Групповая работа на уроке по теме: «Это всё о России» (тема Родины в творчестве А.А. Блока
Групповая работа
на уроке по теме:
«Это всё о России» (тема Родины в творчестве А.А. Блока)
Работа над заданиями по видеолекции.
1-2 группы – ответить на следующие вопросы по видеолекции:
Почему Б.Л. Пастернак сравнивал А.А. Блока с барометром?
Какова основная тематика лирики Александра Блока?
Чем поэтический цикл и поэтическая книга отличаются от сборника стихов? В какой взаимосвязи они находятся?
Почему поэзию 80-х годов ХIХ века называют «разжиженно некрасовской»?
Чем выделяется поэзия 90-х годов из литературного процесса конца ХIХ века?
Дайте толкование литературоведческому понятию «символ».
Раскройте литературоведческое понятие «Софийность».
Как строится образ мира в ранних стихотворениях А. Блока?
3-4 группы – составить вопросы по видеолекции по следующей структуре:
Кто (кого, кому, кем ) _________________________________?
Что (чего, чем, о чём) _________________________________?
Где (куда, откуда) ______________________________________?
Когда (как долго, с (до) каких пор) ________________________?
Зачем _________________________________________________?
Почему ________________________________________________?
Предложить данные вопросы другим группам.
5-6 группы – 1) оценить правильность, точность, полноту ответов на предложенные учителем и группами вопросы;
2) оценить качество вопросов, составленных 3 и 4 группами;
3) прокомментировать поурочный балл групп и отдельных учащихся, используя буклет «Критериальное оценивание деятельности обучающихся».
2. Работа над заданиями структурной карты урока.
1,2,5 группы – анализ стихотворения «Русь».
3,4,6 группы - анализ стихотворения «Россия».
При анализе используйте следующие справочные материалы.
Композиция лирического произведения. Необходимо: - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; - выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; - определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) - определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; - выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок").
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
Средства художественной выразительности.
Тропы.
Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: - аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; - гипербола - художественное преувеличение; - ирония - скрытая насмешка; - литота - художественное преуменьшение; - метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют; - олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; - сравнение; - эпитет - художественное определение.
Стилистические фигуры.Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) - антитеза/противопоставление; - градация - например: светлый - бледный - едва заметный; - инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; - повторы/рефрен; - риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; - умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.