Конспект урока Оксид азота (II) и оксид азота (IV).Азотная кислота, строение молекулы и получение. Общие с другими кислотами свойства азотной кислоты.


Урок: Оксид азота (II) и оксид азота (IV).Азотная кислота, строение молекулы и получение. Общие с другими кислотами свойства азотной кислоты.
Цели: Повторить и закрепить знания об общих химических свойствах кислот; изучить строение молекулы азотной кислоты, физические и общие с другими кислотами химические свойства азотной кислоты; познакомить учащихся с промышленным и лабораторным способами получения чистой азотной кислоты.
Задачи:
Обучающие : продолжить формирование умений записывать уравнения реакций, характеризующих свойства оксидов азота, общие свойства азотной кислоты.
Развивающие : применять полученные знания на практике и оценивать результаты выполненных действий.
Воспитательные : воспитание положительного отношения к знаниям, инициативности, способности преодолевать трудности для достижения цели.
Оборудование: экран, проектор, штатив с пробирками, спиртовка, железная ложечка.
Реактивы: оксид меди (II),15 % азотная кислота.
Тип урока: комбинированный
Технология урока: информационно-коммуникативная
Ход урока:
Организационный этап.
Актуализация опорных знаний
На прошлых уроках мы изучили некоторые соединения азота. Давайте вспомним их.
Сегодня мы изучим соединения азота с кислородом Оксид азота (II) и оксид азота (IV), а также Азотную кислоту, строение молекулы и получение. Общие с другими кислотами свойства азотной кислоты.(Слайд №1)
Давайте вспомним какие вещества называются оксидами?
Какие оксиды называют солеобразующими?
Какие оксиды называют несолеобразующими?
Какие оксиды называют кислотными?
Какие вещества называют кислотами?
III. Изучение нового материала
Оксид NO реагирует с кислородом с образованием оксида азота(IV). Реакция обратимая. Причем с повышением температуры скорость этой реакции уменьшается:
2NO + O2 = 2NO2.
Оксид NO с водой не реагирует. Оксид не солеобразующий.
Оксид NO2, сильный окислитель, сильный яд!
С кислородом вообще не реагирует.(Слайд 2)
Реакции с водой. Оксид NO2 с водой образует азотную кислоту (степень окисления азота +5) и оксид азота(II) (степень окисления азота +2). В присутствии кислорода оксид NO2 целиком переходит в азотную кислоту:
3NO2 + Н2O = 2НNО3 + NO
4NO2 + O2 + 2Н2О = 4НNО3.
Реакции со щелочами. Оксид NO2 образует с щелочью соли двух кислот – азотной и азотистой:
2NO2 + 2NaOH = NaNO3 + NaNO2 + H2O.
(Слайд 3)
Азотная кислота, строение молекулы и получение.
Опытным путём доказано, что в молекуле азотной кислоты между двумя атомами кислорода и атомом азота две химические связи абсолютно одинаковые , это означает то что двойная связь равномерно распределена между двумя кислорода . Степень окисления азота +5, а валентность равна IV.(Слайд 4)
Физические свойства(слайд 5(видеоролик «Физические свойства Азотной кислоты»,Слайд 6)
Азотная кислота HNO3 в чистом виде - бесцветная жидкость с резким удушливым запахом, неограниченно растворимая в воде. В небольших количествах она образуется при грозовых разрядах и присутствует в дождевой воде. (Слайд 7)
N2 + O2 грозовые эл.разряды→ 2NO
2NO + O2 → 2NO2
Под действием света азотная кислота частично разлагается с выделением NО2 и за cчет этого приобретает светло-бурый цвет:
4НNО3 свет→ 4NО2↑(бурый газ) + 2Н2О + О2Азотная кислота окисляет многие органические вещества. Концентрированная азотная кислота вызывает сильные ожоги при длительном контакте и пожелтение кожи на несколько дней при кратком контакте. Пожелтение кожи свидетельствует о разрушении белка и выделении серы .То есть – это ожог кожи. Чтобы предотвратить ожог, следует работать с концентрированной азотной кислотой в резиновых перчатках. (слайд 8)
Получение(Слайд №9)
1. Лабораторный способ
KNO3 + H2SO4(конц) → KHSO4 + HNO3 (при нагревании)
2. Промышленный способ
Осуществляется в три этапа:
a) Окисление аммиака на платинородиевом катализаторе до NO
4NH3 + 5O2 → 4NO + 6H2O (Условия: катализатор – Pt, t = 500˚С)
б) Окисление кислородом воздуха NO до NO2
2NO + O2 → 2NO2
в) Поглощение NO2 водой в присутствии избытка кислорода
4NO2 + О2 + 2H2O ↔ 4HNO3 и
3NO2 + H2O ↔ 2HNO3+NO (без избытка кислорода)
Общие с другими кислотами свойства азотной кислоты(Слайд №10,11)
1.Диссоциация
HNO3 = H+ + NO3
Метилоранж в присутствии азотной кислоты меняет оранжевый цвет на розовый.
2.Взаимодействие с оксидами
Демонстрация. В пробирку кладем 2-3 гр. Оксида меди (II) и наливаем несколько миллилитров 15% азотной кислоты, пробирку нагреваем и наблюдаем образование голубого раствора нитрата меди (II)
2HNO3 + CuO = Cu(NO3)2 + H2O
3.Взаимодействие со щелочами
HNO3 + NaOH = NaNO3 + H2O
4.Взаимодействие с солями, вытесняет менее активные кислоты из раствора их солей.
