Дополнительная образовательная программа «Махаббат», для детей 10-13 лет
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Утверждено
на заседании
педагогического совета
Протокол № __ от _______
Дополнительная образовательная программа
Дополнительная образовательная программа «Махаббат» рассчитана на детей в возрасте 7-14 лет.
Срок реализации дополнительной образовательной программы «Махаббат» -1 год
Авторы дополнительной образовательной программы
«Махаббат» - Илюсизова А.С.
Дополнительная образовательная программа «Махаббат» реализуется в МБОУ Гостеприимная СОШ
Дополнительная образовательная программа «Махаббат» разработана в 2012 году
·. Пояснительная записка
Человек, не знающий и не любящий свою культуру,
не уважает культуру других народов.
Народная пословица
Актуальность
Одним из ведущих положений «Конвенции о правах ребенка» является признание его ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом общества во всем комплексе гражданских, политических, юридических, социальных и культурных прав независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национального, этнического происхождения. Образование должно быть направлено на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения.
Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Это, в первую очередь, относится к культурному наследию, о котором, к сожалению, молодое поколение имеет поверхностное представление. Знание истоков, нравов и обычаев родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания. Указывая, на роль воспитания И. Ильин отмечал: «Воспитание – это питание человека всеми достижениями человеческой культуры»
В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема межнационального общения людей. Невозможно воспитать в ребенке уважительное отношение к другим языкам и культуре, если для него свой родной язык и культура – чужды.. культура народа отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов.
Цель программы:
приобщение детей школьного возраста, к культуре казахского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней.
реализация языковой практики, через устную речь, песни, пословицы и поговорки, фразеологизмы, афоризмы, крылатые слова и литературу.
Задачи:
Развивать элементарные представления об истории и культуре
Знакомить с произведениями предметами быта и народного фольклора.
Воспитывать интерес к родному языку и народу, обычаям и традициям народа.
Воспитывать чувство принадлежности к своей нации и уважение к традициям других национальностей, основываясь на опыт народа и мудрость поколений.
Обучающая:
Расширять познание в области устного народного творчества.
Создать условия для изучения элементов национальной культуры и истории казахского народа.
Развивающая:
Развитие интереса к национальной культуре, языку, традициям.
Развитие в процессе игры эмоциональной сферы детей как основы формирования их эмоциональной культуры.
Развитие творческих, художественных и познавательных способностей воспитанников на основе ознакомления дошкольников с особенностями национальной культуры.
Развитие умения общаться на родном языке.
Воспитательная:
Формирование основ культуры поведения в рамках соблюдения национальных культурных традиций.
Формирование основы национального самосознания.
Содержание дополнительной образовательной программы «Махаббат» предусматривает различные формы организации кружковой работы. Дети знакомятся с национальными костюмами, предметами быта, народными изделиями и многое другое и т.п. На занятии используются игровые ситуации, знакомство с легендами, сказками в различных изобразительных и познавательных формах.
Познавательный материал способствует расширению и углублению детских представлений о том, как жил казахский народ в разное историческое время. Изучение речевых традиций позволяют в интересной, увлекательной форме закреплять и совершенствовать необходимые при подготовке к школе знания и умения детей: освоение форм общения, формирование звуковой культуры речи. Связующим звеном выстроенной системы работы по ознакомлению с культурой казахского народа является познавательная деятельность детей, основанная на естественном интересе детей, направленная на освоение культурного наследия.
БЛОК «Народное творчество» - устное, литературное и певческое.
БЛОК «Национальные традиции казахского народа» - народные традиции, обычаи, праздники, обряды, народные игры, особенности национальной одежды.
БЛОК «Общение на родном языке»- закрепление всего пройденного материала.
При этом активно привлекаются родители, которые помогают детям узнать о реальных исторических фактах, собрать ознакомительный материал, приобщают детей к выполнению трудовых поручений в домашнем хозяйстве.
Прогнозируемые результаты:
Знать основы казахской грамматики.
Знать историю казахского народа.
Иметь представление о традициях и обычаях казахского народа.
Уметь применить полученные знания в практической деятельности.
Итогом деятельности учащихся является воспитание у ребят чувства любви и уважения к своему краю, к национальным традициям и национальной культуре, осознание сопричастности с жизнью родного поселка, организация совместной деятельности родителей и детей.
·
·. Учебно-тематический план
БЛОК «Народное творчество» (Устное народное творчество, литературное и певческое творчество)
№ п/п
Наименование темы
Кол-во
часов
В том числе
теория
практика
1
Вводное занятие
2
·
1
1
2
Грамматика в таблицах
4
2
2
3
Казахский алфавит
6
3
3
4
Давайте знакомится
4
2
2
5
Моя семья
4
2
2
6
Мой дом
4
2
2
7
Моё село
2
1
1
8
Времена года
2
1
1
9
Домашние животные
2
1
1
10
Дикие животные
2
1
1
11
Казахские легенды
2
1
1
12
Казахские пословицы ,поговорки, загадки
2
1
1
13
Народное искусство (орнамент)
2
1
1
14
Казахские имена
2
1
1
15
Казахские народные инструменты
2
1
1
ИТОГО:
42
21
21
БЛОК «Национальные традиции казахского народа» (Народные традиции, обычаи, праздники, обряды, народные игры, национальная одежда)
№ п/п
Наименование темы
Кол-во
часов
В том числе
теория
практика
1
Традиции и обычаи казахского народа
4
2
2
2
Быт и обряды казахского народа
4
2
2
3
Казахские народные игры и танцы
4
2
2
4
Казахский национальный костюм и предметы быта
4
2
2
ИТОГО:
16
8
8
БЛОК «Общение на родном языке»
№ п/п
Наименование темы
Кол-во часов
В том числе
теория
практика
1
Основы этики казахского народа
2
1
1
2
Разучивание стихов и песен
6
6
3
Итоговое занятие. Поощрение успешно занимавшихся учащихся.
