Урок русского языка 3 класс.Состав слова. Разбор слова по составу.

Русский язык – 3 класс
Автор: Абрамец Наталия Витальевна, учитель начальных классов.
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока русского языка на тему «Разбор слова по составу». Данный материал будет полезен учителям начальных классов. Этот конспект разработан для обобщения знаний учащихся по данной теме.

Тема: Состав слова. Разбор слова по составу.
Цель: организовать деятельность учащихся по формированию умения разбирать слова по составу.
Задачи: - уточнить понятия «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», «основа»; создать условия для формирования умения разбирать слово по составу с опорой на алгоритм. - развивать связную устную и письменную речь учащихся, логическое мышление, внимание; умения выделять главное,  обобщать изученное, умения работать самостоятельно, в группе, используя проблемные вопросы, творческие задания; - воспитывать у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки; интерес и уважение к национальным традициям и обычаям разных народов, патриотизм, толерантность.
Оборудование: иллюстрации, карточки для учащихся

Ход урока.
1. Оргмомент.

2. Психологический настрой.
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Но не волнуйтесь. У них доброжелательные лица. Давайте попросим их быть не строгими судьями, а соучастниками нашего урока. А чтобы снять первое напряжение повернитесь к гостям и поздоровайтесь с ними.
(Уч-ся здороваются на разных языках: казахском, немецком, татарском, английском и русском.)
- Ну вот, теперь у нас единая команда и можно начинать урок.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

3.
- Урок у нас сегодня будет не совсем обычным. А как вы думаете, в чём это будет выражаться? Ведь мы не зря поздоровались на разных языках.
- Мы с вами проживаем в стране, где более 130 национальностей – живут в мире и согласии. У каждого народа свои традиции и обычаи. Народная мудрость гласит:
« Сколько народов – столько традиций и обрядов». Однако каждый человек должен осознавать, что он представитель своего народа и должен уважать как свой народ, так и другие народы.
- Какой язык в нашей стране является государственным языком?
- Какой язык необходим для общения? Почему?
- Зачем люди изучают разные языки?
- В нашей школе работают учителя разных национальностей. Каждый из них уважает свою культуру. Так вот они решили и вас познакомить с некоторыми традициями гостеприимства. Вам будут задаваться вопросы, и только после ответа вы узнаете новую информацию.
Минутка чистописания.
- Посмотрите на записанное слово и скажите, из каких частей оно состоит? (Гости – корень, окончание, основа слова.) Какую тему русского языка будем повторять? (Разбор слов по составу.) После каждого задания мы будем открывать один пазл фото, а в конце урока вы увидите изображение одного из необычных зданий Астаны.
I задание Словарная работа.
- Задание вам задаёт учитель английского языка Прошкина В.А. В последнее время английский язык стал занимать важное место в жизни нашего общества. Необходимо перевести на русский язык и записать несколько слов, ставя ударение и подчёркивая нужную орфограмму. В нашем классе есть несколько ребят, которые изучают английский язык. На них вся надежда.

Астана, народ, одежда, посуда, Казахстан, спасибо, Родина, страна.

Тот, кто называет слово, пишет его на доске, остальные в тетрадях. От каждой группы должен выйти представитель за время выполнения этого задания. В подчёркнутых словах выделить окончание и основу слова.
- Молодцы ребята все справились с заданием. Каждая группа получает по одному баллу. На доске появляется первый пазл большого фото.

Физминутка

II задание
- Следующий вопрос задаёт учитель черчения Камалутдинова Галия Галутдиновна.
Выставляются иллюстрации.
- По древнему татарскому обычаю, когда приходили гости, то расстилалась праздничная скатерть и на стол выставлялись лучшие угощения. Гостей было принято не только угощать, но и одаривать подарками. По обычаю и гость отвечал тем же. В народе говорили «Кунак ашы – кара каршы» («Гостевое угощение -взаимное»). Переведя эту пословицу на русский язык, вы узнаете, какое главное угощение выставлялось гостям.
Работа в группах.
Учащиеся должны собрать эту пословицу из частей. Она уже переведена на русский язык. Каждая группа высказывается. После правильного составления она записывается в тетради и говорится, что главное угощение к чаепитию – чак-чак, щербет, липовый мёд и душистый чай. На доске появляется иллюстрация с этим блюдом. Выставляется следующий пазл.
- Подберите к слову «гостевое» однокоренные слова. (Гость, гостинцы, гостить, угостил)
Записать, выделить корень.

