проверка орфографии


Практическая
работа


30

1
Гипертекст


Практическая
работа


31

1
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов


Разноуровневая
самостоятельная работа


32

1
Системы оптического распознавания документов


Практическая
работа,
работа в парах


33

1
Заключительный урок


Самостоятельная
работа


34

1
Электронные калькуляторы













Учащиеся должны:

уметь производить вычисления с помощью электронных калькуляторов;
уметь вводить в электронные таблицы числа, формулы и текст;
уметь осуществлять сортировку и поиск данных;
уметь в электронных таблицах строить диаграммы и графики.
Практическая
работа


35

1
Электронные таблицы: назначение и основные функции


Работа в парах


36

1
Структура электронных таблиц


Составление
опорного конспекта


37

1
Основные манипуляции с таблицами


Устный опрос


38

1
Типы данных: числа, формулы и текст


Практическая
работа


39

1
Абсолютные и относительные ссылки


Практическая
работа


40
Кодирование и обработка числовой информации,
16 часов
1
Встроенные функции


Устный опрос


41

1
Встроенные функции


Терминологический диктант


42

1
Сортировка данных


Самостоятельная работа


43

1
Поиск данных


Практическая
работа


44

1
Построение диаграмм и графиков


Тест


45

1
Построение диаграмм и графиков


Практическая
работа


46

1
Работа над проектом


Практическая
работа


47

1
Работа над проектом


Практическая
работа


48

1
Защита проекта


Устный опрос


49

1
Заключительный урок


Игра


50
Коммуникационные технологии,
19 часов
1
Локальные и глобальные компьютерные сети






Учащиеся должны:

описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых глобальной компьютерной сетью Интернет;
объяснять основные принципы технологии Всемирной паутины;
уметь пользоваться электронной почтой и файловыми архивами и «путешествовать» по Всемирной паутине;
иметь представление об основных принципах защиты информации;
знать основы языка разметки гипертекста (HTML – HyperText Markup Language);
уметь создавать и публиковать в Интернете Web-сайты.
Составление
опорного конспекта


51

1
Адресация в Интернете


Самостоятельная работа по карточкам


52

1
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей. Электронная почта и телеконференции


Устный опрос


53

1
Всемирная паутина


Терминологический диктант


54

1
Файловые архивы


Сообщение


55

1
Интерактивное общение в Интернете


Устный опрос


56

1
Мультимедиа технологии


Кроссворд


57

1
Поиск информации (документов, файлов, людей) в Интернете


Разноуровневая
самостоятельная работа


58

1
Электронная коммерция в Интернете


Тест


59

1
Информационная безопасность. Защита информации на автономном компьютере, в локальных и глобальных сетях


Доклад


60

1
Разработка Web-сайтов


Практическая
работа


61

1
Основы языка разметки гипертекста (HTML)


Практическая
работа


62

1
Форматирование текста


Тест


63

1
Размещение графики на Web-страницах


Практическая
работа


64

1
Гиперссылки на Web-страницах


Самостоятельная работа


65

1
Списки на Web-страницах


Практическая
работа


66

1
Формы на Web-страницах


Практическая
работа


67

1
Защита работы


Опрос


68

1
Заключительный урок


Устный опрос





































Календарно-тематическое планирование
для параллели 9 классов

Данная Рабочая программа по информатике и информационным технологиям в 9А, 9Б классах разработана в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 – 11 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г.
Часть 3. Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (Н.Д. Угринович) 7-11 кл.
9А, 9Б – 2 часа в неделю (всего 68 часов).

Учебно-методический комплекс:
Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 9 кл. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.
Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатики и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003 г.
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002 г.

Дополнительная литература:
1. Методическое пособие 7-11 классы.
2. Плакаты и таблицы по информатике и ИКТ 8-11 классы.
3. Журнал «Информатика в школе».
4. Учебник для общеобразовательных учебных заведений А. А. Кузнецов, Н. В. Апатова «Основы информатики 8-9 класс» – Москва: Издательский дом «Дрофа» 2001 г.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с уставом образовательного учреждения. Для проведения контрольных работ предусмотрено 4 часа (три проверочных и одна итоговая к. р.), на лабораторно-практические работы –22 часа, на проектную, исследовательскую и самостоятельную деятельность учащихся в рабочей программе всего выделяется 3 часа (два групповых краткосрочных монопредметных информационных проекта и семь самостоятельных работ).





