РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ-07 Особенности ведения учета и бухгалтерского дела в организациях различных организационно-правовых форм и отраслевой принадлежности Для специальности 080114.52 Экономика и бухгалтерский учет

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
Колледж информационных технологий и экономики




УТВЕРЖДАЮ:
Директор колледжа ___________
« ___ » 20__ г.





рабочая ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ




ПМ-07
Особенности ведения учета и бухгалтерского дела в организациях различных организационно-правовых форм и отраслевой принадлежности

Для специальности 080114.52 Экономика и бухгалтерский учет



















2013г.
Рабочая программа Профессионального модуля ПМ-07 Особенности ведения учета и бухгалтерского дела в организациях различных организационно-правовых форм и отраслевой принадлежности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО: 080114.52 Экономика и бухгалтерский учет

Организация-разработчик: ФГОБУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет
им. Х.М. Бербекова» Колледж информационных технологий и экономики

Разработчики: Кудаева А.А. к.эк.н. преподаватель специальных дисциплин
Михарева Т.Л. преподаватель специальных дисциплин
Батуева Л.Х. преподаватель специальных дисциплин

Рабочая программа обсуждена на заседании ЦК Учета и налогов
Протокол № ___ от «___» «_____________» 2013 г.
Председатель ЦК Учета и налогов __________________ /Макоева Ф.Г./

Одобрена учебно-методическим отделом______________/Таова М.А./
«____»__________ 20___ г.




















СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

9

4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

26

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

29




















1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации
1.1. Область применения примерной программы
Учебная программа профессионального модуля – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 080114.52 Экономика и бухгалтерский учет (углубленной подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВДП) Особенности ведения учета и бухгалтерского дела в организациях различных организационно-правовых форм и отраслевой принадлежности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организаций различной отраслевой принадлежности на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области учета и налогообложения, при освоении профессии кассира в рамках специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет при наличии основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации.

уметь:
- принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение;
- принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей;
- проверять наличие в произвольных первичных документах обязательных реквизитов;
- проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую;
- организовывать документооборот;
- разбираться в номенклатуре дел;
- заносить данные в учетные регистры;
- передавать первичные документы в текущий и постоянный архив;
- исправлять ошибки в первичных документах;
- понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;
- обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов;
- поэтапно конструировать рабочий план счетов бухгалтерского учета;
- учитывать особенности учета хозяйственных операций в организациях с различной отраслевой принадлежностью и формой собственности;
- проводить учет затрат на производство;
- проводить калькулирование себестоимости продукции;
- проводить учет готовой продукции (работ и услуг) и ее реализации;
- проводить учет текущих операций и расчетов;

Практические основы бухгалтерского учета в бюджетных организациях.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации.

уметь:
- формировать полную и достоверную информацию о состоянии активов учреждений;
- обеспечить контроль за соответствием осуществляемых в ходе исполнения бюджета операций нормам законодательства РФ;
- обеспечить информацией внутренних и внешних пользователей;
- классифицировать доходы бюджетов;
- классифицировать расходы бюджетов;
-принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение в бюджетных организациях;
- принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей;
- проверять наличие в произвольных первичных документах обязательных реквизитов;
- проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую;
- организовывать документооборот;
- разбираться в номенклатуре дел;
- заносить данные в учетные регистры;
- передавать первичные документы в текущий и постоянный архив;
- исправлять ошибки в первичных документах;
- понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях;
- обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов;
- поэтапно конструировать рабочий план счетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях;


