Открытый урок во 2 классе «Двойные согласные».


Автор: Рудская Лариса Геннадьевна, учитель начальных классов
Предмет: Русский язык.
Класс: 2 класс
Тип урока: изучение нового материала.

Технологическая карта изучения темы «Слова с двойными согласными»

Тема
Слова с двойными согласными.

Цели деятельности учителя:

- Познакомить с фактом наличия в словах русского языка двойных согласных, рассмотреть слова с двойными согласными; учить проводить наблюдение:
над произношением долгого звука («ванна») в русских словах;
над смыслоразличительной ролью двойных согласных («бал» - «балл», «дрожжи» - «дрожи»);
совершенствовать умение записывать текст со словами с двойными согласными.

Планируемые результаты
Личностные УУД:
осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи;
уважение мнения сверстников по обсуждаемой проблеме;
уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:
Регулятивные:
научатся формулировать, принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока; планировать свою деятельность (вначале урока);
получат возможность научиться объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте (на этапах урока);
адекватно воспринимать оценку учителя;
анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока).
Познавательные:
научатся строить модели слова (звуковые и буквенные);
владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова;
Коммуникативные:
научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
Предметные УУД:
научатся записывать текст со словами с двойными согласными;
получат возможность осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

Основные понятия
Двойные согласные; особенность написания и произношения двойных согласных; звуковой анализ; лексическое значение слов «бал» - «балл»; «дрожи» - «дрожжи»; пословица.

Пропедевтика
- подбор к словам-признакам подходящих по смыслу слов-предметов (словосочетание);
- подбор однокоренных слов;
- определение лексических значений слов (синонимов).

Ресурсы:
- основные
- дополнительные

- Л.Я. Желтовская «Русский язык»;
- рабочая тетрадь;
- ТПО к учебнику Русский язык;
- раздаточный материал;
- карточки для индивидуальной работы;
- слайд-презентация.


Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая.


Технология проведения

Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты





Предметные
УУД

I. Мотивация к учебной деятельности
(1 мин)
Цели:
- мотивировать учащихся к учебной деятельности;
- определить содержательные рамки урока: двойные согласные.
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Отвечают на вопросы учителя.
-организует проговаривание правил поведения на уроке
-проверяет готовность к уроку





-создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Какой урок мы начинаем?
-Вспомните девиз урока:
С малой удачи
Начинается большой успех! Слайд 2.
Учащиеся хором произносят стихотворение:
Сколько правил, правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным, и только,
Любознательным, и только,
Аккуратным будь, и только
Всё запомнишь, всё поймёшь!
-А чтобы урок прошел плодотворно и интересно,
что мы обычно делаем на уроке?
замечаем
размышляем
наблюдаем
делаем выводы Слайд 3.
(дети проговаривают хором)


Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке.


II.Актуализация знаний.
(3 мин)
Цели:
-обеспечить в начале урока высокий уровень вовлеченности учеников в учебную деятельность;
-активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение.

-объясняют лексическое значение слов.


классифицируют слова по группам.








-записывают в тетрадь число, классная работа, двойные согласные;
-анализируют сочетания букв.






-выявляют значение пословицы;
-записывают в тетрадь.
-уточняет тематические рамки.






















-объясняет, что такое коллектив, опираясь на словарь Ожегова
Вот доска и парта есть
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас
Это наш просторный
- А объясните значение слова класс?
-Класс – комната для занятий в школе (1 значение)
-Класс – группа учеников, обучающихся совместно в школе (2 значение)
-А слова класс и группа, если рассматривать их значения, чем являются?
(Синонимами)
-А группа – это совокупность людей, объединённых общими интересами.
Слайд 4.
- Запишите в тетради число, классная работа.
-Составьте сами цепочку букв для минутки чистописания:
1) в первую строчку запишите слово класс, а затем, удвоенные согласные из этого слова;
2) во вторую строчку запишите слово группа, а далее, удвоенные согласные из этого слова;
-вспомним написание строчных букв сс, пп.
-на доске начала писать пословицу, но не закончила. Помогите мне её дописать.
(Что одному не под силу, то легко. (коллективу))
-Объясните значение пословицы.
(Пословица говорит о том, что нужно друг другу помогать, поддерживать в трудную минуту).
-Запишите пословицу в тетрадь (ученик комментирует).