Информатика и ИКТ
Тематическое и поурочное планирование базового курса
(2 часа в неделю/ всего 68 часов)
9 класс


Тема раздела
Кол-во часов на тему
Тема урока
Дата
Цель
Формы
диагностики
Дом.
задание

1
Хранение, поиск и сортировка информации,
15 часов
1
Информационные системы









Учащиеся должны:

описывать назначение и возможности баз данных;
уметь создавать табличные базы данных (записная книжка);
уметь осуществлять сортировку данных;
уметь осуществлять поиск записей с помощью фильтров и запросов;
уметь создавать и печатать ответы.

Устный опрос


2

1
Текстовые документы в базе данных


Практическая работа


3

1
Системы управления баз данных и их функций


Составление
опорного конспекта


4

1
Технология работы с Microsoft Access. Основные понятия и объекты


Практическая работа


5

1
Выражения. Технология создания БД в Microsoft Access


Самостоятельная работа


6

1
Операции с данными в таблице.
Создание и использование формы


Практическая работа


7

1
Создание и использование запроса


Практическая работа


8

1
Создание и использование отчета


Составление
опорного конспекта


9

1
Создание Web – страницы доступа к данным


Терминологический диктант, устный опрос


10

1
Автоматизация выполнения задач
обработки данных с помощью
макрокоманд. Создание макроса


Практическая работа


11

1
Использование модулей в Microsoft Access


Практическая работа


12

1
Создание кнопки с помощью мастера


Практическая работа, самостоятельная работа (карточки)


13

1
Целостность данных. Определение
связей между таблицами


Практическая работа


14

1
Создание формы для создания таблиц


Практическая
работа, работа с
перфокартами


15

1
Контрольная работа № 1


Контрольная работа


16

1
Алгоритм и его формальное
исполнение
















Учащиеся должны:

объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;
знать основные типы данных и операторы (процедуры) для одного из языков программирования;
уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы;
уметь создавать проекты с использованием визуального программирования.
Составление опорного конспекта,
практическая работа


17

1
Основные типы алгоритмических структур: линейная, ветвление, цикл


Самостоятельная работа по карточкам


18

1
Кодирование алгоритмов в форме
макросов на языке объектно-ориентированного программирования Visual Basic for Application (VBA)


Тест


19
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования,
19 часов
1
Основы объектно-ориентированного визуального программирования Visual Basic


Работа в парах


20

1
Интегрированная среда объектно-ориентированного программирования Visual Basic


Практическая работа


21

1
Визуальное конструирование
графического интерфейса. Форма и управляющие элементы


Самостоятельная работа по карточкам


22

1
Объекты: свойства, методы, события


Практическая работа,
устный опрос


23

1
Событийные и общие процедуры


Разноуровневая
самостоятельная работа


24

1
Операторы ветвления, выбора и цикла


Устный опрос


25

1
Тип, имя и значение переменной


Практическая работа,
работа в парах


26

1
Арифметические, строковые и
логические выражения


Практическая работа


27

1
Присвоение. Функции преобразования типов данных


Составление опорного конспекта, практическая работа


28

1
Математические функции


Практическая работа, тест


29

1
Строковые функции


Практическая работа


30

1
Функции ввода и вывода


Практическая работа
по перфокартам


31

1
Функции даты и времени


Практическая работа


32

1
Графические возможности языка
Visual Basic


Практическая работа


33

1
Выполнение программ компьютером


Тест, практическая работа


34

1
Контрольная работа № 2


Контрольная работа


35

1
Моделирование как метод познания























Учащиеся должны:

уметь приводить примеры моделирования и формализации;
уметь приводить примеры систем и их моделей;
уметь строить информационные модели из различных предметных областей (физики, математики, химии, биологии) и исследовать их на компьютере.