2
2
ИТОГО:
10
1
9
·
·
·. Содержание программы
Кол зан
Тема занятий
Цели и задачи
Практическая часть занятий
2
Вводное занятие
-Ввести школьников в мир культуры и быта казахского народа,
-Познакомить с костюмами и предметами быта.
-Привить любовь и уважение к традициям народа.
Формирование гордости за лучшие достижения культуры и искусства казахского народа.
-Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, к родному языку, культуре казахского народа
-Изучение истории, культуры и обычаев казахского народа;
-Воспитание культуры межличностных отношений, осознание сопричастности с жизнью родного села
-Углубить знание о быте и обычаях казахского народа.
Беседа.
4
Грамматика в таблицах
-Работа с источниками информации по поиску и отбору материала
-Лекция.
-Презентация "Культура и традиции казахского народа".
-Изготовление макетов юрт и национальных костюмов
-Совместная работа родителей и детей.
-Изготовление декоративного панно с казахскими орнаментами
6
Казахский алфавит
4
Давайте знакомится
4
Моя семья
4
Мой дом
2
Моё село
2
Времена года
2
Домашние животные
2
Дикие животные
2
Казахские легенды
2
Казахские пословицы, поговорки и загадки
2
Народное искусство (орнамент)
2
Казахские имена
2
Казахские народные инструменты
4
Традиции и обычаи казахов
4
Быт и обряды казахского народа
4
Казахские народные игры и танцы
4
Казахский национальный костюм и предметы быта
2
Основы этики казахского народа
Расширить знания учащихся об этикете
Презентация
6
Разучивание стихов и песен
-Развитие творческих способностей
-Подготовить с учащимися концерт
-Поощрить успешно занимавшихся учащихся.
Репетиции.
Концерт.
2
Итоговое занятие.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Основные способы и формы работы с детьми
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: 2 астрономических часа (90 минут).
Чередование видов деятельности, присутствие игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.
На первых занятиях преобладают игровые формы, которые дают возможность ребенку «рассказать о себе», познакомиться, учат действию и общению в коллективе.
В игровой форме происходит знакомство с новыми видами деятельности, приобретение навыков творческих действий. Таким образом, кроме приобретенных новых знаний и умений, происходит обогащение жизненного опыта учащихся.
Основные виды деятельности:
-беседы;
-игровые виды деятельности;
-выразительное чтение;
-изготовление макетов предметов быта.
Средства, необходимые для реализации программы:
Учебный кабинет;
Материалы: тетради, ручки
Наглядность: детали национальных костюмов, обуви, национальные блюда.
ТСО: магнитофон, кассеты с популярной казахской музыкой.
Компьютер, оснащенный звуковыми колонками.
Использование сети Интернет.
Школьная библиотека.
Материальная база для создания костюмов и декораций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
А. Б. Керейбаев. Газета «Лик степи».
Традиции и обычаи казахского народа. 1994 год. Алма-Ата изд-во «Рауан»
« Этикет кочевых народов» К.Азербаева
Земля сибирская, дальневосточная. Журнал 7/8 1992 год. –
Ш.К. Ахметова Этнокультурные связи. Новосибирск 2002 год
Грамматика в таблицах (табл 1-16)
Учебник казахского языка «Казак тiлi»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Дата
Тема
Кол час
теор
практ
1
20.09
Вводное занятие
2
1
1
2
27.09
Грамматика в таблицах
2
1
1
3
4.10
Грамматика в таблицах
2
1
1
4
11.10
Казахский алфавит
2
1
1
5
18.10
Казахский алфавит
2
1
1
6
25.10
Казахский алфавит
2
1
1
7
2.11
Давайте знакомится
2
1
1
8
9.11
Давайте знакомится
2
1
1
9
16.11
Моя семья
2
1
1
10
23.11
Моя семья
2
1
1
11
30.11
Мой дом
2
1
1
12
6.12
Мой дом
2
1
1
13
13.12
Моё село
2
1
1
14
20.12
Времена года
2
1
1
15
27.12
Домашние животные
2
1
1
16
10.01
Дикие животные
2
1
1
17
17.01
Казахские легенды
2
1
1
18
24.01
Казахские пословицы, поговорки, загадки
2
1
1
19
31.01
Народное искусство (орнамент)
2
1
1
20
7.02
Казахские имена
2
1
1
21
14.02
Казахские народные инструменты
2
1
1
22
21.02
Традиции и обычаи казахского народа
2
1
1
23
28.02
Традиции и обычаи казахского народа
2
1
1
24
7.03
Быт и обряды казахского народа
2
1
1
25
14.03
Быт и обряды казахского народа
2
1
1
26
21.03
Казахские народные игры и танцы
2
1
1
27
28.03
Казахские народные игры и танцы
2
1
1
28
4.04
Казахский национальный костюм и предметы быта
2
1
1
29
11.04
Казахский национальный костюм и предметы быта
2
1
1
30
18.04
Основы этики казахского народа
2
1
1
31
25.04
Разучивание стихов и песен
2
2
32
2.05
Разучивание стихов и песен
2
2
33
16.05
Разучивание стихов и песен
2
2
34
23.03
Итоговое занятие. Поощрение успешно занимавшихся учащихся.
2
2
Всего:
68
30
38
Заголовок 1Заголовок 215