знать:
- цель создания бюджетного учреждения;
- составление и исполнение бюджетной сметы;
- принятие и исполнение в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств или бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
- обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;
- ведение бюджетного учета, либо передача на основании соглашения этого полномочия иному государственному учреждению;
- субъекты бюджетного учета;
- объекты бюджетного бухгалтерского учета;
- основные правила ведения бухгалтерского учета в части документирования всех хозяйственных действий и операций в бюджетных организациях;
- понятие первичной бухгалтерской документации;
- определение первичных бухгалтерских документов;
- унифицированные формы первичных бухгалтерских документов;
- порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов:
- формальной, по существу, арифметической; принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских документов; порядок проведения таксировки и контировки;
- порядок составления учетных регистров;
- правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации;
- сущность плана счетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях;
- теоретические вопросы разработки и применения плана счетов;
- инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях;
- принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях;
- учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
- порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги;
- правила представления отчета кассира в бухгалтерию;
- учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
- особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
- понятие и классификацию основных средств, оценку основных средств;
- учет поступления основных средств;
- учет амортизации основных средств;
- учет выбытия основных средств;
- учет аренды основных средств;
- особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств;
- переоценку основных средств;
- понятие и классификацию нематериальных активов;
- учет поступления и выбытия нематериальных активов;
- амортизацию нематериальных активов;
- учет долгосрочных инвестиций;
- учет материально-производственных запасов;
- понятие, классификацию и оценку материально-производственных запасов;
- документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов;
- учет материалов на складе и в бухгалтерии;
- характеристику готовой продукции, оценку и синтетический учет»
- технологию реализации готовой продукции (работ, услуг);
- учет выручки от реализации продукции (работ, услуг);
- учет расходов по реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг;
- учет дебиторской задолженности и формы расчетов;
- учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:
всего – 369 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 297 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –198 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 99 часов;
производственной практики – 72 часов.




































2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код
Наименование результата обучения

ПК 1.1.
Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

ПК 1.2.
Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.

ПК 1.3.
Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

ПК 1.4.
Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии ,проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.
Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.








3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля

Код
профессиональных компетен-
ций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная

часов
Производственная
(по профилю специальности),**
часов





Всего,
часов
в т.ч. практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

ПМ.07
Раздел 1. ПМ 07
Особенности ведения учета и бухгалтерского дела в организациях различных организационно-правовых форм и отраслевой принадлежности
297
198
90
-
99

-
72

МДК.
07.01
МДК 1
Практические основы бухгалтерского учета в бюджетных организациях
99
66
30
-
33
-
-
-

МДК.
07.02
МДК 2
Практические основы бухгалтерского учета в отдельных отраслях
99
66
30
-
33
-
-
-

МДК.
07.03
МДК 3
Бухгалтерское дело
99
66
30
-
33
-
-
-

УК 07
Учебная практика
-
-





-

ПП.01
Практика по профилю специальности
-
72
-
-
-
-

72

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)


Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

ПМ 07.
Особенности ведения учета и бухгалтерского дела в организациях различных организационно-правовых форм и отраслевой принадлежности




МДК 01
Практические основы бухгалтерского учета в бюджетных организациях

66


Тема 2.1.
Понятие бюджетного учреждения, задачи и организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях
Содержание
2



1
Понятие бюджетного учреждения.
Система финансирования бюджетных учреждений в РФ. Цели и основные задачи и правовое регулирование бюджетного учета. Сущность бюджетной классификации РФ. Инструкция по бюджетному учету. Структура счета и регистры бюджетного учета. Первичные учетные документы и их оформление. Организация бухгалтерской работы в бюджетных организациях.










2




1






Самостоятельная работа





№ 1 - Подготовка сообщений об исторических аспектах зарождения и развития бухгалтерского учета в бюджетных организациях. Изучение Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению.


3

Тема 2.2.
Порядок ведения лицевых счетов организац-ми, формирование смет и организация закупок (товаров, услуг)
Содержание
2



1
Полномочия Федерального Казначейства. Порядок открытия и ведения лицевых счетов для учета
операции со средствами бюджетных
организаций.
Формирование смет доходов и расходов
по бюджетной и приносящей доход
деятельности. Организация закупок
товаров (работ, услуг) в бюджетных
организациях.