-давать характеристику словам

-делать выбор оснований и критериев для классификации объектов

-выполнять построение логической цепи рассуждений

Личностные:
- расширять познавательный интерес к обучению.
Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-научиться быть терпимыми к другим мнениям;
-участие в жизненных ситуациях (пословица);
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

III.Постановка учебной задачи.
(6 мин)
Цели:
-выявить и зафиксировать место и причину затруднения;
-согласовать тему и цель урока.
-с помощью учителя формулируют тему урока и учебные задачи для себя







-выделяют в словах двойные согласные




























-записывают слова:
-антенна
-хоккей
-аллея
-шоссе
-экспресс
-перрон
-обсуждают орфографическое написание слов
-делают вывод
об орфограмме

















-сравнивают свою работу с образцом






-вспоминают ранее изученные орфограммы, проговаривают

-организует диалог с учениками, в ходе которого конкретизируется орфограмма «Двойные согласные в корне слова»





-помогает ученикам озвучить тему урока, постановку учебной задачи









































-организует подводящий диалог;
- побуждает к высказыванию своего мнения каждого ученика;
-подводит учащихся к выводу о правописании удвоенных согласных;
-проводит параллель с ранее изученным материалом
- Как вы думаете, что общего в словах:
 коллектив, класс и группа?
(Синонимы, двойная согласная, являются именами существительными).
-С каким определением вы ещё не знакомы?
(двойная согласная)
-Вы догадались, как будет звучать тема нашего урока? (Слова с двойными согласными)
-Запишите тему урока. (Слайд 3)
- Как вы думаете, какой это урок: повторение изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему?
(Урок «открытия» новых знаний, потому, что это новая для нас орфограмма).
- Сформулируйте учебные задачи, которые будем
решать на уроке: Слайд5
познакомиться с ;
учиться отличать от ..;
учиться правильно ...
(Познакомиться с новой орфограммой)
(Учиться отличать слова с этой орфограммой от других)
(Учиться правильно, записывать слова)
- Давайте познакомимся с новой орфограммой.
Словарная работа.
- Разгадав загадки, вы узнаете, в каких словах, пишутся двойные согласные, затем запишите их в тетрадь через запятую.
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Свое внимание к словам.
Чтоб каждый телевизор, Работал без капризов, На крыше непременно Должна стоять антенна.
Проста задача и легка. Пишусь всегда через два "ка", И мяч, и шайбу клюшкой бей, А называюсь я хоккей.
Вдоль дороги по бокам
Липы, клены тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут аллея.
На большие расстояния
Мчится он без опоздания.
Пишется в конце два С
Называется экспресс
По долинам, по оврагам
Мчит широкая дорога.
И она, как знают все,
Называетсяшоссе
Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное Р содержит он
И называется перрон
-Назовите, слова – отгадки (Антенна, хоккей,
аллея, шоссе, экспресс, перрон).
-Какую орфограмму вы выделили?
(Двойную согласную)
- - С какими ещё орфограммами мы знакомы?
(Жи – ши; ча – ща, чу – щу;чк – чн; безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная и приводят примеры таких слов). Составление кластера (слайд).
- Какие правила правописания корней вы знаете?
-жи – ши – пиши с буквой И.
- ча – ща пиши с буквой А, чу – щу пиши с буквой У;
-чк – чн пишется без мягкого знака.
-Если буква гласная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение (проговаривают хором)
-Если слышишь парный звук, будь внимательным мой друг. (проговаривают хором)
Парный сразу проверяй, слово смело изменяй.
-Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй! (проговаривают хором)
- О новой орфограмме, нам пока ничего неизвестно, давайте её исследуем.
Эти буквы близнецы
Удалые молодцы!
Проблемная ситуация
-Подумайте, что нам нужно узнать об этих близнецах?
-Какой опознавательный признак у орфограммы?
-- Можно ли подобрать проверочное слово?
- Вот это и предстоит нам сегодня узнать.
Физкультминутка «С Чернилычем»
(1 мин)

-научатся осознавать критерии (общее значение) объединяя слова в группы
-умение находить орфограммы в словах.
-построение логической цепи рассуждений

Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке.
Коммуникативные:
-уметь выражать свои мысли в устной и письменной речи с полнотой и точностью;
- слушать и понимать речь других;
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

IV. Поиск решения учебной задачи - открытие нового знания.
(6 мин)
Цель:
-создать условия для знакомства с новой орфограммой «двойной согласной»; зафиксировать новые знания в речи.



