Конспект урока Социальная структура общества
Конспект урока для 8 класса
по дисциплине «Обществознание»
Автор: Ершов К. С.,
учитель истории и обществознания
МОУ Малонагаткинской СОШ
МО «Цильнинский район» Ульяновской области
Тема урока: «Социальная структура общества»
Тип урока: Комбинированный
Вид урока: Урок с элементами самостоятельной работы учащихся
Цель: Дать представление о социальном устройстве общества; показать виды социальных групп; способствовать осмыслению опасности социальных конфликтов и пути их разрешения.
Ожидаемые результаты: На уроке учащиеся смогут:
а) в области знаний:
1. Усвоить знания о социальной структуре общества и о социальном неравенстве.
2.Знать и усвоить виды социальной мобильности и социальных групп.
3. Усвоить значение социальных ролей.
б) в области умений и навыков проявить:
1. Развитие навыка анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи.
2. Уметь работать с текстом, проводить правильный анализ материала.
3. Продолжить формирование учебно-познавательных компетенций
в) в области качеств, отношений, ценностей проявить:
1. Формирование правовой культуры и активной гражданской позиции подростков.
2. Воспитывать у учащихся стремление к получению новых знаний.
Оборудование: доска, проектор, карточки и магниты для составления таблицы, карточки с вопросами, кейсы, рабочие листы №1,2,3,4,5.
Литература: Обществознание.8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.И. Кравченко ; - М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2010. – 192 с.
Дополнительная литература:
1. Ерасов Б.С. Социальная культурология / Изд-е третье, доп. и перераб. М.: Аспект Пресс, 2000.
2. Шкаратан О.И., Ильин В.И. Социальная стратификация России и Восточной Европы : сравнительный анализ. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. – 468 с.
Основные понятия (словарь занятия): Социальная структура, социальная мобильность, социальная группа, социальная роль.
План урока.
I. Оргмомент (2 мин.).
II. Проверка домашнего задания (8 мин.).
III. Изучение нового материала.(30 –31 мин).
Состав и структура общества. (Рассказ )
Социальная группа. (Рассказ +работа с учебником)
Социальная мобильность.(Рассказ + самостоятельная работа)
Социальная роль. (Беседа)
IV. Закрепление изученного материала. (Беседа).
V. Итоги урока. Рефлексия(3-4 мин.)
VI. Домашнее задание (3 мин.)
Ход урока.
Оргмомент (2 мин.) (Приветствие).
Проверка домашнего задания (8 мин.).
Письменная самостоятельная работа.
Вариант 1
Вариант 2
Что такое мировое хозяйство?
Что такое внешняя торговля?
В чем особенности политики протекционизма?
В чем сущность международного разделения труда?
Раскройте понятие фритредерство
Раскройте понятие валютного курса
III. Изучение нового материала.(30 –31 мин).
1.Состав и структура общества. (Рассказ)
Рассказ
Социальная структура общества (от лат. Structura– строение, расположение, порядок) – строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп. Эти группы имеют различное положение в обществе и имеют неравный доступ к социальным благам, таким, как деньги, власть, престиж .
Социум в переводе с латинского языка – общество, т.е. социальный – это общественный, а понятие структура означает в переводе строение, расположение, порядок. Следовательно, в упрощённом варианте - социальная структура – это система построения общества.
Социальный статус (от лат. status положение, состояние) личности это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.
2.Социальная группа. (Рассказ +работа с учебником)
Рассказ
Связующим звеном между человеком и обществом является СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА.
Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Такими критериями являются:
* Территориальный статус
* Пол
* Возраст
* Раса
·
* Национальность
* Здоровье
* Политические взгляды
* Религиозные взгляды
* Образование
* Доход и др.
Малой группы - семья – это люди, объединённые какими-либо интересами, узами родства, брачными отношениями.
Большие группы (Люди одного возраста – старшеклассники, не одной конкретно какой то школы)
Формальные – группы определённые как то документально.
Неформальные – группы ни чем не регламентируются. Таких людей на много больше в нашем обществе.
Работа с учебником
Прочитайте, пожалуйста, текст учебника о социальных группах на с. 112 и ответьте на вопрос:
- Совпадает ли количество людей, проживающих на нашей планете с количеством социальных групп?
- Почему? Приведите примеры.
- Способен ли человек выжить вне группы?
3.Социальная мобильность. (Рассказ + самостоятельная работа).
Рассказ
Социальная мобильность – способность отдельных людей или целых групп перемещаться внутри социальных слоёв либо вертикально, либо горизонтально.
Горизонтальная мобильность - это переход из одного социального положения в другое, но расположенное на том же социальном уровне.
Вертикальная мобильность - это переход из одного социального положения в другое со сменой уровня социальной стратификации.
Восходящая вертикальная мобильность - перемещение вверх по стратификационной лестнице социальной системы, то есть, улучшение своего статуса.
Нисходящая вертикальная мобильность – перемещение вниз по стратификационной лестнице социальной системы, то есть, ухудшение своего статуса.
Социальное падение, как и восхождение, могут совершать целые группы.
Самостоятельная работа
Соотнесите виды мобильности с их понятиями
Горизонтальная мобильность
Понижение в должности на работе
Вертикальная мобильность
Смена места работы с сохранением должности
Восходящая вертикальная мобильность
Получение военным очередного звания
Нисходящая вертикальная мобильность
Отчисление из ВУЗа за неуспеваемость
4.Социальная роль. (Беседа)
Беседа
Каждый статус включает несколько ролей. Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, определяющихся социальными нормами. Таким образом, статус указывает на место, а роль – на способ поведения. Социальная роль – это манера или способ поведения, в связи со своим статусом.
Статус – место человека
Роль – способ поведения
- Давайте попробуем определить роли, которые приходится играть нам в своей жизни.
IV. Закрепление изученного материала. (Беседа).
Вопросы:
1. Что такое социальная структура общества?
2. Что такое социальная мобильность и каковы ее виды?
3. Что такое социальная группа и социальная роль, как соотносятся эти понятия?
V. Итоги урока. Рефлексия(3-4 мин.)
А) – О какой важной социальной сфере мы узнали сегодня на уроке?
– Были ли трудности сегодня в нашем учебном материале? Если да, то с чем они связаны?
– Было интересно на уроке? Что вас заинтересовало на уроке?
– Захотелось ли кому-либо из вас узнать еще что-то новое о социальной структуре?
– Давайте подскажем друг другу, где можно найти ответ на интересующие вас вопросы.
Б) Вариант рефлексии: ВИП («Важно», «Интересно», «Полезно» – по рядам»).
VI. Домашнее задание: (3 мин.)
- Параграф 17, вопросы.
- Составить таблицу “Социальные группы, их социальные роли и статусы ”
Задания на выбор: Подготовить
1. Сочинение на тему: “Мои социальные роли и статусы ”
2. Доклад на тему: “Социальная мобильность в современном обществе”
ЏђЗаголовок 115