1



Самостоятельная работа





№ 2 - Изучение методических указаний к бухгалтерскому учету в бюджетных организациях, изучение Инструкций от 01 12.2010 № 157н; от 6.12.10 № 162н; от 16.12.2010 № 174н, от 23.12.2010 № 183н.




Содержание
14


Тема 2.3.
Учет основных средств, нематериальных и непроизведен-ных активов.


1
Задачи, классификация и оценка
основных средств, нематериальных и непроизведенных активов. Документальное оформление движения
основных средств, нематериальных и
непроизведенных активов.
Аналитический учет.
Синтетический учет наличия и движения основных средств.
Учет ремонта основных средств.











1



2
Учет нематериальных и непроизведенных активов.
Оценка нематериальных активов. Документальное оформление движения нематериальных и непроизведенных активов.




1


3
Учет амортизации основных средств и нематериальных активов.
Амортизация: определение, способ и
порядок начисления.




1


4
Учет вложения в нефинансовые активы.
Учет нефинансовых активов в пути.
Инвентаризация основных средств,
непроизведенных активов.


1




Практические работы
6




№ 1 – Отражение на счетах операции по учету основных средств, нематериальных и непроизведенных активов. Составление Журнала операции по выбытию и перемещению нефинансовых активов.




2



№ 2 – Расчет амортизации на объекты ОС и НМА бюджетных организаций в целях налогового учета. Составление Оборотной ведомости по нефинансовым активам.



2



№ 3 – Отражение на счетах операций по учету вложений в нефинансовые активы и нефинансовые активы в пути.


2



Самостоятельные работы
4




№ 3 – Изучить классификацию основных средств, изучить особенности учета лизинга основных средств.


3



№ 4 – Изучить отражение на счетах операций по переоценке основных средств и инвентаризации.


3



Содержание
8


Тема 2.4.
Учет материальных запасов
1
Материальные запасы: понятие, классификация, задачи учета. Документальное оформление поступления и расхода материальных запасов. Синтетический учет материальных запасов. Аналитический учет материальных запасов.



1



2
Учет вложений в материальные запасы.
Учет материалов в пути. Инвентаризация материальных запасов.


1



Практические работы
4




№ 4 – Отражение на счетах операций по учету материальных запасов.



2



№ 5 - Составление Журнала операции по выбытию и перемещению материальных активов.


2



Самостоятельные работы
4




№ 5 – Изучить методические указания по учету спецоснастки и спецодежды, утвержденный приказом Минфина РФ от 26.02.10 г. № 135.



3



№ 6 – Решение ситуационных задач, тестирование.

3



Содержание
10



Тема 2.5.
Учет денежных средств и финансовых вложений.
1
Учет денежных средств организаций.
Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства.
Денежные средства учреждения в органе казначейства в пути.




1


2
Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации. Аккредитивы. Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации.


1


3
Денежные средства в кассе учреждения.
Учет кассовых операций. Денежные документы. Вложения в финансовые активы.


1



Практические работы
6




№ 6 – Отражение на счетах операции по учету денежных средств в организации на банковских счетах. Составление Журнала операций с безналичными денежными средствами на основании документов, приложенных к выпискам со счетов и справки. Перенос итоговых данных в Главную книгу.



2



№ 7 – Отражение на счетах операции наличных денежных средств по кассе, денежных документов. Составление Журнала операций по счету “Касса”, перенос итогов в Главную книгу.


2



№ 8 – Отражение на счетах операций по учету денежных средств в иностранной валюте. Составление Журнала операций с безналичными денежными средствами в иностранной валюте.


2



Самостоятельные работы
6




№ 7 – Изучить инструкцию Центрального банка РФ от 4 октября 1998 г. № 40 “Порядок ведения кассовых операций в РФ” с изменениями на данный момент.


3



№ 8 – Изучить порядок отражения операций на счетах по безналичным перечислениям.


3



№ 9 – Решение ситуационных задач.

3



Содержание
6


Тема 2.6.
Учет расчетов с дебиторами.
1
Учет расчетов с дебиторами по доходам.
Учет расчетов по выданным авансам, по бюджетным кредитам.


