«Эмоциональное благополучие младшего школьника и здоровьеформирующее направление в системе работы ГПД в условиях введения ФГОС НОО»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
№ 7 г.МихайловкиВолгоградской области»
МАСТЕР _ КЛАСС
«Азбука здоровья»
Гусева
Ирина
Александровна,
учитель начальных классов
Тема: «Эмоциональное благополучие младшего школьника и здоровьеформирующее направление в системе работы ГПД в условиях введения ФГОС НОО»
Цель: «Эмоциональное благополучие младшего школьника и здоровьеформирующее направление в системе работы ГПД в условиях введения ФГОС НОО»
Задачи:
передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер - класса;
повышения уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, мультимедийная презентация, конспект, фонограмма песни гр.Барбарики «Друзья»
Раздаточный материал: материал для практической части (клей-карандаш, цветные карандаши, шаблоны птиц, макеты деревьев; костюмы для инсценировки; бланк заданий для игры «Гномики»); буклет «Копилочка полезностей»; буклет с презентацией мастер-класса. ХОД МАСТЕР-КЛАССА.
Вступительное слово
Уважаемые коллеги! Я рад приветствовать Вас на мастер-классе, посвященном такой важной проблеме, как эмоциональное благополучие младшего школьника. С какими проблемами сталкивается педагог в своей работе с детьми? Поделитесь наболевшим.
Если проанализировать все ваши ответы, то проблемы, у всех без исключения, одинаковы – это неумение детей общаться между собой, неумение дружить.
Я хочу сегодня вас научить педагогическим приемам и способам, направленным на сплочение коллектива младших школьников, то есть, посредством чего создать у младших школьников психо-эмоциональный комфорт и сохранить их физическое и психическое здоровье.
Психологический настрой
Приветствуя друг друга мы говорим – здравствуйте. А что значит это слово? Я желаю вам здоровья, здоровья физического, чтобы болезни вас не огорчали, здоровья психического, чтобы наступающий день принес вам только хорошие вести, здоровья нравственного, чтобы ваши моральные ценности не поколебали никакие перипетии. Каждый урок или занятие я начинаю с психологического настроя, для того чтобы дети услышав мои слова смогли настроить себя на рабочий день. Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.
У вас на столах лежат «Копилочки полезностей», посмотрите, пожалуйста, раздел «Психологические настрои».
Такими словами я начинаю свой урок, чтобы первоклассники смогли снять напряжение, окончательно проснуться и с улыбкой начинать рабочий день.
Коллеги я думаю, что вы уже проснулись, по морозцу взбодрились, а чтобы с улыбкой начать нашу с вами работу я предлагаю вот такой настрой.
Приветствие “Здравствуйте!” СЛАЙД 2
Участники поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Тактильный контакт самое важное в жизни человека. Прикосновениями мы показываем не только физическое благополучие, но и выражаем свою любовь, нежность, уважение. Такой настрой помогает ребятам понять друг друга, выразить свои чувства к партнеру по общению. Можно использовать и такой настрой.
СЛАЙД 3. Дети в парах гладя в глаза говорят друг другу предложения по очереди. Зрительный контакт, как один из компонентов невербального общения, показывает направленность внимания собеседника и вместе с тем дает обратную связь.
Я – человек Я – умею мыслить и удивляться, обижаться и огорчаться Я – умею думать и понимать, слушать и отвечать Я – могу ошибаться
Я – умею дружить Я – умею учиться Я – хочу учиться.
Следующее, что способствует сплочению детского коллектива это что, как вы думаете? Конечно игра и игровые минутки.
Игровые минутки
Я убедилась, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.
Наблюдая за поведением детей в ходе игр, я отметила существенные индивидуальные различия в готовности откликнуться на предложение поиграть. Если одни дети с радостью погружаются в мир ситуаций и действий, то другие дети при неудаче переключаются на то, что у них получается. Цель таких игровых минуток включить в игровой процесс всех детей.
Больше всего в своей работе я использую словесные игры, которые построены на словах и действиях играющих. В таких играх формируются эмоционально-нравственные оценки, дети овладевают средствами эмоциональной выразительности.
Одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности является формирование гражданской идентичности. Тут мне на помощь приходит устное народное творчество – заклички, кричалки, тараторки, шумелки, звенелки.
В «Копилочке полезностей» вы можете найти несколько примеров таких игровых минуток.
Чтобы ребята лучше узнавали друг друга, чувствовали себя единым коллективом, использую вот такую игровую минутку. Так как звенелки - это те же тараторки – скороговорки, только с музыкальным сопровождением, я предлагаю вам немножко позвенеть. СЛАЙД 4
В чемодане у чечетки
Щетки, четки, счеты - тетке.
Четки, счеты, щетки - дядьке,
Счеты, щетки, четки - няньке.
Лишь чечетка - для себя.
Пляшет четкая семья.
Вы чувствуете, как постепенно становитесь ближе друг к другу? Закрепим это чувство еще одной игровой минуткой. Игра увлекает детей, но еще и способствует развитию логического мышления.
«Найди гномам имена»
-У гномов перепутались башмачки. Соедини их парами и определи имена гномов. Имена разделены на слоги, на одном башмачке первый слог, а на другом–второй.
ХРАБ-РЕЦ СПОР-ЩИК СИ-ЛАЧ ВОР-ЧУН КРИ-КУН
С инструментами поиграли, серые клеточки работают активно, а что еще может способствовать сплочению детского коллектива?
Даю небольшую подсказку, как говорил один известный герой по имени Маэстро «Всё преходяще, а …. Музыка вечна»
Музыкальная пауза.
Самым популярным и увлекательным направлением во внеурочной деятельности является инсценировка и театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Он познает радость и раскованность.
Коллеги, кто еще не почувствовал себя частичкой нашего коллектива? Именно для этого мы и переходим к песне. Я надеюсь, что вокальные данные у всех на высоте, а если нет, то мы их сейчас подкорректируем. Так, какая же группа готова сорвать аплодисменты и продемонстрировать свою сплоченность?
СЛАЙД 5. Группа одевает костюмы и поет под фонограмму песню гр.Барбарики.
В процессе театрализации, я, анализируя поведение детей, выявляю ребят с заниженной и завышенной самооценкой. Тактично указывая на недостатки (жеманство, кривляния), а детей с заниженной самооценкой стараюсь подбодрить, акцентировать внимание на том, что у таких ребят получается лучше всего. С ребятами мы инсценировали пьесу-сказку «Снежный цветок», заранее готовили куклы, записывали текст и потом снимали спектакль на камеру.
Ну и конечно, ничто так не сплачивает детей, как коллективный творческий труд.
Коллективная творческая работа
В коллективно-творческих работах проявляются как индивидуальные возможности детей, так и совместные усилия. Когда намечаю какие-то коллективно-творческие дела, думаю о том, как через них развивать и воспитывать детей, способных к самостоятельной творческой деятельности. Стараюсь, чтобы каждое мероприятие не только оставляло яркий эмоциональный след в душе ребенка, но и вызывало желание познать себя, свои возможности, побуждало к дальнейшей творческой деятельности.
Предлагаю и вам выполнить творческую работу. В целях экономии времени, я приготовила для вас заготовки, а вот с ребятами надо делать эту работу поэтапно: обвести ладошку, дорисовать недостающие элементы, раскрасить, вырезать и уже потом, наклеивать.
СЛАЙД 6. Изготовление панно «Павлин» Слайд 7 музыка для фона
Ну, разве у коллектива, в котором есть конфликты и неуважение друг к другу, получится такое замечательное панно? Получится?
Наше с вами общение и совместная деятельность подходит к завершению. Конечно, мне хочется, чтобы оно было для вас полезным и способствовало повышению уровня профессиональной компетентности. Многие виды деятельности я сокращала в целях экономии времени, вы же в своей практике можете совершенствовать эту работу в зависимости от возраста и способностей детского коллектива.
Слайд 8. Принимаем жизнь с ее проблемами, как подарок. Самый лучший день – сегодня. Самый лучший отдых – работа. Самая лучшая работа, та которую ты любишь. Самая большая потребность – общение. Самое большое богатство – здоровье. Самый большой дар – любовь. Желаю вам не испытывать потребности в общении, богатеть здоровьем каждый день, и конечно любить и быть любимой.