Урок по русскому языку «Образование родственных слов» для 2 класса
1. Ф.И.О. учителя: Бурим Наталья Викторовна
2. Класс: 2 Дата: 13.11.13г. Предмет: русский язык. № урока по расписанию: 2
3. Тема урока «Образование родственных слов».
4. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме
5. Цель урока: научиться образовывать родственные слова при помощи приставки и суффикса.
6. Задачи урока:
Образовательные:
организовать наблюдение над частями слова;
создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся научатся находить родственные слова и образовывать их при помощи приставок и суффиксов.
Развивающие:
создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы;
способствовать развитию орфографической зоркости, каллиграфических навыков;
развивать умение работать в паре и в группе;
развивать внимание, наблюдательность.
Воспитательные:
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
7. Планируемые результаты:
Личностные результаты учащихся:
осознавать смысл образования родственных слов и уметь образовывать их при помощи приставок и суффиксов;
понимать отличие родственных слов от формы слова;
развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников.
Познавательные:
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания;
самостоятельное создание алгоритма образования родственных слов;
Коммуникативные:
внимательно слушать друг друга;
уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные результаты:
воспроизведение своими словами правила; выполнение действий по алгоритму;
знать образование родственных слов и формы слова;
уметь правильно их образовывать.
8. Оборудование: проектор, ноутбук учительский, ноутбук ученический (15 шт.), интерактивная доска SMART board 480, SMART Response – интерактивная система реагирования, ЭОР «Русский язык, 3 класс», Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина, учебник «Русский язык. 2 класс», Н.В. Нечаева, «Лист достижений».
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Прогнозируемый результат образовательной деятельности
Учебно-методическое обеспечение
I. Оргмомент
Цель: организация направленного внимания на начало урока
Учитель приветствует обучающихся
Обучающиеся приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Личностные УУД:
самоопределение к учебной деятельности
II. Актуализация знаний.
Цель: мотивировать учащихся на изучение темы.
1. Минутка чистописания
Учитель
- Запишите число, классная работа.
2. Определите, какую букву мы будем прописывать сегодня на «минутке чистописания»:
эта буква обозначает гласный звук,
который указывает на твёрдость предшествующего согласного,
всегда стоит в сильной позиции.
- Дайте характеристику букве «у».
- Запишите каллиграфически правильно, чередуя заглавную и строчную букву «у» на одну больше, чем количество элементов, из которых она состоит.
– Оцените свою работу по шкале «Правильность»– Поменяйтесь тетрадями. Оцените работу соседа по парте.– У кого оценивание совпало?– Назовите причину несовпадения ваших оценок.
- Повторите соединение букв: ул ум ув уд.
- В каком соединении букв скрывается слово?
- Знакома ли вам пословица: «Ум – хорошо, а два - лучше»?
- Поясните её смысл.
- Помните и вы, что на уроке вы не одиноки – на помощь всегда придут одноклассники и учитель. Совместно мы найдём ответы на все вопросы.
Обучающиеся записывают в рабочих тетрадях: 13 ноября.
Классная работа.
- Это определение общее, поэтому конкретного ответа дать нельзя (6 вариантов ответа, т.к. в русском языке 6 гласных звуков).
- Это определение общее, поэтому конкретного ответа дать нельзя (5 вариантов ответа, т.к. в русском языке 5 гласных звуков указывают на твёрдость предшествующего согласного).
Это буква «У».
Обучающиеся дают характеристику букве «у»:
обозначает звук [у], он гласный, т.к. «тянется, поётся», во рту не встречает препятствий; указывает на твёрдость предшествующего согласного, бывает ударным или безударным, всегда стоит в сильной позиции, может образовывать отдельный слог.
Обучающиеся выполняют запись трёх заглавных и трёх строчных букв «у» (т.к. каждая состоит из двух элементов).
Обучающиеся выполняют запись.
- Ум, т.к. у слова есть лексическое и грамматическое значение.
Обучающиеся смотрят своему соседу в глаза, жмут друг другу руку.
Предметные результаты:понимать задание, как его надо выполнить; самим предлагать задания.Метапредметные результаты:Коммуникативные:уметь выражать свои мысли, слушать ответы своих одноклассников и сравнивать со своими ответами.Регулятивные:оценивать ход и результат выполнения задания.
2. Фиксация затруднений в деятельности.
Цель: выявить уровень знаний учащихся по теме.
Учитель выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.
- Над какой темой мы работаем на уроках русского зыка?
- Давайте проверим ваши знания по теме «Состав слова», выполнив тест (см. Приложение 1).
Обобщение: учитель подводит итоги тестирования.
Обучающиеся выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
«Состав слова».
Обучающиеся выполняют тест, используя индивидуальный пульт.
SMART Response – интерактивная система реагирования
(индивидуальный пульт у каждого ученика)
IV. Постановка учебной задачи.
Цель: учить ставить перед собой цель, чтобы достичь определенного результата
Учитель активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию.
- Ребята, где вы можете применить свои знания о составе слова?
- Можем ли мы использовать свои знания при образовании новых родственных слов?
- Кто догадался, какая тема нашего урока? «Образование родственных слов».
- Какую цель поставим перед собой на сегодняшний урок?
Обучающиеся формулируют (уточняют) тему урока, ставят цель.