1


2
Учет расчетов с прочими дебиторами.
Учет расчетов с подотчетными лицами, по ущербу имущества, прочими дебиторами.


1



Практическая работа
2




№ 9 – Отражение на счетах операции с дебиторами по доходам, по выданным авансам, по бюджетным кредитам. Составление карточки учета средств и расчетов.




2



Самостоятельная работа
2




№ 10 – Изучить письмо Минфина РФ от 08.02.2002 г. № 93 “Нормы возмещения командировочных расходов” (с изменениями и дополнениями).


3



Содержание
4


Тема 2.7.
Учет предпринимательской и иной цели, приносящей доход
1
Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг.
Особенности учета готовой продукции. Товары. Наценка товара. Реализация продукции, выполненных работ, оказанных услуг.


1



Практическая работа
2




№ 10 – Отражение на счетах операций по учету затрат на изготовление продукции, выполнение работ, услуг. Составление Журнала операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.


2



Самостоятельные работы
4




№ 11 – Изучить отражение на счетах операций по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг.


3



№ 12 – Изучить источники финансирования предпринимательской деятельности.

3



Содержание
8


Тема 2.8.
Порядок и особенности ведения налогового учета в бюджетных организациях
1
Понятие и функции налогового учета в бюджетных организациях.
Налоги уплачиваемые бюджетными учреждениями.
Составление налоговой политики бюджетными организациями в целях налогообложения прибыли.



1


2
Элементы и аналитические регистры налогового учета.
Учет налогообложения. Расчеты с бюджетом.


1



Практические работы
4




№ 11 – Расчет налоговой базы по налогу на прибыль.
Расчет налога на имущество; транспортного налога, земельного налога, водного налога.
Составление бух. записей.


2



№ 12 –Составление бух. записей по учету расчетов с бюджетом. Журнал операций по учету расчетов с бюджетом.


2



Самостоятельная работа
2




№ 13 – Изучить главу 25 НК РФ с изменениями и дополнениями на 1 декабря 2012 г.

3



Содержание
8


Тема 2.9.
Учет санкционирования расходов бюджетов
1
Порядок ведения счетов по санкционированию расходов бюджетов.
Принятые обязательства. Принятые денежные обязательства. Сметные (плановые) назначения. Право на принятие обязательств.



1


2
Утвержденный объем финансового обеспечения.
Получено финансового обеспечения.


1



Практические работы
4




№ 13 – Отражение на счетах операций учета показателей по санкционированию расходов хозяйствующего субъекта по финансовым периодам в группы учета.



2



№ 14 – Отражение на счетах операций учета лимитов бюджетных обязательств. Составление уведомления о лимитах бюджетных обязательств.


2



Самостоятельные работы
6




№ 14 – Изучить особенности учета операций по санкционированию расходов.

3



№ 15 – Изучить приказ Минфина России от 01.12.10г. № 157н; от 06.12.10г. № 162н.

3



№ 16 – Доклад, решение ситуационных задач, тестирование.

3



Содержание
4


Тема 2.10.
Учет операций по централизованному снабжению и учет ценностей, не принадлежащих организации.
1
Учет операций по централизованному снабжению вышестоящими учреждениями и учреждениями-грузополучателями.
Понятие и характеристика ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, их аналитический учет. Перечень забалансовых счетов.


1




Практическая работа
2




№ 15 – Составление бухгалтерских записей по учету операций по централизованному снабжению и учет ценностей, не принадлежащих организации. Журнал операций по учету нефинансовых активов.

2



Самостоятельная работа
1




№ 17 - Изучить приказ Минфина России от 01.12.10г. № 157н; от 06.12.10г. № 162н.