III задание
- Этот вопрос от учителя казахского языка Ахметкановой Сауле Ахметкалиевны. Казахский народ славится своим гостеприимством. Встретить гостя с почетом, угостить его - знак щедрости. Все самое вкусное казахи всегда хранили для гостей. Украшением любого дастархана и наиболее излюбленным блюдом у казахов всегда считалось мясо. Самому почетному гостю хозяин преподносил .. Что подавали гостю, вы узнаете, когда выполните правильно задание.
Она предлагает вам текст, в котором некоторые слова на казахском языке, а вам надо перевести их на русский язык и прочитать получившийся текст.
Полетела Ара за мёдом. К_н село. Лететь домой было поздно. Впереди было
тыквенное поле. Села Ара на Тыквенный Г_л. Он закрыл ее лепестками. Спит
Г_л. Спит Ара. Наступило ТаS. Тыквенный Г_л открыл лепестки. Поклонилась
Ара ему за KонаKжайлыK и полетела домой, понесла бал балалар.

Работа в группах. Презентация.
- Молодцы вы неплохо справились с заданием. Теперь вы узнаете, что почётным гостям подавали баранью голову, сваренную особым способом. Открывается пазл.
- Теперь из данного текста надо выписать слова с приставками (или слова к схемам)
Полетела, закрыл, наступило, открыл, понесла.
- Для чего необходима приставка?
- Какая часть слова выполняет ту же роль? (Суффикс)

IV задание
- Следующий вопрос задаёт учитель начальных классов Зацепина С.Г. По русским традициям гостеприимства готовиться к гостям начинали заранее: убирали весь дом и двор, из сундуков доставали скатерти, посуду, полотенца. Почётное место за столом занимала хозяйка, а хозяин дома подавал гостям то, без чего дом не мог считаться гостеприимным, а на стол ставили предмет, который находится в этом ящике. Что подавали гостям и что ставили на стол, вы узнаете, если правильно отгадаете загадку: Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встаёт,
Сам себе плита, и чайник –
Сам заварит, сам нальёт.
Самовар
- Правильно главным на столе всегда считался самовар, а каждому приглашенному подавали ломоть хлеба с солью. (Из ящика достают самовар.)
- Посмотрите на слово самовар. Это слово образовано из двух корней при помощи соединительной гласной о. В русском языке встречаются такие слова и называются они сложными словами. Корни соединяются гласными о, е, и . Задание: вам предлагается выписать сложные слова, и подчеркнуть соединительную гласную.

Сам катится – самокат, рубит мясо – мясорубка, ловит мышей – мышеловка, сталь варит – сталевар, вода падает – водопад, чёрная земля – чернозём.

Работа в парах. Проверка – выходит одна пара и озвучивает работу.
Открывается последний пазл. Учитель сообщает информацию о Дворце мира и согласия.
- Какова главная черта всех национальностей проживающих в Казахстане? (Гостеприимство)

4. Рефлексия.
- Наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним, какую тему мы повторяли по русскому языку.
- Какой порядок необходимо соблюдать при выполнении разбора слова по составу? (Уч-ся озвучивают порядок разбора. На доске табличка с порядком разбора слова по составу.)
- Нам осталось лишь оценить себя, свою работу на уроке. (Уч-ся раздаются «Оценочные листы»:


Я


Моя работа в группе


Работа группы


Учитель


Итог







После того как дети выставят оценки и сдадут их учителю, он выводит одну оценку для выставления в журнал.
Ученик: Знать язык сегодня стало
Лишь один, не скрою, мало.
Если два- вопросов нет,
Ты для всех – авторитет.
Тех, кто три прекрасно знают,
Все за гениев считают.
Ну, а, если все четыре-
Нет людей богаче в мире.
Уч-ся прощаются с гостями так же как встречались, т.е. на разных языках.
5. Домашнее задание.