-планируют свои действия по выполнению задания















-делают выводы;
-выдвигают версии;
-строят транскрипции к словам
-делают записи в тетради


-создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

-настраивает на работу, используя грамматическую сказку о двойных согласных
















-знакомит с опознавательными признаками двойных согласных
- Работа по учебнику (стр. 34 упр. 1.)
-Сравните звучание и написание слов в упражнении.
-Алла – Аля, Анна – Аня, Васса – Вася.
-Как произносятся слова с удвоенной согласной?
(Звучат долго).
-Действительно при произношении, мы слышим долгий звук.
Когда – то, эти слова решили, что им нужно вы-делиться, только вот как не знали. Ну, вот и придумали, раз все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго. Решили и сделали! Только не все звуки согласились быть долгими, поэтому этих слов в русском языке не так уж много. А то, что есть, мы с вами научимся хорошо слышать и правильно писать.
-Запишите слова, обозначьте корень и составьте к ним транскрипцию.
- Какое ещё правило мы должны вспомнить при написании этих слов.
(Большая буква в именах собственных)
Анна – [Ана], Алла [Ала], Васса [Васа]
(фронтальная работа, один ученик работает у доски)
-Что показалось вам необычным?
(Верхняя черта в транскрипции).
-А что она обозначает, как вы думаете? (долгий звук)
-Выделите корень в словах.
- Что вы заметили? ( Обе согласные находятся в корне слова)
- А можно ли подобрать проверку к словам?
-Нет, эти слова нужно запомнить.
-Как ещё можно назвать эти слова?
(Непроверяемые согласные).
- Подведём итог нашего микроисследования.
(Двойные согласные в слове пиши, когда при произношении согласных произносится звук долго. Эти слова мы не можем проверить, поэтому их нужно запомнить).

Проектор на «slip»

Моделировать структуру слова: указывать его значение, заполнять звуковые схемы (самостоятельно и в паре). Сравнивать слова по звучанию; составлять группы слов с одинаковым звуком в начале. Подбирать слова с искомым звуком. Фиксировать звуки в слове на звуковых схемах.
Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации совместной работы в группе;
-уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других .
- Регулятивные:
-уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией ;
- осуществлять самоконтроль;
-работать по предложенному плану.
Познавательные:
- уметь сравнивать , анализировать, делать выводы по предложенному плану.
-уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

V. Первичное закрепление. Чтение слогов и слов.(12 мин)
Цель:
-зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.















- восстанавливают слова

-обсуждают нахождение орфограммы в словах
-анализируют и формулируют выводы наблюдений
-находят общее в правописании удвоенных согласных
-учатся образовывать новую форму слова
-составляют транскрипции
-вспоминают состав слова


















-учатся:
- работать в парах
-выполнять задание по плану
-осуществляют взаимопроверку сверяя результат работы с эталоном
-дают самооценку своей работе и работе соседа
(смайлики)
-делают выводы











-выясняют значение слов
-знакомятся с новым понятием «лексическое значение»
-организует закрепление знаний по теме и учит творчески работать

-подводит учеников к выводу, что при образовании новой формы двойные согласные сохраняются






















