Программа самообразования на тему Развитие познавательных интересов младших школьников средствами инновационных технологий
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добровская школа-гимназия имени Я.М.Слонимского»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Комсомольская, 1-А, с. Доброе, Симферопольский район, РК, 297571
тел/факс 0(652) 31-12-24, e-mail: dobrovskijuvk@mail.ru ИНН9109008822_
Согласовано
Заместитель директора по УВР
______________М.К.Кальченко
«____»_____2015г.
Утверждено
на заседании педагогического
совета протокол № от 2015г.
Директор МБОУ «Добровская школа-
гимназия имени Я.М.Слонимского»
_____________ Н.Б.Федорченко
«______»________2015г.
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ
учителя начальных классов
Фирсовой Ирины Николаевны
2015г.
Тема самообразования:
«Развитие познавательных интересов
младших школьников средствами
инновационных технологий»
ЛИЧНАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ
Ф.И.О. учителя:
Фирсова Ирина Николаевна
Дата рождения:
22апреля 1972г.
Образование (когда и какое учебное заведение окончил):
ЯПУ -1991г., СГУ – 1998г.
Специальность по диплому:
учитель начальных классов, учитель физического воспитания
Место работы:
МБОУ «Добровская школа-гимназия им.Я.М.Слонимского»
Симферопольского районного отдела образования
Республики Крым
Занимаемая должность:
учитель начальных классов
Дата назначения на должность:
25 августа 1991 г.
Общий стаж трудовой деятельности:
24 года
Педагогический стаж:
24 года
Квалификационная категория, дата присвоения:
высшая, 2012год
Курсы повышения квалификации:
2015г. КРИППО
Юридический адрес учебного заведения:
297577 Республика Крым
Симферопольский район, с.Доброе, ул.Комсомольская 1-а
Телефон:
0(652) 31-12-24
E-mail:
dobrovskijuvk@mail.ru
Адрес сайта: http://dobroe.lbihost.ru/novosti
Директор школы:
Федорченко Н.Б.
Заместитель директора школы по УВР:
Кальченко М.К.
ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ САМООБРАЗОВАНИЯ
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Цели:
профессиональный рост учителя;
совершенствование качества и эффективности обучения в начальных классах.
формирование у учащихся ключевых образовательных компетенций, необходимых для решения открытых задач.
Задачи:
планировать учебный процесс с учетом выбранной методики;
творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;
организовать работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, дидактических и методических требований;
выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной деятельности учащихся в соответствии с выбранным направлением;
формировать у учащихся компетенции, необходимые для самостоятельного решения открытых задач, возникающих в реальных жизненных ситуациях;
формировать интерес учащихся к предметам.
учитывать и оценивать результаты собственной деятельности с целью определения новых задач;
аргументировать социальную и личностную значимость выбранного направления с целью его внедрения в практику других учителей.
Основные принципы, реализуемые в используемой методике:
Содержательные принципы обучения:
принцип научности;
принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения.
Организационно-методические принципы:
принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения;
принцип единства группового и индивидуального обучения;
принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;
принцип сознательности и творческой активности обучаемых;
принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности;
принцип наглядности;
принцип продуктивности и надежности обучения.
Принципы педагогической техники:
принцип свободы выбора;
принцип открытости;
принцип деятельности;
принцип обратной связи;
Основные формы и методы работы:
Совокупность методов:
словесные;
наглядные;
стимулирующие;
исследовательские;
контролирующие.
Формы организации работы:
индивидуальная работа с первоисточниками ;
участие в работе методических объединений и методических сообществ учителей;
проведение открытых занятий;
участие в конкурсах педагогического мастерства муниципального, регионального уровня .
Прогнозируемый результат:
Предполагается, что по окончании работы над выбранной темой:
Будет сформирован определенный базисный комплекс форм организации учебных занятий, способствующий самореализации и самоутверждению личности, формированию положительного отношения и интереса к предметам.
Произойдет смещение акцентов у учащихся в плане практической значимости и применимости изучаемого в школьном курсе материала.
Будут проведены открытые уроки для учителей начальных классов района, сообществ МО, раскрывающие сущность и пути внедрения выбранной методики в практику преподавания.
Будут подготовлены и прочитаны доклады, публичные лекции, организованы выступления перед учителями методического объединения учителей начальных классов.
Будет разработан и создан комплект педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий..
Будет разработан пакет психолого-педагогических и дидактических материалов для учителей начальных классов.
Реализация программы рассчитана на 5 ЛЕТ (с 2015 по 2020гг.)
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Основные
направления
Действия и мероприятия
Профессиональное
Изучить ФГОС, уяснить их особенности.
Знакомство с новыми авторскими программами, концепциями обучения, с новыми педагогическими технологиями, их оценками.
Изучение новых стандартов по предметам и методике преподавания.
Своевременное повышение квалификации на проблемных и системных курсах.
Повышение методической грамотности и профессиональной компетентности.
Активное участие в работе районной Ассоциации, кустовых МО учителей начальных классов.
Участие в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней.
Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом.
Периодический самоанализ своей профессиональной деятельности.
Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Проведение открытых уроков, с последующим самоанализом и анализом своих коллег.
Организация внеурочной и внеклассной деятельности по предмету.
Посещение семинаров, конференций, организованных на разных уровнях.
Разработка рабочих программ по предметам.
Психолого-педагогическое
Совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики.
Изучение современных психологических и диагностических методик.
Создание пакета психолого-педагогических материалов для учителя.
Методическое
Знакомство с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные, научно-популярные издания.
Изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм уроков.
Изучение научно-методической и учебной литературы.
Изучение проблем реализации нового стандарта начального общего образования.
Разработка разных форм уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.
Разработка пакета поурочного планирования.