- При выполнении контрольной работы, олимпиады ит.п.; «при написании заявления на работу» и .т.д.
- Да, можем.
Дети читают тему урока, записанную на доске.
- Научиться образовывать родственные слова.
Один ученик с учительского ноутбука печатает цель урока, которая отображается на электронной доске.
Метапредметные результаты:
анализировать учебную ситуацию и ставить задачу урока, высказывать свои мнения, слушать ответы других
Учительский ноутбук,
Интерактивная доска SMART board
V. Двигательная физминутка.
Цель: Дать возможность детям отдохнуть, переключиться на другой вид работы.
VI. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.
Цель: учить детей самостоятельно формулировать правило и образовывать родственные слова.
- Вы уже знаете с помощью каких частей слова образуются новые родственные слова?
- Я предлагаю вам посмотреть видеоролик и узнать ещё об одном способе образования новых родственных слов.
Обобщение: - О каком новом способе образования родственных слов вы узнали?
- Да, с помощью суффикса и приставки.
Обучающиеся смотрят учебный видеоролик.
- Слова могут образовываться путём сложения двух корней. Такие слова называются сложными.
Метапредметные результатыРегулятивные:оценивать ход и результат выполнения заданияПознавательные:понять, как при помощи приставок и суффиксов образуются новые родственные слова; уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме;коллективное составление родственных слов; сформулировать правило об образовании родственных слов.
Коммуникативные:уметь выслушать чужое мнение, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.Предметные результаты:запомнить, при помощи чего образуются родственные слова; уметь работать по алгоритму.
ЭОР «Русский язык, 3 класс», Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина, гл.15 «Как образуются слова», анимация часть 3.
VII.Построение проекта выхода из затруднения
- Прежде чем выполнять следующее задание, давайте вспомним алгоритм разбора слова по составу.
- Наф-Наф предлагает нам слова для разбора слов по составу.
Обобщение: что повторили, выполняя это задание?
Обучающиеся проговаривают алгоритм.
Обучающиеся выполняют разбор слов по составу в тетради.
В качестве самопроверки ученики чередуясь (в паре) выполняют интерактивное задание «Разбери слово по составу».
Умение разбирать слова по составу.
ЭОР «Русский язык, 3 класс», Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина, гл.15 «Как образуются слова», упражнение «Разбери слово по составу».
VIII. Гимнастика для глаз.
Цель: дать возможность отдохнуть глазам.
IX. Первичное закрепление.
Цель: обобщить полученные знания учащихся при выполнении учебного задания; проконтролировать умения обучающихся использовать полученные знания и умения.
Игра «Ручеёк».
- Давайте проверим, как ваши знания помогут вам образовать родственные слова.
Условие: формы слова не учитываются при подсчёте.
Обобщение: - С помощью каких частей слова удалось образовать новые родственные слова?
Обучающиеся делятся на три группы (по рядам). Каждая группа образует родственные слова.
1 ряд – друг;
2 ряд – сад;
3 ряд – снег.
Ученики друг за другом выбегают к доске и мелом записывают новое слово, выделяя часть, с помощью которой оно образовалось.
- Родственные слова образовывали при помощи суффикса и (или) приставки.
Метапредметные результаты:самоопределяются в УДЛичностные результаты:осознают смысл изучения родственных слов и успешного использования приставок и суффиксов для образования новых родственных слов.
X. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: закрепить изученный материал; сделать вывод о полученных знаниях.
Работа с учебником.
Выполнение упражнения №114 с.57.
Самопроверка.
Обучающиеся самостоятельно выполняют упражнение в тетради.
Обучающиеся сверяются с образцом, выведенном на страницу электронной доски.
Метапредметные результаты:сформированный способ деятельности.Личностные результаты:самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Учебник «Русский язык. 2 класс», Н.В. Нечаева.
Интерактивная доска SMART board
XI. Рефлексия деятельности. Итог урока.
Цель: сформировать личную ответственность за результаты своего труда
Учитель организует рефлексию.
- Какую цель ставили перед собой на урок?
- Удалось ли её достичь?
-Чему вас сегодня научил этот урок?
- С кем можем поделиться своими знаниями?
– Какие задания вы выполняли с удовольствием?– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
– Оцените результаты своего труда.
–В «Листе достижений» оцените свое настроение, активность и достижение поставленной цели.
Обучающиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Личностные результаты:самооценка личного вклада в общий результат деятельности.Метапредметные результаты:Регулятивные:оценивать результат выполнения своей работы и работы одноклассников.
Интерактивная доска SMART board
XII. Домашнее задание
Цель: объяснить выполнения домашнего задания
– Запишите домашнее задание: упр. 113, стр.57
– Прочитайте задание про себя. Что не понятно?
- Спасибо за урок!
.
Приложение 1. Тест по теме «Состав слова»
1. Главная часть родственных слов
Окончание
Основа
Корень
Приставка
Суффикс
2. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении
Окончание
Основа
Корень
Приставка
Суффикс
3. Часть слова без окончания
Окончание
Основа
Корень
Приставка
Суффикс
4. Изменяемая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов
Окончание
Основа
Корень
Приставка
Суффикс
5. Изменяемая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов
Окончание
Основа
Корень
Приставка
Суффикс
15