-организует работу в парах, проводит инструктаж


















-осуществляет проверку выполнения задания




















-знакомит с орфографическим словарём
- Наше исследование продолжается.
- Прочитай и угадай, что за слова здесь прячутся?
- Вам нужно сложить первые буквы слов, и вы узнаете, какие слова зашифрованы.
Весна, апрель, небо, наст, атмосфера (ванна) [вана]
Дневник, ручка, оценка, журнал, жюри, игра (дрожжи) [дрожи]
Комната, арка, стена, строитель, архитектор (касса) [каса]
- Найдите иллюстрации к этим словам в учебнике. Произнесите их. Вслушайтесь, какие долгие согласные есть в этих словах.
-Запишите слова в столбик.
-Составим транскрипцию к этим словам:
(Дети работают у доски.)
-Придумайте предложение с одним из записанных слов.
Анна купила дрожжевое тесто.
-Запишите предложение. Выделите корень в словах с удвоенной согласной.
-Что вы заметили?
- Правильно, при образовании новой формы слова двойные согласные корня сохраняются. Рассмотрим на примере. Подбери недостающее слово.
дрожжи – . тесто
коллектив – .труд
группа – . дело
- Разберём слова по составу.
- Прочитаем правило (хоровое чтение)
- Выполним упражнение 3 на стр.34.
-Проведём исследование в парах.
- Вспомните правила, которые нужно соблюдать при работе в парах?
говори спокойно и ясно;
говори только по делу;
говори по очереди;
-Прочитайте инструкцию к упражнению.
-Итак, проговорим этапы выполнения работы:
1) составим словосочетания с данными словами, выделим корень;
2) придумаем предложение с одним из словосочетаний;
3) подчеркнём главные члены предложения.
- Договоримся, что образец, который дан в учебнике, вы записывать не будете.
(Дети выполняют работу)
- Проверьте работу по образцу.
Масса – массовая доля, касса – кассовый чек, ванна – ванная комната, группа - групповое занятие, класс – классный час.
- Какой можем сделать вывод?
(При образовании однокоренных слов двойные согласные сохраняются.)
Прочитайте, какие предложения вы составили? (Дети читают)
-Поменяйтесь тетрадями (взаимопроверка).
- Оцените свою работу, работу одноклассников. Обоснуйте свой ответ.
Смайлики

- Посмотрите, что случилось. Ученица 2 класса сделала буквенные записи слов, данных в транскрипции. И вот, что у неё получилось.
[ бал ] – бал, балл [гр, ип] – гриб, грипп.
-Какая запись правильная? (обе)
- Отчего зависит написание двойных согласных в слове?
(Написание двойных согласных в слове зависит от значения слова и от произношения)
Продолжим исследовать эту орфограмму, заглянем в учебник на стр.35 упр. 4.
- Рассмотрите пары слов.
-Прочитаем их вместе.
-Что помогает их различать?
(Значение слов разное, и произношение)
- Лексическое значение слова, мы можем проверить по словарю С.И. Ожегова, уточнить написание слов с двойными согласными можно по словарям иностранных слов, по справочникам. Существует много различных словарей. (слайд16)

Физкультминутка.

Учатся читать слова,
предложения
и короткие
тексты с интонацией
и паузами в соответствии
со знаками
препинания;
совершенствует
устную речь в ходе дискуссии по
теме урока и подборе примеров слов.
Знание
о предложении и его функциях;
умение различать
слово и предложение, выделять
предложение в речевом потоке,
умение проводить звуковой анализ слов
Регулятивные:
- работать по предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно, выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль.

Познавательные:
-ориентироваться в учебнике.
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию;
-уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи .


VI.Применение знаний. (13 мин)
Цель:
тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным.
Читают стихотворение, находят и различают буквы й ,и.
Восстанавливают слова.
Вспоминают названия холодных и тёплых оттенков, знание цветов радуги(уч. материл урока ИЗО).
Работа с пословицей.





























-высказывают свою точку зрения
-делают выводы
-оценивают свою работу (смайлики).















-выполняют индивидуальную работу в тетради (ТПО)
-оценивают свою работу (смайлики).