3

МДК 02
Практические основы бухгалтерского учета в отдельных отраслях




66


Тема 2.1. Особенности бухгалтерского учета в торговле







Содержание
22



1
Принципы построения бухгалтерского учета в торговых организациях. Структура торговой отрасли и ее влияние на организацию бухгалтерского учета и бухгалтерского дела.
12
1


2
Учет движения товаров и тары в розничной и оптовой торговле. Источники, документальное оформление и учет поступления товаров и тары на оптовые предприятия. Синтетический и аналитический учет продажи товаров и тары с оптовых складов. Организация сортового, партионного и оперативно-бухгалтерского учета товаров и тары

1,2


3
Учет торговой наценки. Учет торговых наценок. Особенности применения счета 42 «Торговая наценка». Порядок расчета реализованной торговой наценки в организациях розничной торговли. Оформление учетных регистров.

1,2


4
Учет издержек обращения торговых организаций. Общая характеристика и задачи учета расходов на продажу. Учетная номенклатура статей расходов на продажу, их содержание. Синтетический и аналитический учет расходов на продажу. Порядок распределения расходов на транспортировку.

1,2


5
Комиссионная торговля. Понятие договора комиссии и его документальное сопровождение. Организация учета в рамках договора комиссии: учет у комитента, учет у комиссионера. Особенности учета у комиссионера операций по розничной реализации товаров, взятых на комиссию у физического лица.

2,3


6
Учет финансовых результатов и отчетность торговых организаций. Учет выручки от продажи на оптовых предприятиях и в розничной торговле. Учет финансовых результатов от обычных видов деятельности. Отчетность торговых организаций

2,3



Практические работы
10




№1 составление и обработка документов на поступление и продажу товаров, отражение их на счетах бухгалтерского учета





№2 отражение на счетах бухгалтерского учета операций по учету торговых наценок, составление расчетов.





№3 составление расчета распределения расходов на транспортировку,





№4 отражение на счетах бухгалтерского учета операций по учету торов, полученных на комиссию.





№5 определение финансовых результатов работы торговой организации.





Самостоятельная работа
10




Нормативное регулирование учета в торговых организациях





Составление учетной политики в области оценки товарных запасов при отпуске их в продажу





Особенности инвентаризации товаров и тары на торговых складах





Классификация издержек обращения






Составление расчета вознаграждения комиссионера



Тема 2.2 Бухгалтерский учет в строительных организациях




Содержание
20



1
Особенности строительной отрасли. Специфика управления строительством. Понятие о капитальных вложениях. Содержание, объекты и задачи бухгалтерского учета в строительстве
12
1


2
Организация бухгалтерского учета в строительных организациях..Циклы строительных работ Классификация и общая схема учета затрат на производство строительно-монтажных работ. Издержки строительного производства и их характеристика.

1,2


3
Учет издержек строительного производства.
Документация по учету строительно-монтажных работ. Учет и распределение расходов по эксплуатации строительных машин и механизмов.

2,3


4
Учет и распределение прочих расходов в строительчтве. Учет некапитальных работ. Учет и распределение накладных расходов. Учет потерь от брака в строительном производстве. Калькулирование себестоимости строительной продукции. Учет остатков незавершенного производства в строительстве.

2,3


5
Готовая строительная продукция, ее реализация и задачи учета Документальное оформление объемов выполненных и реализованных строительно-монтажных работ. Взаимоотношения и учет расчетов между генеральным подрядчиком и субподрядными организациями.

2,3


6
Учет расчетов с заказчиками, и покупателями. Учет сдачи работ и расчетов с заказчиками.

2,3


Практические работы
8




№6 – отражение на счетах бухгалтерского учета затрат на производство строительных работ.





№7 – Расчет распределения РСЭО и накладных расходов.





№8 отражение на счетах бухгалтерского учета затрат, связанных с реализацией и вводом в эксплуатацию строительных объектов





№9 Заполнение учетных регистров. по учету расчетов с заказчиками и покупателями.




