«Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида»


Применение информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в условиях специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида
Традиционная классно-урочная схема тормозит интеллектуальное развитие ученика, ограничивает возможности для углублённого изучения материала, исследования проблемы, самостоятельного поиска информации. Национальные проекты в сфере образования, реализуемые правительством дали новые стимулы для инновационных форм обучения. Так, внедрение инновационных технологий в коррекционное образование, прежде всего, даст возможность улучшить качество образования, повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний.
Единой методической темой нашего образовательного учреждения в 2013-2014 уч.г. является: «Информатизация учебно-воспитательного процесса как необходимое условие, обеспечивающее подготовку и адаптацию ребёнка с ОВЗ в современном информационном обществе». Преследуя цель – формирование у обучающихся и воспитанников компьютерной грамотности как средства подготовки и адаптации ребёнка к жизни в современном информационном обществе, мы решаем такие задачи, как:
Знакомство с информационными процессами в современном обществе;
Формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения разнообразных задач;
Использование компьютера как средства познания и другое.
Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным и многогранным. В нашем образовательном учреждении педагоги используют разнообразное оборудование:
компьютеры;
интерактивные доски;
планшеты;
проектор;
фотокамеры.
Компьютер уверенно вошёл в жизнь нашего образовательного учреждения и занял в ней прочное положение. Информационно-компьютерные технологии активно используются и в работе учителя-логопеда. Они применяются в разных видах деятельности: в коррекционно-развивающей работе с детьми, в работе с педагогами, родителями и наконец, в самообразовании.
Как отмечает О.И.Кукушкина: «…применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями в развития и значительно повысить эффективность любой деятельности». Компьютерные технологии являются эффективным средством, так как позволяют педагогу разнообразить формы и методы педагогического воздействия, варьировать задания, предоставить ребёнку возможность выбора форм и средств деятельности, индивидуализировать педагогический процесс, повысить мотивационный компонент учебной деятельности, опираясь на «золотое правило дидактики» - принцип наглядности в обучении.
Сложная структура нарушений при системном недоразвитии речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Компьютер же представляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребёнка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
При непосредственной коррекционно-развивающей работе с детьми распространены два способа применения ИКТ:
Дистанционный способ (демонстрация материала). Данный способ эффективен, если логопеду необходимо изложить какую-либо информацию или предложить выполнить задание. Наиболее приемлемой является подача информации в форме компьютерной презентации, выполненной в программах Power Point. На большом экране можно предлагать в разных формах (презентации, предметные и сюжетные картинки, тексты) задания для закрепления навыков звукопроизношения, развития лексического и грамматического строя, коррекции навыков письма и чтения при проведении подгрупповой/групповой формы работы. В данном случае стоит отметить, что вся деятельность, связанная с ИКТ, находится в ведении учителя-логопеда. Только логопед имеет возможность самостоятельно распоряжаться информационными ресурсами, обратная же связь устанавливается традиционно: через устный ответ, письменное выполнение заданий.
Способ прямого «общения» с компьютером во время опроса, закрепления материала, контроля и т.д. (обратная связь). В этом случае возникает необходимость непосредственного «общения» ребёнка с компьютером. Данный способ применяется преимущественно при индивидуальной и подгрупповой (2 учащихся) формах работы на занятиях.
Незаменимо использование ИКТ во взаимодействии учителя-логопеда с педагогами. Так, ИКТ позволяет в короткий срок найти необходимую информацию, поделиться ею с педагогами, подготовить наглядный материал для участия в педсоветах, конференциях, семинарах.
Одним из важных направлений в работе учителя-логопеда является тесная связь с родителями. При помощи электронного оборудования можно подготовить и провести родительское собрание/ консультацию в нетрадиционной форме, показать презентацию, видеозапись занятий с детьми и др.
В методической работе компьютер просто незаменим. С помощью ИКТ осуществляется сохранение информации, для выполнения расчётов, построения диаграмм, графиков, оформления документации, стендовой информации.
Интернет позволяет найти ответ на любой вопрос, послать письмо по электронной почте, обменяться информацией, принять участие в обсуждении острых вопросов с коллегами, повысить свой методический уровень, участвовать в конкурсах. Использование ИКТ помогает в реализации творческих проектов.