-проводит игру для усвоения нового материала






















-организует работу в парах, проводит инструктаж


































Игра «Найди долгий звук».
-Вспомните вторую задачу урока. (Научиться отличать удвоенные согласные от других слов).
-Если вы услышите, в слове удвоенную согласную, то дважды хлопнете в ладоши.
- Спросите, не повысив тона:
Что больше: центнер или тонна?
- Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы.
- Кто получит низкий балл,
Тот не придет на школьный бал.
- Если в доме много сора,
Может в доме вспыхнуть ссора.
- Приятней найти под ёлкой гриб,
Чем получить ангину или грипп.
-Что помогает различить эти пары слов?
(Стихотворение высвечивается на доске)
Вывод: Написание этих слов зависит от их лексического значения и от произношения, их нужно запомнить.
-Сегодня на уроке вы показали, что умеете работать по одному, в парах, а теперь поработайте в группах.
(Дети делятся на постоянные группы, каждой группе выдаются карточки).
- Вспомним правила поведения в группе.
Правила поведения.
Не говорить всем сразу.
Реагировать жестами и знаками.
Возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
Обращаться друг к другу по имени.
-Ваша задача такова.
Первая группа, найдёт среди данных слов, слова с безударной гласной.
-Вторая группа, выделит слова с парными согласными.
-Третья группа, слова с непроизносимыми согласными.
-Четвёртая группа, выделит те слова, в которых пишется удвоенная согласная.
- А часть детей будет работать по карточкам.
(Дети работают в группах, а часть детей работают по карточкам)
- По одному ребёнку от группы выходят и доказывают своё предположение.
- Проверьте работу по образцу. Если есть ошибки – исправьте и запишите правильно.
-Оцените свою работу в группе
(смайлики).
-Всё ли получилось? Какие были трудности? (слайд)
-Сколько разных орфограмм, у вас получилось (Четыре)
- Какую орфограмму вы сегодня исследовали? (Слова с удвоенной согласной)
- Ваши знания заслужили такие отметки.
-Те, ребята, кто работал с карточками. За ваши работы я тоже поставила отметки.
Самостоятельная работа в (ТПО) на с. 16.
Задание №3, №4. на внимание и умение различать слова с двойной согласной.
- Подумай, как пишутся слова. Соедини линией буквы с соответствующими словами.
1 вариант – выполняет упражнение под №3;
2 вариант – выполнит упражнение под № 4.
- Поменяйтесь тетрадями (взаимопроверка).
-Оцените работу товарища. Смайлики.
Совершенствуют навык правильного чтения;
совершенствует устную речь в ходе дискуссии по теме урока и подборе примеров слов.

Регулятивные:
-уметь оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные:
- ориентироваться в учебнике;
- уметь находить и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи .
Личностные:
-участие в жизненных ситуациях; смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - тексты, в которых обсуждаются нравственные проблемы (пословица – проблема злорадства).

VII. Итог урока.
Рефлексия.
(3 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.





Отвечают на вопросы учителя.

Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цели и результаты
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.


Дают самооценку.
-организует фиксирование нового содержания.

-организует рефлексию.





-организует самооценку учебной деятельности.
- К завершению подходит урок, давайте вспомним тему урока.
-Смогли мы решить те проблемы, которые возникли перед нами? Докажите.
- Как определить, что в этом слове пишется удвоенная согласная?
(в этом слове слышится долгий звук)
- Можно ли проверить написание данных слов?
( Слов с удвоенной согласной в русском языке не так уж много, написания этих слов нужно запомнить)
- Оцените ваш вклад в общую работу (сигнальные карточки).
- Вы выполнили прекрасно все задания и каждый достоин звания «Знаток темы», тем самым мы ещё глубже познали русский язык.
-Отметки за урок.
Домашнее задание.
- Сделайте вывод о том, зачем нужно домашнее задание?
(Для того чтобы потренироваться в том, что ещё не очень хорошо получается)
-Я рада, что вы понимаете важность качественного выполнения домашнего задания. Выберите то домашнее задание, которое вам хотелось бы выполнить, и запишите в дневник.
-Прочитайте задания к упражнению.
-Если возникли вопросы, окажу помощь.
1 уровень. С.35№5 (поможет №4 на с.35)
2 уровень. Найди в орфографическом словаре 10 слов с двойными согласными. Составь с любым, словом предложение.



Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные:
-уметь оценивать правильность выполнения действия.
Личностные:
-уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.





























13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




ђ Заголовок 415