Конспект урока по ОРКСЭ (модуль ОПК, учебник А.В.Кураева) в 4 классе. Тема: Милосердие и сострадание


Тема: Милосердие и сострадание.
Задачи:
Предметные:
формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, благотворительность, добро;
- формировать умение рассуждать на тему морали с привлечением личного опыта.
Развивающие:
развивать познавательный интерес к предмету;
- развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;- развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
- развивать творческие способности.
Воспитательные:
- формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
- формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.
Планируемые результаты:
Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;
Метапредметные:
- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;
- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;
- коммуникативные: Составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;
- предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.
Основные понятия: Долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, толковые словари русского языка С. И. Ожегова.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Ход урока
1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
-Доброе утро! – солнцу и птицам,
- Доброе утро! – улыбчивым лицам!
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действию.
(читает заранее подготовленный ученик)
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
3. Знакомство с темой урока.
- О чём говорится в этом стихотворении?
-Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.
-Тема нашего урока: «Милосердие и сострадание»
4. Постановка учебной задачи.
-Зная тему урока, пользуясь опорными словами, записанными на доске, поставьте задачи урока.
1) Познакомиться….
2)Учиться быть…
3)Выяснить…
5. Открытие новых знаний.
Учитель:
Мы сегодня поговорим о милосердии и сострадании. О милом сердце…
Как вы ребята понимаете слово милосердие
Что это такое? (Ответы детей)
Учитель:
Милосердие – милое сердце, милующее сердце. Сострадание – умение переживать за другого человека. Найдите определения этих слов в словарях русского языка С. И. Ожегова, В. И. Даля. Работаем по группам:
1 группа работает со значением слова милосердие
2 группа – со значением слова сострадание
Зачитайте значения слов (Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.  Сострадание – сочувствие другому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека 
Учитель:
Чем близки эти слова? Чем отличаются? (Милосердие – это помощь в трудную минуту, а сострадание – это жалость к человеку, который в беде).
Учитель:
Кто на ваш взгляд является милосердным человеком? Можете назвать кого-то из знакомых, близких вам людей?
… Да, как правило, это наши бабушки, мамы, папы, добрые друзья, которые заботятся о нас 
Учитель:Милосердие, доброта, забота о своих ближних играют важнейшую роль в жизни человека. Одним из важнейших элементов веры христианства является представление о том, что Бог всемилостив. Его Сын, Иисус Христос, многократно учил своих приверженцев тому, что они должны отдавать людям все, что имеют. Иисус учил, что всякий добрый или наоборот, дурной поступок, который мы совершаем в отношении другого человека, обращен к Богу.
6.Работа над понятиями: сострадание и милосердие.
- Иоанн Златоуст сказал: «Человек всего более должен учиться милосердию. Кто не имеет милосердия, тот перестает быть человеком». 
-Так что же такое милосердие?
СО-ЧУВСТВИЕ
СО-СТРАДАНИЕ
СО-ПЕРЕЖИВАНИЕ
  Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека. Что их объединяет? (Приставка СО означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие.)
Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов – милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Вопросы:
1.Какой смысл вы вкладываете в  слово «милосердие»?
2.Когда о человеке можно сказать, что он милосердный?
(Ответы детей)
Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей?  Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».
Однажды Иисуса Христа спросили:
Какая самая главная среди множества заповедей?
Он сказал:
Важнее всего любовь к Богу и к человеку. Люби ближнего, как самого себя
. И тогда ему задали непростой вопрос:
А кто мой ближний?
. Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине.
Учитель:
Сначала ребята, чтобы все вам было понятно, мы проговорим с вами все незнакомые слова:
Словарная работа.
Притча – в старинной литературе : иносказательный рассказ с нравоучением.
Самарянин – житель самарянской земли.
7.Чтение и анализ «Притчи о добром самарянине».
А сейчас мы с вами прочитаем «Притчу о добром самарянине». 
- Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые
а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;
б) печалят вас, потому что так поступать тяжело;
в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить.

Вопросы к тексту: (Беседа с детьми о прочитанном)
Какой вопрос был задан Христу?
Что ответил Христос?
Кто шёл по той же дороге?
Что сделал каждый из них?
Кто оказался ближним пострадавшему человеку?
- Какой же главный смысл заложен в этой притче?
Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит в беде. И еще ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи. 
8. Рассказы детей о проявленном ими милосердии.
Вспомните случай из жизни, когда вы проявили милосердие к ближнему.
(Ответы детей)
А теперь я вам предлагаю посмотреть ролик, который называется «Окно»
9.Просмотр ролика С. Копыловой «Окно»
-Что на самом деле увидел больной из окна?
Зачем больной, который лежал у кровати рассказывал, что видел лес, речку, облака, людей?
Что можно сказать о слепом человеке?
Можно милосердие потрогать руками, услышать его?
Оно живет в сердце человека. Можно ли его увидеть?
Как вы думаете человек рождается милосердным или становится им?
Легко ли стать Милосердным? Как научиться быть милосердным?

10. Работа с пословицами у доски:
Учитель: Ребята, соедините начало и конец пословиц:
Добро помни ….. два века живёт.Доброе дело …... а зло забывай.Учитель: «Пока живёшь, твори добро, лишь путь добра – спасение души» – гласит народная мудрость.– Почему сегодня человек несёт другому человеку больше зла, чем добра?
Ответы детей: Наверное, потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другому человеку, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как своё собственное.
11. Творческая работа.
Творческое задание (на выбор) - нарисовать милосердие красками или словом.
(Музыкальное сопровождение во время творческого задания С.В.Рахманинов. Вокализ)
1.Нарисуйте милосердие
2.Напишите небольшой текст: «Милосердие – это…»
(Выставка работ)

12. Рефлексия.
- Какие задачи мы ставили на уроке?
- Удалось решить поставленные задачи?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Где можно применить новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем ещё надо поработать?
13. Итог урока:
Учитель: Мне хочется верить, что сегодня наш урок не прошёл даром для нас всех. А вы, ребята, смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия, понять его истинный смысл. И каждый из вас для себя лично попытается взглянуть на себя со стороны и определить свое отношение к людям, и возможно, его пересмотреть.