Устный опрос


36

1
Формы представления моделей.
Формализация


Практическая работа


37

1
Системный подход к окружающему миру


Составление
опорного конспекта


38

1
Виды классификации моделей


Самостоятельная работа


39
Моделирование и формализация,
26 часов
1
Типы информационных моделей.
Табличные информационные модели


Практическая работа


40

1
Иерархические информационные
модели


Составление
опорного конспекта


41

1
Сетевые информационные модели


Самостоятельная
работа по карточкам


42

1
Основные этапы разработки и
исследования моделей на компьютере


Работа в парах


43

1
Объект и его свойства. Объектно-ориентированное моделирование


Практическая работа


44

1
Построение и исследование
физических моделей


Устный опрос


45

1
Построение и исследование
математических моделей


Самостоятельная работа по карточкам


46

1
Графическое решение уравнений


Практическая работа


47

1
Числовое решение уравнений с
заданной точностью


Практическая работа


48

1
Вероятностные модели


Составление
опорного конспекта


49

1
Геометрические модели


Тест


50

1
Биологические модели развития
популяций


Практическая работа


51

1
Химические модели


Практическая работа


52

1
Оптимизационное моделирование в экономике


Практическая работа,
устный опрос


53

1
Модели простейших экспертных
систем


Практическая работа


54

1
Геоинформационные модели


Практическая работа,
работа по перфокартам


55

1
Отображение на географических
картах статистических данных


Практическая работа


56

1
Модель разомкнутой системы
управления


Практическая работа


57

1
Модель замкнутой системы
управления


Практическая работа,
самостоятельная работа по карточкам


58

1
Построение различных моделей


Практическая работа


59

1
Контрольная работа № 3


Контрольная работа


60

1
Заключительный урок


Практическая работа,
устный опрос


61
Информация общества,
4 часа
1
Информационное общество

Учащиеся должны:
иметь представление о проблемах информационной безопасности общества и личности;
иметь представление об авторских правах на программное обеспечение и правах пользователя на его использование.
Устный опрос


62

1
Информационная культура


Самостоятельная работа


63

1
Правовая охрана программ и данных


Сообщения


64

1
Защита информации


Составление
опорного конспекта


65
Повторение,
4 часа
1
Итоговое повторение


Устный опрос


66

1
Итоговое повторение


Самостоятельная работа по карточкам


67

1
Итоговое повторение


Работа в группах


68

1
Итоговая контрольная работа


Контрольная работа








































Календарно-тематическое планирование
для параллели 10 классов

Данная Рабочая программа по информатике и информационным технологиям в 10ФМ, 10ХБ, 10Э классах разработана в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 – 11 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г.
Часть 4. Программы профильных общеобразовательных курсов «Информатика и ИКТ» для старшей школы (Н.Д. Угринович).
10ФМ – 4 часа в неделю (всего 136 часов).
10ХБ, 10Э – 1 час в неделю (всего 35 часов).

Учебно-методический комплекс:
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: Учебник 10 – 11 кл. – М.: Бином, 2003г.
Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатики и информационным технологиям: Учеб. Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Бином, 2003г.
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум: Электронный учебник на CD-ROM. – М., Бином, 2002г.

Дополнительная литература:
1. Методическое пособие 7-11 классы.
2. Плакаты и таблицы по информатике и ИКТ 8-11 классы.
3. Журнал «Информатика в школе».

Данный курс решает актуальные в настоящее время и социально значимые для школы задачи - подготовка учащихся к жизни в информационном обществе, социальная адаптация учащихся к жизни в обществе с рыночной экономикой.
Программой предусмотрено проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность.

Информатика и информационные технологии
Тематическое и поурочное планирование базового курса
(1 час в неделю/ всего 35 часов)
10 класс


Тема раздела
Кол-во часов на тему
Тема урока
Дата
Цель
Формы
диагностики
Дом.
задание

1
Компьютер и программное обеспечение,
10 часов
1
Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Магистраль. Процессор и оперативная память





Учащиеся должны:
знать основные расширения текстовых файлов;
знать группы устройств, реализующих информационные процессы;
знать функции и основные характеристики процессора;
знать функции и основные характеристики оперативной памяти;
знать основные функции устройства ввода и вывода;
уметь создавать и редактировать формулы;
понимать программный принцип обработки данных и управления компьютером;
знать назначение и состав операционной системы;
уметь связать гиперссылками несколько текстовых документов;
уметь определять тип файла по расширению;
уметь записывать путь к файлу и полное имя файла;
понимать принцип разбиения поверхности магнитного диска;
перечислять группы программ;
знать назначение операционной системы;








объяснять различие растровых и векторных изображений;
знать основное соотношение между неопределенностью и количеством информации;
уметь вычислять количество информации в сообщении;
понимать суть двоичного кодирования;
знать отличие позиционных систем счисления от непозиционных;
уметь вычислять информационный объем сообщения;
знать таблицу соответствия двоичных кодов;
знать алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую;
уметь вычислять информационный объем звукового файла;
уметь вычисления и представлять числовые данные в наглядном виде;
уметь вставлять объекты, созданные в другом приложении;
понимать принцип двоичного кодирования различных видов информации.
Опрос,
практическая работа


