«Дефицит в развитии школьно – значимых функций как одна из причин школьной неуспеваемости».
Консультация для воспитателей.
«Дефицит в развитии школьно – значимых
функций как одна из причин школьнойнеуспеваемости».
Воспитатель:
Кудинова А. В.
2015г
«Да, может быть, это звучит парадоксом, но это так: неуспеваемость возникает не в ходе занятий, но оно уже существует с первого дня этих занятий. Больше того… второгодничество бывает даже до школы».
П.П. Блонский.
Перед каждым ребёнком открыта своя дорога нормального развития , открыты свои возможности творчества, в каждом ребёнке должно охранять, укреплять и развивать его творческие силы. В школе не должно быть «черни», учеников второго разряда, все дети требуют к себе благожелательного, вдумчивого отношения, и чем слабее, дефективнее дитя, чем более оно отстало, тем серьёзнее и ответственнее роль учителя и родителей в его созревании.
Уже в старшей и подготовительной группах возможно выявить детей с низким уровнем развития школьно- значимых функций, которые влияют на темп и качество формирования навыков письма, чтения и счёта, в значительной мере определяют успешность овладения общеучебными предметными умениями, полноценность усвоения всего учебного материала начального этапа обучения. Наиболее важными с этой точки зрения являются следующие функции:
. зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез;
. пространственная ориентация, оптико – пространственный анализ и синтез;
. слуховое восприятие и внимание, слухоречевая память, фонематический слух;
.сенсорно - двигательная координация;
.точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.
Недостатки в развитии названных функций встречаются у детей как изолировано, так и в комплексе, что делает ещё более выраженными различия в их стартовых возможностях при включении в систематическое обучение школьного типа.
90% информации воспринимается человеком посредством зрения. Среди типических характеристик зрительного восприятия как дошкольников, так и младших школьников выделяется его малая дифференцированность. Дети неточно и ошибочно дифференцируют сходные объекты, иногда не различают изображения сходных предметов и сами сходные предметы. Смешивают сходные по начертанию буквы и слова, что связано с возрастной слабостью аналитической функцией восприятия . Дошкольникам свойственна слабость углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии. Часто они выделяют случайные, несущественные детали, на которые не обратит внимание взрослый, а существенное при этом не воспринемается.
Для детей этого возраста характерна ярко выраженная эмоциональность: или в первую очередь воспринимаются те объекты или их свойства, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик.
Фрагментарность, поверхностность и отсутствие планомерности восприятия, неумение подчинить его поставленной задаче, низкий уровень осмысления наглядно воспринимаемого материала характерны для 40 -50% детей. Следствием этого может быть забывание начертания редко встречающихся букв и слияние их между собой или слияние близких по оптическим характеристикам букв, что затрудняет процесс обучения.
В целях постепенного овладения детьми дошкольного и младшего школьного возраста техникой зрительного восприятия и развития умелости взора взрослые могут использовать игры, построенные на том материале, который изучался на занятиях с логопедом и воспитателями.
Ещё одним обязательным условием « беспроблемного» вхождения детей в процесс школьного обучения и успешного освоения навыков письма и чтения служит определённый ( достаточно высокий) уровень развития фонематических процессов. К моменту поступления детей в 1 класс у них должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практический навык дифференциации фонем родного языка . Последнее - различие звуков на слух и в собственном произношении – становится возможным лишь после овладения ребёнком способности произвести сложную работу, которая заключается в выделении существенных признаков речевого звука и отвлечение от постороннего, несущественного.
Достаточная степень развития моторного и сенсорного компонентов двигательного анализатора и готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений являются ещё одним важным условием полноценного овладения ребёнком учебными навыками и в первую очередь навыками письма. Изучение уровня развития тонких движений пальцев и кистей рук детей приводит педагогов к неутешительному выводу о том, что у преобладающего большинства из них движения рук недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно это относится к использованию ручки и карандаша в качестве графических инструментов, которые требуют сложнокоординированных движений ведущей руки
Литература.
Р. И. Айзмак « Определение и коррекция готовности детей к обучению в школе».
2 .Т. И.Бабаева « у школьного порога». М. 1995г.
3. О.С.Бот «Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с ЗПР.(Обучение и воспитание детей с нарушениями речи.) М. 1982г. М.1982г
4.О.А. Степанова « Профилактика школьных трудностей». М. 2005г.