Механизмы адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения
«Механизмы адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения»
Барановская Н. В.,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 245
Переход из одного в другое звено обучения традиционно считается одной из наиболее сложных ситуаций как для обучающихся, так и для педагога. Как же справиться с этой ситуацией?
Я имею 9 летний стаж классного руководства. Моя статья будет посвящена представлению опыта выработки механизма адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения.
Прежде чем говорить о механизмах адаптации, хотелось бы уточнить сами термины «механизм» и «адаптация», для этого обратимся к толковым словарям Ефремовой, Ожегова и психологическому словарю.
После анализа существующих вариантов трактовок терминов, мы получили следующее совокупное определение: механизм адаптации это порядок действия для приспособления организма к изменяющимся окружающим условиям.
Следующим шагом стало выделение изменяющихся условий для обучающихся при переходе в среднее звено. Вот пять основных из них.
Изменение статуса — из «выпускников» начальной школы они превращаются в «малышей» основной. В начальной школе четвероклассники – самые большие, а в основной – они самые маленькие. С другой стороны, родители и педагоги подчеркивают, что школьник – уже не маленький и начинают предъявлять к нему новые требования.
Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированности у четвероклассников учебных умений и навыков.
Изменение условий обучения - дети переходят от системы «один учитель», к системе «классный руководитель – учителя-предметники». Новые учителя еще не знают особенностей и возможностей ребёнка.
В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.
Также обнаруживается несогласованность действий учителей начальных классов и учителей-предметников.
Начальная школа призвана готовить учащихся к обучению в школе более высокой ступени.
Адаптация младших школьников в новых условиях жизни и деятельности на 2-ступени общего образования напрямую связана с их психологической готовностью к переходу в 5-ый класс.
А формирование психологической готовности учащихся зависит от взаимодействия двух смежных ступеней образования. Речь идет о психолого-педагогической преемственности в работе учителей начальных классов и учителей-предметников.
Разные требования учителей основной школы: кто-то требует аккуратного ведения тетрадей и строго следит за этим, а кто-то – нет; один поощряет ученика, когда он высказывает своё мнение, другой – требует строго придерживаться имеющихся фактов и др.
Увеличивается количество учебных предметов и вместе с тем, может увеличиваться степень сложно материала, который необходимо усвоить. То, что раньше давалось легко, будет требовать больших усилий.
Уверенность, учителя-предметника, в том, что у ребёнка уже сформированы умения учиться, самостоятельно работать на уроке и дома.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что одной из главных проблем является несогласованность действий учителей начальных классов и учителей-предметников средней школы.
У школьников своя «сторона медали»:
1. К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше. Это зависит от особенностей детей, их работоспособности, специфики познавательного развития, переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.
Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.
На пути гармонизации взаимодействия двух сторон, мы выработали следующие предложения:
1.Прежде всего, следует установить систематические деловые контакты между учителем начальных классов и учителями-предметниками.
Подготовка учащихся к основной школе требует творческого содружества педагогов. Этому помогают совещания по обмену опытом работы. Обращение к проблеме «пятых классов» на педагогических совещаниях, заседаниях совместных мероприятиях учащихся начальных классов и пятиклассников
2.Проведение конкурсов для учащихся начальных классов учителями-предметниками.
3. Взаимообмен учителей при проведение уроков у пятиклассников учителями начальных классов, у учащихся начальных классов учителями-предметниками.
4. Перспективное распределение классного руководства и нагрузки. Желательно как можно раньше определить классных руководителей и нагрузку учителей предметников у будущих пятиклассников Вовремя проведенная тарификация дает возможность учителям-предметникам познакомиться со своими будущими учениками, а также с «педагогическим подчерком» их первого учителя.
5. Взаимный учет требований учителей начальных классов и будущего классного руководителя и учителей-предметников.
В свою очередь учителям начальных классов необходимо учитывать стиль работы учителей 2-й ступени, знать характер их требований, методы и приемы работы.
Ознакомление классных руководителей с будущей программой 5 класса. Немаловажно значение для осуществления преемственности имеет знание учителями младших классов программ и учебников 5 класса, а учителями-предметниками - соответствующих программ и учебников начальной школы.
7. Знание тем, которые вызывают наибольшие затруднения у пятиклассников. Преемственность можно обеспечить лишь в том случае, если учитель хорошо представляет себе «вчера - сегодня - завтра» знаний, умений и навыков конкретных учеников конкретного класса. Для этого учителю начальных классов необходимо знать темы, которые вызывают наибольшие затруднения у пятиклассников.
Задача учителей-предметников - обратить внимание учителей начальных классов на типичные ошибки, которые допускают учащиеся в 5 классе, назвать сложные темы и разделы программы. Всё это надо решать на совместных МО.