2

1
Аппаратная реализация компьютера. Периферийные устройства


Устный опрос


3

1
Операционная система: назначение и состав


Практическая
работа


4

1
Загрузка операционной системы


Устный опрос, практическая работа


5

1
Графический интерфейс Windows


Беседа,
решение задач


6

1
Программная обработка данных


Практическая
работа


7

1
Файлы и файловая система. Логическая структура дисков


Устный опрос, практическая работа


8

1
Прикладное программное обеспечение


Самостоятельная работа


9

1
Компьютерные вирусы и
антивирусные программы


Практическая работа


10

1
Работа с графическим интерфейсом, служебными и стандартными приложениями


Опрос,
практическая работа


11

1
Понятие «информация» и свойства информации


Опрос,
практическая работа


12

1
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний


Самопроверка,
самостоятельная работа


13

1
Алфавитный подход к определению количества информации


Устный опрос, практическая работа


14

1
Формула Шеннона


Решение задач,
беседа


15

1
Язык как знаковая система


Опрос,
практическая работа


16

1
Представление информации в живых организмах


Практическая
работа


17

1
Кодирование информации


Контрольная работа


18
Информация. Двоичное кодирование информации, 25 часов
1
Двоичное кодирование информации в компьютере


Устный опрос, практическая работа


19

1
Представление числовой информации с помощью систем счисления


Самопроверка,
самостоятельная работа


20

1
Перевод чисел в позиционных системах счисления


Устный опрос


21

1
Перевод чисел в десятичную систему счисления


Работа в парах


22

1
Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную


Устный опрос, практическая работа


23

1
Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно


Практическая
работа


24

1
Арифметические операции в позиционных системах счисления


Беседа,
решение задач


25

1
Представление чисел в компьютере


Практическая
работа


26

1
Двоичное кодирование текстовой информации


Контрольная работа


27

1
Аналоговый и дискретный способы представления изображений и звука


Опрос,
практическая работа


28

1
Двоичное кодирование графической информации


Практическая
работа


29

1
Двоичное кодирование звуковой информации


Самостоятельная работа


30

1
Решение задач и выполнение практических заданий на кодирование текстовой, графической и звуковой информации


Самопроверка,
самостоятельная работа


31

1
Хранение информации


Устный опрос


32

1
Накопители на магнитных и оптических носителях


Опрос,
практическая работа


33

1
Решение задач и выполнение практических заданий на хранение информации


Самостоятельная работа


34

1
Решение задач


Контрольная работа


35

1
Посвторение


Устный опрос














Информатика и информационные технологии
Тематическое и поурочное планирование базового (углубленного) курса
(4 часа в неделю/ всего 136 часов)
10 класс


Тема раздела
Кол-во часов
на тему
Тема урока
Дата
Цель
Формы
диагностики
Дом.
задание

1
Компьютер и программное обеспечение, 24 часа
1
Архитектура компьютера







Учащиеся должны знать:

Основные устройства компьютера;
Сущность магистрально-модульного принципа архитектуры ЭВМ;
Виды, назначение, принципы работы и пользовательские характеристики устройств ввода, вывода, отображения, передачи, хранения, обработки информации.






Учащиеся должны уметь:

Подготовить доклад по материалам компьютерной переодики об устройствах того или иного вида;
Определять основные характеристики важнейших устройств компьютера;
«расшифровать сведения о компьютере, данные в рекламных и прайс-листах».

Составление опорного конспекта. Практическая работа


2

1
Магистраль: шина данных, шина адреса и шина управления. Шины периферийных устройств


Самостоятельная работа


3

1
Процессор: частота, разрядность и адресное пространство


Тест


4

1
Оперативная память: тип, частота и информационная емкость


Терминологический
диктант


5

1
Долговременная память.


