Статья ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Обновление содержания образования
ОРГАНИЗАЦИОННО
-
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ИННОВАЦИОННОЙ
УЧЕБНО
-
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ШКОЛЕ
Балакина С.В.
-
заместитель директора
по воспитательной работе
ГБОУ Школа №
1847
( Из материалов
доклада на
Межрегиональной научно
-
практической
конференции «Моделирование социокультурного
системного развития образовательного учреждения
в контексте формиро
вания духовно
-
нравственной
культуры общества». Проект «БУДУЩЕЕ НАСЛЕДИЕ»
,
в рамках ХV
II
Международных Рождественских
образовательных чтений)
Мы находимся в Северн
ом административном округе. Наша школа
имеет
более чем 70
-
летнюю историю. Г
лавными задачами
, которые
традиционно
решал
и решает
педагогически
й
коллектив
,
явля
ю
тся
социокультурная
адаптация, позитивная социализация и
нравственное воспитание детей.
И
мы
,
на
протяжении нескольких последних лет
,
стараясь
выстроить целостную
воспитательную систему,
п
ытались
прежде всего
найти пути
восполнения того
мировоззренческого вакуума
,
который
возник в нашей стране в перестроечные и
послеперестроечные годы
.
Н
аш поиск увенчался успехом
лишь тогда
, когда
мы
вышли на
городскую
экспериментальную
площадку «Моделиров
ание
социокультурного системного развития
образовательного учреждения
»
и
программу «Социокультурные истоки».
Мы
поняли, что это именно то, что
и
скали
все
эти годы.
И э
то не только учебный курс «Истоки», но целый комплекс внутренне
связанных между собой ин
новационных учебно
-
воспитательных программ
социокультурной направленности. При
внимательном
знакомстве с ними,
нам
стало понятно, что это новое содержание позволит нам на практике создать
единую систему обучения и воспитания на основе устойчивых
мировоззре
нческих и нравственных
ценностей
, свойственных
отечественной
истории и культуре
.
У нас было
большое желание участвовать в
разных
инновационных
проектах, мы искали программы, которые бы помогли нам в
создании единой
системы воспитания.
Два последних года
мы остро ощущали недостаток
серьезного
научно
-
методического
обеспечения экспериментальной деятельности
, а в сентябре 2008
учебного года вступили в городскую
экспериментальную
площадку
«Моделировани
е
социокультурного системного развития
образовательного
учр
еждения
» и,
поработав
всего
полгода
,
успели ощутить существенную
разницу в организации научного и учебно
-
методического сопровождения в
сравнении с предыдущим опытом работы в других экспериментальных
площадках
2
2
Прежде всего, это, безусловно,
у
чебный курс «И
стоки»
,
в рамках
которого
разработаны
замечательные у
чебные посо
бия с прекрасными текстами,
иллюстрациями,
з
аданиями для работы на уроках
и комплекты рабочих
тетрадей. Н
аши учителя, прежде всего в начальной школе
,
взяли учебник за
основу воспитательной раб
оты: помимо уроков
«
Исток
и»
, частично используют
его для классного чтения с разбором новых понятий, частично для домашнего
чтения с последующей работой в
рабочих тетрадях.
Д
етям, конечно, особенно
нравятся активные формы обучения
–
работа в парах, четверка
х, ресурсном
круге
Для преподавания «Истоков» н
а каждый год обучения
разработаны
методические пособия с
поурочным планированием, структурой уроков, с
подробно расписанной
системой тренингов.
Методикой тренинг
ов
предусмотрено активное участие всей группы в
практических занятиях,
результаты которых фиксируются в рабочих тетрадях.
Плюс к этому
разработан п
рограммно
-
методический комплекс для учителей
-
предметников по разным направлениям, связанным с программой «Истоки»
–
по
литературе, русскому языку, географии
, истории и другим предметам.
Уже
сейчас в средней школе
многие
учителя интегрируют предмет «Истоки» с
такими пред
метами как история, литература,
русский язык.
Очень в
ажную роль в развитии школьной воспитательной системы играет цикл
ежемесячных занятий с
д
етьми и родителями по программе «
Воспитание на
социокультурном опыте»
Дети вместе с педагогами и родителями с увлечением работают над
созданием
страниц
альбома
«Моя первая книга
»
.