Самостоятельная работа
10




Правовое регулирование взаимоотношений по договору подряда





Использование счета 46 в строительстве





Учет остатков незавершенного производства в строительстве





Особенности ценообразования при выполнении строительных работ





Финансовая отчетность строительных организаций



Тема 2.3 Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве






Содержание
24



1
Особенности сельхозпроизводства и их влияние на организацию учета. Значение, задачи и организация бухгалтерского учета в сельском хозяйстве. Производственная структура сельскохозяйственных предприятий.
Особенности учета основных средств в сельскохозяйственных организациях
12
1


2
Учет молодняка животных и животных на выращивании и откорме.
Молодняк животных, его оценка и задачи учета. Документация о движении молодняка животных, птицы и животных на откорме. Организация аналитического и синтетического учета животных на выращивании и откорме.

1,2


3
Учет затрат и калькулирование с/с продукции растениеводства. Задачи учета затрат в растениеводстве. Объекты учета и калькуляции. Учет выхода продукции растениеводства. Калькуляция себестоимости основной, сопряженной и побочной продукции.

1,2


4
Учет затрат в животноводстве и калькулиро-вание с/с единицы продукции. Задачи учета затрат в животноводстве. Объекты учета и калькуляции. Учет выхода продукции в животноводстве Калькуляция себестоимости основной, сопряженной и побочной продукции в животноводстве: подготовить сообщение об особенностях налогообложения сельскохозяйственных предприятий.

1,2


5
Учет затрат на производство продукции, работ и услуг промышленных и прочих производств и хозяйств. Задачи учета промышленных и прочих производств и хозяйств. Учет затрат по переработке сельскохозяйственной продукции

2,3


6
Учет готовой продукции сельскохоз. производства и ее продажи. Задачи учета и оценка готовой продукции. Документальное оформление, синтетический и аналитический учет отгрузки и реализации готовой продукции. Определение финансовых результатов деятельности сельскохозяйственных предприятий

2,3


Практические работы
12




№10- Отражение на счетах бухгалтерского учета операций по движению основных средств.





№11 составление первичных документов, решение ситуационных задач по движению молодняка животных и птицы.





№12 составление первичных документов, решение ситуационных задач по растениеводству





№13 составление первичных документов, решение ситуационных задач по животноводству





№14 Решение задач по учету затрат вспомогательных, промышленных и непромышленных производств и хозяйств





№15 Решение задач по учету реализации готовой продукции и определению финансового результата от продаж




Самостоятельная работа
13




составить конспект по учету многолетних насаждений и выбраковке скота из основного стада





инвентаризация животных и птицы на выращивании и откорме





калькулирование себестоимости отдельных видов продукции растениеводства (открытого и закрытого грунта)





подготовить сообщение о специализации животноводства в КБР и перспективы развития отрасли





подготовить реферат о перспективах развития АПК в КБР





подготовить сообщение об особенностях налогообложения сельскохозяйственных предприятий



МДК 3
Бухгалтерское дело

66



Содержание
6






2





2,3






























Содержание
6



1


1,2


2


2,3








Практическая работа
2









Самостоятельная работа
4















Содержание
4



1


1,2


2


2,3








Самостоятельная работа
2










Содержание
2



1


1,2









2










2



1


1,2



2













Производственная практика (по профилю специальности) БУХДЕЛО

72


Виды работ по теме: Бухгалтерский баланс, счета и двойная запись.
6


Открыть счета синтетического и аналитического учета, используя данные об остатках средств предприятия на начало отчетного периода
По каждой хозяйственной операции определить корреспонденцию счетов, составить бухгалтерские котировки (проводки) и зарегистрировать их в журнале операций.
Отразить хозяйственные операции на счетах.
Подсчитать итоги по оборотам и вывести остатки на конец отчетного периода (месяца) по каждому счету.
Составить оборотные ведомости по счетам аналитического учета и счетам синтетического учета; произвести сверку данных аналитического и синтетического учета
Составить баланс на конец отчетного периода (месяца) по данным оборотной ведомости, составленной по счетам синтетического учета



Виды работ по теме: Учет кассовых операций. Учет денежных средств на расчетных счетах организации.
6


Заполнение кассовых ордеров, денежного чека, объявления на взнос наличными.
Составление кассовой книги.
Обработка отчетов и заполнение журнала – ордера №1 и ведомости №1
Заполнение платежного поручения.
Обработка выписок банка с расчетного счета и заполнение журнала – ордера №2 и ведомости №2



Виды работ по теме: Учет текущих операций и расчетов
6


Отражение на счетах операций по текущим расчетам и списанию задолженности.
Отражение на счетах операций по расчетам с работниками по прочим операциям.
Расчет сумм командировочных расходов, составление и обработка авансовых отчетов, заполнение журнала-ордера №7.