Устный опрос


6

1
Магнитный и оптический принцип записи, хранения и считывания информации


Работа по карточками


7

1
Flash-память


Самостоятельная работа


8

1
Подключение периферийных устройств


Практическая работа


9

1
Последовательные порты и параллельный порт


Практикум


10

1
Графический порт AGP


Устный опрос


11

1
Данные и программы. Программное обеспечение компьютера


Практическая работа


12

1
Операционные системы: назначение, состав, загрузка


Практическая работа


13

1
Прикладное программное обеспечение


Практическая работа


14

1
Системы программирования


Практическая работа


15

1
Файлы и файловая структура


Практическая работа


16

1
Физическое и логическое форматирование дисков


Практическая работа


17

1
Архивация и разархивация файлов.


Практическая работа



18


1
Алгоритмы и методы разархивации


Практикум.
Самостоятельная работа


19

1
Графический интерфейс операционной системы и приложений


Практическая работа


20

1
Защита информации от несанкционированного доступа


Практическая работа


21

1
Компьютерные вирусы.


Практическая работа


22

1
Антивирусные программы


Практическая работа


23

1
Зачет


Практикум.
Самостоятельная работа


24

1
Заключительный урок


Фронтальный опрос


25
Информация и информационные процессы, 40 часов
1
Вещественно-энергетическая информационная картина мира













Учащиеся должны знать:

Способы двоичного кодирования текстовой информации; основные таблицы кодировок;
Особенности использования различных текстовых, графических, звуковых форматов;
Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую и способы представления чисел в разных форматах;
Правила двоичной арифметики.



























Учащиеся должны уметь:

Сохранять созданные файлы в заданном формате;
Переходить от одной таблицы кодировки к другой;
Переводить числа из одной позиционной системы счисления в другую;
Выполнять арифметические действия в различных системах счисления.

Практическая работа.
Работа по перфокартам


26

1
Информация как мера упорядоченности в неживой природе. Информация и энтропия


Практическая работа


27

1
Информационные процессы в живой природе, обществе, технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации


Практическая работа


28

1
Информационные процессы в управлении. Системы с обратной связью


Практическая работа


29

1
Информация и знания


Практическая работа


30

1
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний


Практическая работа


31

1
Практическая работа по теме: «Определение количества информации с использованием вероятностного подхода»


Практическая работа


32

1
Единицы измерения количества информации


Практическая работа


33

1
Практическая работа по теме: «Единицы измерения количества информации»


Контрольная работа


34

1
Кодирование информации с помощью знаковых систем. Естественные и искусственные языки


Работа по карточкам


35

1
Практическая работа по теме: «Определение количества информации с использованием алфавитного подхода»


Практическая работа.
Самостоятельная работа


36

1
Кодировки русского алфавита


Практическая работа.
Работа по перфокартам


37

1
Практическая работа по теме: «Представление текста в различных кодировках»


Практическая работа


38

1
Практическая работа по теме «Кодирование и декодирование текста»


Практическая работа.
Самостоятельная работа


39

1
Практическая работа по теме «Определение числового кода символа и ввод символа по числовому коду в текстовых редакторах»


Практическая работа


40

1
Кодирование генетической информации. Генетический алфавит


Практическая работа


41

1
Расшифровка генома человека с использованием компьютерных технологий


Практическая работа


42

1
Кодирование аналоговой (непрерывной) графической и звуковой информации методом дискретизации


Устный опрос


43

1
Кодирование графической информации (разрешающая способность и глубина цвета)


Устный опрос


44

1
Практическая работа по теме «Установка графического режима экрана монитора»


Устный опрос.
Практическая работа


45

1
Практическая работа по теме «Параметры растрового изображения (разрешение и глубина цвета)»


Устный опрос.
Практическая работа


46

1
Кодирование звуковой информации (частота дискретизации и глубина кодирования)


Устный опрос.
Практическая работа


47

1
Практическая работа по теме «Запись звукового файла с заданной частотой дискретизации и глубиной кодирования»


Фронтальный опрос.
Самостоятельная работа


48

1
Практическая работа по теме «Информационный объем звуковых файлов и качество звучания»


Практическая работа


49

1
Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления


Практикум


50

1
Практическая работа по теме «Запись чисел в различных системах счисления»


Практикум


51

1
Практическая работа по теме «Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую»


Практическая работа


52

1
Практическая работа по теме «Перевод дробных чисел из одной системы счисления в другую»


Фронтальный опрос


53

1
Практическая работа по теме «Перевод произвольных чисел из одной системы счисления в другую»


Практическая работа


54

1
Практическая работа по теме «Перевод чисел из системы счисления с основанием 2 в систему счисления с основанием 2n, где n=2, 3»


Тест


55

1
Арифметические операции в позиционных системах счисления


Фронтальный опрос


56

1
Практическая работа по теме «Арифметические операции в позиционных системах счисления»


Фронтальный опрос


57

1
Представление чисел в компьютере


Работа с карточками


58

1
Формат с фиксированной и плавающей запятой


Практическая работа
абота с карточками.