Эта работа
становит
ся
увлекательным занятием для детей и вз
рослых в течение всей начальной школы
.
Э
тот проект,
безусловно, является ярчайшим направлением экспериментальной
воспитательной
работ
ы, которое позволяет объединить
весь педагогический
коллектив
на основе совместного творчества детей и взрослых
, улучшить
микроклимат в клас
се,
помочь
школе
наладить
более тесн
ое
взаимоде
йств
ие с
родителями.
Проект «Моя первая книга» показался нам настолько свежим и
оригинальным, что после проведения первого занятия с родителями одна
учительница 2 класса сказала: « ВЫ знаете,
мне так понравилось!»
-
и мне
показалось, что она сама удивилась тому, что происходило в классе во время
занятия.
Сейчас
,
п
рактически
,
все учителя начальной школы преодолели
трудности,
связанные с
привлечением
родителей
на занятия
, и я думаю, реализация э
той
программы станет для нас одним из важнейших воспитательных направлений в
начальной школе.
Не менее
интересным и радостным
является проект «Четыре четверти»
-
традиции общешкольных праздников.
Это не только прекрасно разработанные
мероприятия давно заб
ытых и редко встречаемых в воспитательной практике
школ праздников
,
таки
х
как
:
День народного единства
,
Праздник Рождества
,
Татьянин день
,
Пасха
,
День славянской письменности и культуры
,
н
о и
3
3
электронные
текстовые,
музыкальные и художественные материалы
, в
ключая
видеосопровождение
праздничных постановок.
П
раздник
День народного единства стал для нас первым
опытом и прошел
с большим успехом.
Подготовили
его
учащиеся
3 и 7 класс
ов
, а
помогали
–
родители совместно с педагогами. Вместе ш
или костюмы, декорации
–
это
объединило и сдружило классных руководителей разных классов и параллелей
.
Данный проект
очень
верно
предусматривает
постепенное включение
детей
разных
возрастов
,
и
получается, что за каждой ступенью обучения
закреплен
св
ой праздник
,
таким образом,
ка
ждая
параллель
с 1 по 11 класс
проходит
по ступенькам всего календарного круга
праздников.
По такому же принципу
выстроена и экскурсионная программа
-
циклы
тематических экскурси
онных занятий
в основной и старшей школе
За все годы обучения школь
ники получают возможность
побывать в
самых
значимых местах Москвы и П
одмосковья, получить представление об истории и
культуре страны через образы пространства и времени, исторические святыни и
памятные календарные даты.
С
оциокультурный системный подход в
свою очередь стимулирует и
творческую проектную деятельность учащихся, которые с воодушевлением
включаются вместе с педагогами
и родителями
в реализацию
всего
комплекса
инновационных
развивающих
учебно
-
воспитательных программ.
Опыт работы в экспериментальн
ой площадке взят за основу
воспитательной работы школы. Сейчас школа ведет инновационную
деятельность по программе «Социокультурные истоки». Педагоги
разрабатывают интегрированные уроки по предметам.
В
заключени
е
хотелось бы
сказать
,
что
весь программно
-
м
етодический
комплекс
«Истоки» можно
с успехом применять в различных типах
образовательных учреждений, независимо от их социального статуса
, так как
одним
из
главны
х
достоинств
«истоковской»
модели
являе
тся
именно
то, что
всё
многообразие
инновационных
прог
рамм и
социокультурных
проектов
разработано и реализуется
в
единой, стройной и
логичной системе.
Хотелось бы еще раз выразить чувство радости от того, что мы имеем
возможность участвовать в работе такой замечательной экспериментальной
площадки, которая, еж
едневно
обогащая нашу педагогическую практику,
учи
т
наших
детей творческому отношению к делу,
созидательному
социальному
действию
, помогает ребенку жить и действовать в условиях выбора, а нас,
учителей
побуждает по
-
новому
взглянуть на окружающую действите
льность
,
давая новый духовный импульс для движения вперед, восходя к вечным истокам
и
стины, добра и красоты
.