Виды работ по теме: Учет основных средств
10


Составление первичной документации по поступлению основных средств
Отражение на счетах операций по поступлению ОС
Расчет амортизации основных средств (с применением различных способов) и отражение на синтетических счетах
Составление акта на списание основных средств. Отражение на счетах операций по выбытию ОС и определение финансового результата.
Отражение на счетах операций по переоценке ОС
заполнение журнала – ордера № 13 по учету основных средств



Виды работ по теме: Учет материально-производственных запасов.
12


Заполнение документов по движению материалов: акта о приеме материалов, требования-накладной, карточки складского учета материалов.
Определение фактической себестоимости приобретения материалов
Отражение на счетах операций по приобретению материалов, расчетов с поставщиками, НДС
Составление накопительных ведомостей по приходу и расходу материалов
Составление расчета ТЗР, расчет фактической стоимости израсходованных материалов. Заполнение ведомости № 10. Заполнение ж/о №6



Виды работ по теме: Учет труда и заработной платы.
12


Составление табеля учета рабочего времени, наряда на сдельную работу.
Открытие и ведение лицевого счета.
Составление рапорта о выработке, листка о простое, листка на доплату.
Расчет заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности, отпускных.
Составление расчетно-платежной ведомости.



Виды работ по теме: Учет затрат на производство продукции.
12


Отражение на счетах операций по учету затрат на производство, определение полной производственной себестоимости выпущенной продукции
Заполнение ведомостей №№ 12,13,14,15,10.
Определение себестоимости окончательного брака изделия.



Виды работ по теме: Учет готовой продукции и ее продажи
8


Отражение операций по учету готовой продукции и товаров на счетах бухгалтерского учета.
Аналитический учет отгрузки готовой продукции. Заполнение ведомости № 16
Расчет результата от продажи продукции, оформление журнала – ордера №11.
Заполнение накладной на отпуск готовой продукции, заполнение книги продаж, счетов-фактур





































4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов:
- Бухгалтерский учет и аудит;
- Налоги и налогообложение;
- Методологии исчисления налогов

Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- план счетов бухгалтерского учета;
- комплект учебно-наглядных пособий по основам бухучета;

Технические средства обучения:
- интерактивная доска с мультимедийным сопровождением;
- компьютеры, принтер, проектор;
- программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплект учебно-методической документации;
- методические пособия.

Реализация профессионального модуля предполагает обязательную учебную практику.

4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Касьянова Г.Ю. Бухгалтерский и налоговый учет.-М.:АБАК, 2012г.
2. Касьянова Г.Ю. Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете.-М.:АБАК, 2012г.
3. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет.-М.:ИНФРА- М, 2013г.
4. Муравицкая Н.К. Бухгалтерский учет.-М.:Кнорус, 2010г.

5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] С. М., [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Д. Г. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве ЭКСМО 2008г.
6. Николаева Г. А. Бухгалтерский учет в торговле.- А-Приор, 2011
7. Предеус Н. В, Церпенто П. В. Бухгалтерский учет в строительстве, Финансы и статистика,2012г.



Дополнительные источники:

Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая и вторая с изменениями от 01.01.2012 г.).
Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2010 года № 197-ФЗ;
Налоговый кодекс РФ (части 1 и 2), утвержденных ФЗ №146-ФЗ от 31.07.98г. (в ред. от 27.07.2012 г.).
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011
План счетов бухгалтерского учета и финансово – хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (в ред. от 08.11.2010 N 142н).
С.А. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Все о бухгалтерском учете в строительстве [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2012г.