59

1
Практическая работа по теме «Представление чисел в компьютере в формате с фиксированной запятой»


Практическая работа


60

1
Практическая работа по теме «Представление чисел в компьютере в формате с плавающей запятой»


Практическая работа


61

1
Прямой, обратный и дополнительный код


Самостоятельная работа по карточкам


62

1
Практическая работа по теме «Запись чисел в прямом, обратном и дополнительном кодах»


Практическая работа


63

1
Контрольная работа


Устный опрос


64

1
Заключительный урок


Практическая работа


65
Основы логики, 18 часов
1
Формы мышления






Учащиеся должны знать:
Назначение электронных таблиц;
Основные механизмы ввода, вывода, хранения, обработки данных;
Назначение встроенных функций;
Области использования.








Учащиеся должны уметь:
Работать со справочной системой электронных таблиц;




Осуществлять ввод, вывод, обработку данных;
Осуществлять графическую интерпретацию данных;
Осуществлять связывание данных.
Практическая работа


66

1
Алгебра высказываний


Самостоятельная работа


67

1
Логические выражения и таблицы
истинности


Контрольная работа


68

1
Построение таблиц истинности логических функций и выражений (в том числе с использованием электронных таблиц)


Практическая работа


69

1
Логические функции


Практическая работа


70

1
Логические законы и правила преобразования логических выражении


Практикум


71

1
Преобразование логических
выражений с использованием логических законов и правил преобразования (в том числе с использованием инженерных калькуляторов)


Практикум


72

1
Преобразование высказываний с естественного языка на язык алгебры логики


Фронтальный опрос


73

1
Решение логических задач


Фронтальный опрос


74

1
Решение логических задач


Самостоятельная работа


75

1
Решение логических задач


Самостоятельная работа


76

1
Логические основы устройства
компьютера


Практическая работа


77

1
Базовые логические элементы


Практическая работа


78

1
Сумматор двоичных чисел


Практическая работа


79

1
Триггер


Самостоятельная работа


80

1
Построение логических схем
основных устройств компьютера (сумматор, триггер)


Фронтальный опрос


81

1
Тестирование


Фронтальный опрос


82

1
Обобщение по теме «Основы логики»


Практическая работа


83
Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации, 18 часов
1
Растровая и векторная графика




Учащиеся должны знать:

Назначение электронных таблиц;
Основные механизмы ввода, вывода, хранения, обработки данных;
Назначение встроенных функций;
Области использования.




Учащиеся должны уметь:

Работать со справочной системой электронных таблиц;
Осуществлять ввод, вывод, обработку данных;
Осуществлять графическую интерпретацию данных;
Осуществлять связывание данных.

Практическая работа


84

1
Форматы графических файлов


Самостоятельная работа


85

1
Растровые и векторные редакторы


Тест


86

1
Редактирование изображений в растровом редакторе Paint


Самостоятельная работа


87

1
Создание и редактирование растровых графических изображении


Самостоятельная работа по перфокартам


88

1
Создание изображений в векторном редакторе, входящем в состав текстового редактора Word


Коллоквиум


89

1
Создание и редактирование векторных рисунков


Практическая работа


90

1
Система автоматизированного проектирования КОМПАС-ЗБ


Работа по карточкам


91

1
Построение основных чертежных объектов


Практическая работа


92

1
Геометрические построения использованием САПР


Самостоятельная работа


93

1
Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии


Практическая работа


94

1
Создание мультимедийных презентаций


Практическая работа


95

1
Создание анимаций


Индивидуальный опрос


96

1
Работа над проектом





97

1
Работа над проектом





98

1
Защита проекта


Практическая работа


99

1
Тестирование


Фронтальный опрос


100

1
Обобщение по теме


Практическая работа


101

1
Создание и редактирование документов

Учащиеся должны знать:

Назначение электронных таблиц;
Основные механизмы ввода, вывода, хранения, обработки данных;
Назначение встроенных функций;
Области использования.