2HNO3 + K2CO3 = 2KNO3 +CO2 + H2O
IV.Закрепление изученного материала
Самостоятельная работа по карточкам. (Приложение№1)
V.Рефлексия
(Слайд 12)
VI. Домашнее задание
Параграф 27, стр 92-93, зад 4(б),7. Интерактивный тест размещен на школьном сайте.(Слайд13)
Приложение №1
I - Вариант
№1. Степень окисления атома азота в молекуле NO?
№2. С какими из перечисленных веществ будет реагировать азотная кислота?
H2SO4, ВаО, KOH, CaCO3
II- Вариант
№1. Степень окисления атома азота в молекуле NO2?
№2. С какими из перечисленных веществ будет реагировать азотная кислота?
HCI, CaO, Ba(OH)2 , K2CO3
III- Вариант
№1. Степень окисления атома азота в молекуле HNO3?
№2. С какими из перечисленных веществ будет реагировать азотная кислота?
HNO2 , MgO, Ca(OH)2 , MgCO3

Самоанализ урока химии в 9-м классе
Оксид азота (II) и оксид азота (IV).Азотная кислота, строение молекулы и получение. Общие с другими кислотами свойства азотной кислоты.
Цели: Повторить и закрепить знания об общих химических свойствах кислот; изучить строение молекулы азотной кислоты, физические и общие с другими кислотами химические свойства азотной кислоты; познакомить учащихся с промышленным и лабораторным способами получения чистой азотной кислоты.
Задачи:
Обучающие : продолжить формирование умений записывать уравнения реакций, характеризующих свойства оксидов азота, общие свойства азотной кислоты.
Развивающие : применять полученные знания на практике и оценивать результаты выполненных действий.
Воспитательные : воспитание положительного отношения к знаниям, инициативности, способности преодолевать трудности для достижения цели.
Анализируемый урок входит в систему уроков по теме "Неметаллы".
Урок начинается с организационного момента, задача которого - подготовить учащихся к работе на уроке. (Приветствие друг друга, запись в журнал фамилии тех, кто отсутствует, проверка готовности ребят к занятию.) Этот этап урока, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока.
Следующий этап - обзор изученного материала - повторение ранее изученных тем и проверка домашнего задания.
Задача - выявить пробелы в знаниях и устранить их, совершенствовать знания и умения, подготовиться к восприятию новой темы.
Чтобы определить уровень знаний большинства учеников за короткий промежуток времени, я провела .С сидящими за своими партами ребятами мы обсудили вопросы применения и негативного воздействия на окружающую среду оксидов азота. В ходе фронтальной беседы я стремилась проверить качество усвоения материала, степень сформированности общеучебных навыков и умений. Обязательны на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование деятельности школьников похвалой, одобрением.
Затем была проведена актуализация опорных знаний. Запись схемы электронного строения атома, распределение электронов атома азота по орбиталям позволило подвести итог беседы, и послужила вспомогательным материалом для изучения новой темы.
Этап изучения нового материала я начала с сообщения темы, целей и задач урока, поставила перед школьниками учебную проблему. Поскольку ребята уже знают важнейшие теоретические вопросы курса химии, то большую часть учебного материала этого урока я предпочла преподавать дедуктивно. Для этого учащимся предлагаются вопросы, при ответе на которые школьники привлекают ранее приобретенные знания и в то же время изучают новый материал. К тому же это позволяет использовать такие важнейшие принципы дидактики, как научность и доступность. Новые понятия и схемы реакций предлагались учащимся по слайдам презентации. Соблюдая принцип систематичности, я шла по пути от известного к неизвестному, от простого к сложному. Никак нельзя было обойтись на уроке без демонстрационного эксперимента, поскольку он способствует выработке умений и навыков проведения химического эксперимента. Реализации принципа систематичности способствует осуществление межпредметных связей. Установление таких связей помогает формированию в сознании учащихся целостной картины мира. Связь с экологией особо тесная. На этом уроке она реализуется через систему понятий об атмосфере, рассмотрены значения ПДК оксидов азота. Связь с биологией видна при рассмотрении биологического воздействия на организм оксидов азота, причем основную информацию этого вопроса ребята изложили сами.
Для закрепления полученных знаний я использовала самостоятельную работу по карточкам. При проведении самостоятельной работы были получены следующие результаты:
«5»-5-33,3%
«4»-6-40%
«3»-3-20%.
«2»-1-6,7%
Средний бал-3,6
Успеваемость-93,3%
Качество-73,3
СОУ-67,2
\s
Целью этапа закрепления я ставила повторение, воспроизведение усвоенного, но не дословное, а преобразованное, что способствует выработке у учащихся умения применять полученные знания.
Домашнее задание. Учащимся было предложено пройти онлайн-тестирование по данной теме, что активизирует познавательный интерес обучающихся.
Завершающим этапом была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок.
Проведенный урок - комбинированный. В ходе урока были использованы объяснительно-иллюстративные методы (беседа, объяснение учителя, сообщение ученика), применялись средства наглядности (слайды презентации, демонстрационный эксперимент), эвристические методы (беседа о соответствии строения и свойств молекул), исследовательский метод (исследование физических и химических свойств оксида азота(IV),общих с другими кислотами свойств азотной кислоты). На уроке многократно использовались технические средства обучения.
Проведенная проверочная работа и фронтальный опрос показали, что ученики, в целом, тему освоили, способны не только воспроизводить полученные знания, но и применять в нестандартных ситуациях.
Но следует отметить, что проведенный урок не лишен недостатков. Мне кажется, что на этапе проверки домашнего задания ребята были несколько пассивны. В беседах школьники не всегда формулировали полные ответы. В целом урок прошел успешно, настроение учащихся и учителя было хорошым, все остались довольны своей работой.