Интернет-ресурсы:

1.Касьянова Г.Ю. Серия «Бухгалтерский учет в бюджетных организациях» .- Internet: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.Информационно-справочные система «Гарант»,
3.Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»
4.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Сервер «Центра реформы системы бухгалтерского учета» (CAR).
5.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Информационный сервер по теории и практике финансового учета.


Практические основы бухгалтерского учета в бюджетных организациях.

Основные источники:
Родионова В.М. Бухгалтерский и налоговый учет в бюджетных учреждениях.-М.:Проспект, 2011.- 368 с.
Воробьева Л.П. Налоговый учет в бюджетных учреждениях.-М.:МГИУ, 2011.- 474 с.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях.-М.:Проспект, 2010. - 345 с.
Маклева Г.И. Бюджетный учет и отчетность.-М.:ЭКАР, 2010.-248 с.
Мизиковский Е.А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях.-М.:Магистр, 2011.-310с.
Митина О.В. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях.-М.,2011.-260с.
Ломовцева Н.Н. Экономика и бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях.-М.:КНОРУС, 2011.-191с.
Касьянова Г.Ю. Серия “Бухгалтерский учет в бюджетных организациях” .-Internet: www.aback.ru.-М., 2011.-310 с.

Дополнительные источники:
9.Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 2010г. № 145-ФЗ;
10.Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2010 года № 197-ФЗ;
Налоговый кодекс РФ с изменениями и дополнениями от 5 августа 2011г.
БиНО (бюджетные и некоммерческие организации): сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений.-М.:ЭКАР, 2009, 2010,2011г.
Приказ Минфина России от 1 декабря 2010г. № 157н “Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению”;
Приказ Минфина России от 6 декабря 2010г. № 162н “Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению”;
Приказ Минфина России от 16 декабря 2010г. № 174н “Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению”;
Приказ Минфина России от 23 декабря 2010г. № 183н “Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению”.


4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием проведения занятий является наличие знаний по дисциплинам:
- Основы экономической теории;
- Основы бухгалтерского учета;
- Менеджмент.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
- наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации и специальности Экономика и бухгалтерский учет.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой :
- дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин:
Основы бухгалтерского учета, Налоги и налогообложение, Аудит.





































5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки

Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
-уметь принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей;
-проверять наличие в произвольных первичных документах обязательных реквизитов;
-проводить таксировку и контировку;
-организовывать документооборот;
-заносить данные в учетные регистры;
- передавать первичные документы в текущий и постоянный архив;
- исправлять ошибки в первичных документах;
Текущий контроль в форме:
- защиты практических работ;
- контрольных работ по темам МДК.

Зачет по учебной практике профессионального модуля.

Комплексный экзамен по профессиональному модулю.



Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
-понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;
- обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов;


Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
-оформлять денежные и кассовые документы;
- заполнять кассовую книгу и отчет кассира;
- проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
- учитывать особенности учетаа кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;


Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
- проводить учет основных средств;
- проводить учет нематериальных активов;
- проводить учет долгосрочных инвестиций;
- проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг;
- проводить учет материально-производственных запасов;
- проводить учет затрат на производство;
- проводить калькулирование себестоимости продукции;
- проводить учет готовой продукции и ее реализации;
- проводить учет текущих операций и расчетов;
- знание особенностей учета имущества в бюджетных организациях.



Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии , проявлять к ней устойчивый интерес.
- демонстрация интереса к будущей профессии;
- участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
-выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области финансового, управленческого и налогового учета;
- оценка эффективности и качества выполнения;


Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области учета и налогообложения;


Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- эффективный поиск необходимой информации;
- использование различных источников, включая электронные;


Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
- анализ инноваций в области учета и отчетности


Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и руководителями практики


Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
- самоанализ и коррекция результатов собственной работы


Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля





Разработчики:
___________________ __________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

___________________ _________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)



































13PAGE 15


13PAGE 142215




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 5 Заголовок 615