Учащиеся должны уметь:

Работать со справочной системой электронных таблиц;
Осуществлять ввод, вывод, обработку данных;
Осуществлять графическую интерпретацию данных;
Осуществлять связывание данных.

Контрольная работа


102

1
Создание документа с помощью мастера


Работа у доски


103

1
Создание документа на основе
шаблон


Диктант


104

1
Различные форматы текстовых файлов (документов)


Фронтальный опрос


105

1
Форматирование документа. Выбор параметров страницы


Практическая работа


106
Технологии создания и обработки текстовой информации, 18 часов
1
Форматирование абзацев


Практическая работа


107

1
Форматирование абзацев в документе


Практическая работа


108

1
Вставка в документ формул


Практическая работа


109

1
Списки


Фронтальный опрос


110

1
Таблицы


Индивидуальный опрос


111

1
Форматирование символов


Работа у доски


112

1
Форматирование символов в документе


Самостоятельная работа


113

1
Гипертекст


Самостоятельная работа


114

1
Создание гипертекста


Диктант


115

1
Компьютерные словари и системы
машинного перевода текстов


Работа у доски


116

1
Системы оптического распознавания
документов


Самостоятельная работа


117

1
Тестирование


Практическая работа


118

1
Обобщение по теме


Работа у доски


119
Технология обработки числовой информации, 18 часов
1
Электронные калькуляторы




Учащиеся должны знать:

Назначение электронных таблиц;
Основные механизмы ввода, вывода, хранения, обработки данных;
Назначение встроенных функций;
Области использования.




Учащиеся должны уметь:

Работать со справочной системой электронных таблиц;
Осуществлять ввод, вывод, обработку данных;
Осуществлять графическую интерпретацию данных;
Осуществлять связывание данных.

Работа у доски


120

1
Вычисления в электронных калькуляторах


Самостоятельная работа


121

1
Структура электронных таблиц


Фронтальный опрос


122

1
Типы и формат данных


Практическая работа


123

1
Ввод в таблицу чисел, текстов и формул


Фронтальный опрос


124

1
Относительные и абсолютные ссылки


Работа у доски


125

1
Использование в формулах абсолютных, относительных и смешанных ссылок


Практическая работа


126

1
Встроенные математические и логические функции


Устный опрос


127

1
Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков


Терминологический
диктант


128

1
Приближенное графическое решение уравнений


Практическая работа


129

1
Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных типов (гистограмм, круговых
и графиков)


Самостоятельная работа


130

1
Приближенное решение уравнений методом подбора параметра


Практическая работа


131

1
Работа над проектом


Практическая работа


132

1
Работа над проектом


Практическая работа


133

1
Работа над проектом


Практикум


134

1
Работа над проектом


Практикум


135

1
Защита проекта


Работа у доски


136

1
Заключительный урок


Устный опрос



Практические работы
№ 1. Фиксация аудио- и видеоинформации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.
№ 2. Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимания сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
№ 3. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).
№ 4. Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.
№ 5. Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.
№ 6. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
№ 7. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
№ 8. Вставка в документ формул.
№ 9. Создание и форматирование списков.
№ 10. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
№11. Создание гипертекстового документа.
№ 12. Перевод текста с использованием системы машинного перевода.
№ 13. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
№14. Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
№15. Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
№ 16. Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
№ 17. Сканирование графических изображений.
№ 18. Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.
№ 19. Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.
№ 20. Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).
№ 21. Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).
№ 22. Обработка материала, монтаж информационного объекта.
№ 23. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
№ 24. Создание и обработка таблиц.
№ 25. Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
№ 26. Построение диаграмм и графиков.
№ 27. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.
№ 28. Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.
№ 29. Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.
№ 30. Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).
№ 31. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.
№ 32. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.
№ 33. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.
№ 34. Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму.
№ 35. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.
№ 36. Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.
№ 37. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.
№ 38. Построение генеалогического дерева семьи.
№ 39. Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.
№ 40. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.
№ 41. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.
№ 42. Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.
№ 43. Поиск записей в готовой базе данных.
№ 44. Сортировка записей в готовой базе данных.
№ 45. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.
№ 46. Путешествие по Всемирной паутине.
№ 47. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.
№ 48. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.
№ 49. Загрузка файла из файлового архива.
№ 50. Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.
№ 51. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.
№ 52. Создание комплексного информационного объекта в виде Web-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов.
№ 53. Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи.
№ 54. Защита информации от компьютерных вирусов.
№ 55. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.
Заголовок 115