8. Опережающее обучение - немаловажный фактор психологической подготовки к переходу на 2-ю ступень образования.
9.Проведение родительских собраний с приглашением учителей- предметников.
В рамках адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения предлагаю распостранение двух рекомендаций-памяток: для педагов, работающих в 4-5 классах (см. Приложение 1) и
рекомендацию- памятку для родителей 4-5-ми классников (см. Приложение 2).
Приложение 1
ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ, РАБОТАЮЩИМ В 4 -5 –Х КЛАССАХ.
1. Преподавателям постоянно анализировать свою деятельность, стремится обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому школьнику.
2. Во втором полугодии в 4-х классах педагогам начальной и средней школы знакомить с перечнем предметов, которые они будут изучать в 5-м классе, преподавателям предметникам целесообразно в интересной для ребят манере представить будущие предметы, рассказывать об особенностях обучения в средней школе в эмоционально-благоприятном тоне для того, чтобы снять тревожность школьников, сохранить познавательные мотивы учебной деятельности. Проводить экскурсии по школе, знакомить с кабинетами.
3. Завучу, учителям начальной школы готовить на каждого ученика 4-го класса развернутую характеристику, в которой нашли бы отражение личностные и характерологические особенности, интеллектуальные возможности, в том числе темп деятельности, мотивы учебной деятельности, интересы, самооценку, уровень притязаний. А также особенности семейной ситуации, положение в группе сверстников.
4. Преподавателям-предметникам 5-х классов, будущим классным руководителям знакомиться с характеристиками учащихся 4-х классов, особенностями классных коллективов, их традициями, а также стилем общения педагога, который работал в начальной школе.
5. На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.
6. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий. На первом этапе обучения в 5-м классе при организации взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.
7. Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение. Для поддержания мотивации к учебе больше
использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный уровень обучения (развивать умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).
8. При организации воспитательной работы использовать возможности включения 5-классников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.
Подводя итоги можно сказать что 5-ый класс – это переход из начального звена в средний, и из-за смены структуры, содержания обучения у детей происходят изменения психологического и деятельностного характера:
Возрастает состояние стресса
Увеличивается количество изучаемых предметов, меняются задания к упражнениям, в некоторых случаях происходит переход на обучение по новым программам
Кабинетная система и много учителей-предметников
Сложность адаптации к учителям
Анонимность впервые месяцы способствует негативным проявлениям личности
Переутомление
Многообразие и отличие от начальной школы приемов работы на уроке
Отсутствие единства требований приводит к безответственному отношению ученика к учению
Все эти причины неизменно приводят к снижению качества успеваемости. Чтобы хотя бы частично избежать этого, встает вопрос о постепенной адаптации пятиклассников, начиная с 4 класса. Такая адаптация должна быть организована на уровне школы с использованием возможных ресурсов, привлечением специалистов.
Эти особенности надо учитывать родителям учащихся, которые являются второй проблемой адаптации, но возможно первой по значимости.
Предлагаю в конце четвертого класса выдавать следующие памятки.
Приложение 2
Помощь, которую могут оказать родители своим детям при переходе из начального в среднее звено обучения.
Подскажите как справиться с «техническими» трудностями первых дней – где находится расписание, как найти нужный кабинет и т.п. Напоминайте ребёнку, чтобы он собрал всё необходимое на завтра, сверившись с расписанием. Но не делайте это за него!
Интересуйтесь школьными делами сына или дочери. Интересуйтесь новыми предметами, новыми учителями, одноклассниками. Не забывайте о бытовых деталях – успевает ли поесть и т.п.
По возможности познакомьтесь с новыми учителями. Можно попросить классного руководителя пригласить их на родительское собрание, где они смогут познакомить вас с особенностями изучения предметов, системой требований и оценок.
Обратите внимание на отношение вашего пятиклассника к школьным оценкам. Важно, чтобы он понимал: разные люди, в том числе и учителя, могут оценивать по-разному и результаты его работы, и его самого как личность. В средней школе легче будет тому, кто не делает трагедии из школьной отметки. И тут, конечно, многое зависит от родителей: нельзя, чтобы наши неправомерные ожидания и высокие требования отравляли ребенку жизнь. Повышенная тревожность чаще возникает не из-за реальных неуспехов (хотя бывает и такое), а из-за страха не соответствовать установкам родителей.
Обращайте внимание на эмоциональное состояние школьника, его самочувствие, изменения в поведении. Старайтесь, чтобы он соблюдал режим дня, достаточно высыпался.
Поддерживайте спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребёнка происходят изменения. Спокойствие домашней жизни поможет пережить ребёнку школьные трудности.