Методический семинар тема:роль активных форм обучения в организации эффективного учебного процесса

Методический семинар Тема: «Роль активных форм обучения в организации эффективного учебного процесса. »
В настоящее время понимание системы образования неизмеримо расширилось, изменилось и представление о целях, задачах, содержании, методах и формах обучения. Приоритетность личностной ориентации в системе образования позволяет отметить, что главной целью является формирование личности, подготовка человека думающего и чувствующего, умеющего использовать знания в жизни.
В современной жизни нам приходится решать проблемы. А учит ли этому школа)
1.Ситуация затруднения -мы задаём вопрос «Чего хотим добиться и как?»
2.Обдумываем варианты решения проблемы, оцениваем свои силы
3.Пытаемся решить проблему.
4.Получаем результат, и сравниваем с первоначальной целью.
За пример возьмём структуру традиционного урока
Проверка д/з учеников учителем.
2. Объявление темы учителем.
3. Объяснение темы учителем.
4. Закрепление знаний учениками
Учитель на уроке все решает, дает готовые формы решения проблемы. Ученик привыкает, что в любой сложной ситуации есть человек, который ему поможет, привыкает и не старается проявить инициативу, не готов найти решение проблемы. А если ребенок сам попробует пусть плохо и не сразу получится, но он ЗАПОМНИТ, потому что САМ решил проблему!
Для того, чтобы учащиеся умели осуществлять ценностно-ориентированный выбор в жизненно важных ситуациях, умели принимать решения в сложных ситуациях, обладали сформированными навыками межличностного общения, возникает проблема в усвоении знаний на уроках, также необходимо повышение интереса к обучению. Помочь в этом может стратегия активного обучения, которая предполагает активную форму на уроках.
Поэтому задача школы заключается в том что современному учителю необходимо выполнить цель стандарта - «Воспитать личность, которая хочет, знает и может построить новые знания самостоятельно, на основе актуальных знаний при помощи УУД(учебно-универсальных действий).Как этого достичь?
Изменением в обучении стало введение ФГОС НОО. Какие же это изменения?
смена метода обучения (уход от репродуктивного метода к деятельностному, проблемному, проектному, исследовательскому методам)
Главным аспектм стала мотивация. Мотива
·ция  побуждение к действию; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
смена способов организации образовательной деятельности (смена фронтальной работы на совместную деятельность обучающихся в парных и групповых формах);
изменение функций участников образовательной деятельности (учитель – организатор, помощник).
Что помогает учителю добиться продуктивного результата7
Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:
нетрадиционное начало урока (эпиграф, загадка, видеофрагмент, элемент театрализации)
создание проблемной ситуации ( выбора, предположения, конфликта)
игровые технологии (дидактические, имитационные, ролевые)
графическое отображение материала (схемы, таблицы, алгоритмы)
метод активного (эффективного) чтения: маркировка текста
групповое взаимодействие
творческие задания ( синквейн, кроссворды, ребусы)
)
интеллектуальные разминки ( задания на смекалку, необычные вопросы, песни, шаржи, шутки)
тестовые задания по предметам
интегрированные уроки (русский язык + английский язык, русский язык + окружающий мир + технология)
нетрадиционные типы уроков ( путешествие, суд, аукцион)
использование ИКТ (готовые и авторские ЦОР-ы)
проектная деятельность (урок в режиме
проектного обучения)
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому - не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся  культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.
Обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. 
Какие преимущества технологии проблемного диалога
· Повышает интерес к учебе;
· Обеспечивается развивающий эффект;
· Создается атмосфера сотрудничества;
· Происходит развитие речи, логического мышления;
· Вырабатывается активная позиция детей
В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания. Типы проблемных ситуаций:
1) проблемные ситуации с удивлением – в их основу заложены разные противоречия (между двумя положениями, между житейским представлением и научным фактом);
2) проблемные ситуации с затруднением (между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя).
Пример проблемной ситуации через противоречие двух мнений

Учитель подводит учеников к мысли: «Путешествовать в прошлое нельзя- это сказка!»
Учитель подводит учеников к противоположной мысли: «Путешествовать в прошлое можно»

Сравните два утверждения- в чём противоречия?
Какой возникает вопрос?
Учебная проблема: Как можно путешествовать в прошлое?
Решение: Через сохранившиеся памятники культуры.
Для уроков математики более типична проблемная ситуация с предъявлением практического задания, основанного на новом материале. Ученики обычно не могут выполнить задание, включающее новый материал. Возникает проблемная ситуация с затруднением, и поэтому диалог будет другим: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?» Технология проблемного диалога может быть использована в любой образовательной системе, но наиболее полно и последовательно она уже реализована в образовательной системе "Школа 2100" по которой я работаю.
)Таким образом, Технология проблемного диалога результативна.
Она обеспечивает качественное усвоение материала.
Она развивает интеллект и творческие способности.
Она воспитывает активную личность, при сохранении здоровья учащихся.
использование активных методов обучения позволяет
   обеспечить эффективную организацию учебного процесса.
Итак вернёмся к началу моего доклада и попробуем ответить на вопрос» В современной жизни нам приходится решать проблемы. А учит ли этому школа
1.Создание проблемной ситуации учителем и формирование проблемы учениками.
2.Актуализация учениками своих знаний.
3.Поиск решения проблемы учениками.
4.Выражение решения.
5.Применение знаний учениками.

Как мы видим участие детей в открытии знаний и соответствие структуры урока алгоритму решения проблем в жизни аналогичны.
В завершении я хочу процитировать слова Р.Одилгтона, которые являются моим педагогическим кредо: ««Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно- указать дорогу» Слова знаменитого английского писателя как нельзя лучше утверждают роль учителя в образовании учащихся. Использование активных методов обучения позволяет    обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности.   А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.  
Активные методы обучения мотивируют на творчество не только школьников, но и учителя. Профессия учителя одна из самых творческих. Продукт творчества – это урок. Результаты: призёр в конкурсе «Мой лучший урок»,грамоты за высокий уровень подготовки к первой Всероссийской метапредметной олимпиаде по ФГОС «Новые знания».










15