Создание комплекта
· дидактического материала по предмету.
Эстетическое
Посещение виртуальных выставок, музеев, проведение экскурсий.
Участие в конкурсах социальной и художественной направленности (личное, в составе творческих коллективов, включающих учащихся).
Информационно-компьютерные технологии
Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, психологии, педагогике, педагогическим технологиям.
Изучение современных информационно-компьютерных и телекоммуникационных технологий и внедрение их в учебный процесс.
Охрана
здоровья
Своевременное обновление инструкций по ТБ и охране труда на уроках .
Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
Пропаганда здорового образа жизни среди педагогов и воспитанников.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ САМООБРАЗОВАНИЯ:
– установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
– обучающий, на котором происходит знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.
– практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
– теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе организовывается коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях школьных и районных МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.
– итогово-контрольный, на котором подводятся итоги своей самостоятельной работы, обобщаются наблюдения, оформляются результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Система самообразовательной работы также предусматривает:
текущее и перспективное планирование;
подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации;
овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта.
I ЭТАП реализации программы (2015-2016 уч. год)
№ п/п
Вид деятельности
Сроки
выполнения
Анализ профессиональных затруднений.
сентябрь
Формулирование индивидуальной темы самообразования.
сентябрь
Формулирование целей и задач, достижение и решение которых предполагается в результате работы над темой самообразования.
сентябрь
октябрь
Консультация с директором МБОУ по вопросам организации работы по теме самообразования.
октябрь
Составление плана работы по выбранной теме самообразования.
ноябрь
декабрь
Организация встреч с коллегами, занимающимися данной проблемой.
в течение года
Организация образовательного пространства в 1-4 классах в условиях реализации ФГОС
в течение года
Выступление с отчетом по итогам реализации I этапа на МО школы.
май
II ЭТАП реализации программы (2016-2017 уч. год)
№ п/п
Вид деятельности
Сроки
выполнения
Изучение опыта работы ведущих российских педагогов по выбранной теме.
в течение года
Анализ и систематизация материалов научной и специальной литературы по данной теме.
в течение года
Приобретение методической литературы по теме самообразования с учётом требования ФГОС.
в течение года
Участие в методических объединениях Ассоциаций и районном МО.
в течение года
Проведение входной диагностики творческих способностей и наклонностей учащихся по проблеме.
по графику
Проведение диагностики удовлетворенности учащихся учебным процессом.
по графику
Разработка плана работы со способными детьми.
март
апрель
Разработка системы работы с детьми, имеющими низкий уровень мотивации по данной проблеме.
декабрь
январь
Подготовка отчета по итогам реализации II этапа .
май
III ЭТАП реализации программы (2017-2018 уч. год)
№ п/п
Вид деятельности
Сроки
выполнения
Корректировка плана работы.
сентябрь
Консультации с методистами районного отдела образования.
сентябрь
октябрь
Активное внедрение выбранной методики в свою профессиональную деятельность.
в течение года
Проведение открытых занятий по заявленной теме самообразования с учётом системно-деятельностного подхода.
в течение года
Проведение промежуточной диагностики творческих способностей и наклонностей учащихся по проблеме.
по графику
Соотнесение полученных результатов итоговой диагностики с планируемыми.
по графику
Анализ и систематизация материалов научной и специальной литературы по данной теме.
в течение года
Приобретение методической литературы по теме самообразования с учётом требования ФГОС.
в течение года
Участие в районных методических объединениях учителей начальных классов
в течение года
Подготовка отчета по итогам реализации III этапа .
май
IV ЭТАП реализации программы (2018-2019 уч. год)
№ п/п
Вид деятельности
Сроки
выполнения
Консультации с методистами отдела образования.
сентябрь
Участие в методических объединениях и Ассоциациях учителей начальных классов.
в течение года
Посещение с обсуждением открытых уроков учителей района.
в течение года
Подготовка и размещение материалов по теме самообразования для размещения в web-пространстве всемирной компьютерной сети Интернет.
в течение года
Организация форума на web-ресурсе по обсуждению авторской методики, разработанной в рамках программы по самообразованию.
в течение года
Внесение коррективов в практическую составляющую педагогической концепции по внедрению новой методики в образовательный процесс.
апрель
май
Подготовка отчета по итогам реализации IV этапа .
май
V ЭТАП реализации программы ( 2019-2020 уч. год)
№ п/п
Вид деятельности
Сроки
выполнения
Анализ, теоретическое обоснование выбора форм, методов и способов деятельности на учебных занятиях.
сентябрь
октябрь
Консультации с методистами районного и областного отдела образования.
ноябрь
Апробация наработанных форм, методов и способов деятельности на учебных занятиях.
в течение года
Проведение открытых занятий по заявленной теме самообразования с учётом требований ФГОС.
в течение года
Проведение итоговой диагностики творческих способностей и наклонностей учащихся по проблеме.
апрель
Соотнесение полученных результатов итоговой диагностики с планируемыми.
апрель
Подготовка к публикации опыта работы.
апрель
май
Обобщение опыта работы по теме самообразования.
в течение года
Определение перспектив дальнейшей работы по выбранной теме самообразования.
май
Творческий отчет по результатам профессиональной деятельности.
май
июнь
Источники самообразования:
телепередачи;
периодические издания, методическая и педагогическая литература по теме самообразования;
информация по теме самообразования в Интернете;
заседания МО;
открытые уроки;
общение с коллегами в школе, районе и в Интернете.
Результат самообразования:
Повышение качества преподавания предметов.
Наличие методической копилки.
Разработка рабочих программ по предметам.
Повышение качества знаний и уровня воспитанности учащихся.
Обобщение опыта.
13 PAGE 141015
Заголовок 1Заголовок 215