Доклад Современное математическое образование в рамках ФГОС нового поколения : проблемы, поиски, перспективы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа п. Первомайский Балашовского района Саратовской области»
Современное математическое образование в рамках ФГОС нового поколения : проблемы, поиски, перспективы
Носенко Валентина Николаевна
учитель математики первой категории
22 октября 2015
« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»
Процесс работы над внедрением новых стандартов ООО в нашей школе начался еще несколько лет назад , в соответствии с приказом директора школы была организована рабочая группа с целью создания плана работы по внедрению ФГОС второго поколения. В план работы были включены следующие вопросы:
1. Изучение методических материалов ФГОС второго поколения;
2. Корректировка основной образовательной программы основного общего образования( ООП ООО);
3. Разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана;
4. Разработка рабочих программ внеучебной деятельности;
5. Ознакомление и обсуждение ФГОС второго поколения с родителями;
6. Изучение УМК, предлагаемых разработчиками ФГОС второго поколения для его реализации;
7. Разработка системы мониторинга достижения основных планируемых результатов образования;
8. Создание нормативно - правовой базы (локальных актов, регламентирующих деятельность педагогов, членов администрации) с целью сопровождения внедрения ФГОС четким инструментарием, локальными актами, регламентирующими деятельность учителей;
Внушительным результатом работы педагогов в этом плане была разработка и модификация программ внеучебной деятельности по пяти направлениям: спортивно-оздоровительному, общекультурному, общеинтеллектуальному, духовно - нравственному, социальному.
Организована внеучебная деятельность обучающихся с учётом пожеланий родителей и самих пятиклассников. Разработана система коллективных творческих дел и циклы классных часов для 5 класса по основным направлениям внеучебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения (Дни здоровья, экскурсии и учебные экспедиции, акции «Жива память – живы мы», «Помоги детям - поделись теплом», «Золотая осень», «Рождественские встречи», Вахта Памяти и уроки мужества; конкурсы; предметные недели; предметные олимпиады школьного уровня , Всероссийские «Олимпус», «Русский Медвежонок», «Золотое Руно», Международные конкурсы «Кенгуру», «Британский Бульдог»)
Методическое сопровождение ФГОС ООО предполагает :- изучение профессиональных проблем, потребностей педагогов;
- предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы , постоянно участвовать в вебинарах издательств «Просвещение», публиковать свои работы в различных изданиях и на федеральных сайтах.
Все формы методической работы в нашей школе можно условно разделить на организационные и дидактические ; коллективные и индивидуальные. Традиционными формами работы в школе являются:
- тематические методические и педагогические советы;
- тематические заседания ШМО
- индивидуальная работа;
- аттестация;
- самообразование педагогов;
- открытые уроки;
- взаимопосещение уроков;
- предметные недели;
- групповые и индивидуальные консультации;
- информирование и обсуждение методических новинок;
- презентация методических наработок.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: метапредметные и предметные стандартные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения. Особое место среди них занимают итоговые предметные и комплексные проверочные работы. Учитель должен сам научиться разрабатывать подобные задания. Только вникнув в суть алгоритма составления работы можно понять, как ее содержание формирует и проверяет УУД.
Считаем, что на этапе введения нового ФГОС в образовательный процесс наиболее эффективной формой деятельности педагогов является проект. Реализация проектной деятельности требует от педагога владение в совершенстве приемами, технологиями метода проектов. Именно проект позволяет включить всех учителей и обучающихся в коллективную творческую деятельность по освоению нового. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.
Учителя предложили школьникам темы долгосрочных проектов, школьники выбрали тему и учителя. Классные руководители проследили, чтобы все обучающиеся участвовали в проектной деятельности. Для 5 класса мы предлагаем участие не только в индивидуальных проектах, но и в парных. При выборе тем проектов учителя прежде всего обращали внимание на желания детей, их увлечения : «Старинные меры длины, веса» , «Математические ребусы», «Математические кроссворды», «Собака – друг человека», «Обычаи народов России» и т.д. Также для оценки уровня сформированности метапредметных результатов в апреле в школе будет проведен День учебных проектов (это пока условное название).
Немного расскажу о своем опыте работы в пятом классе.
Главное вижу не только в том, чтобы передать ученикам определенный объем знаний, а в развитии творческих возможностей, продуктивного мышления ребенка. Для этого стремлюсь поддерживать и развивать интерес к предмету; прививать навыки исследовательской работы; развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (Интернет, ЦОРы); показывать практическую направленность знаний, получаемых пятиклассниками на уроках математики; учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место математики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими наукам.
На своих уроках я стремлюсь:
создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. д.
использовать в ходе урока дидактические материалы, позволяющие ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
оценивать деятельность ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
поощрять стремления ученика находить свой способ работы (решение задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создавать обстановку для естественного выражения ученика;
составлять задачи, отражающие жизненные ситуации и проблемы, профессии родителей, учитывать жизнь в сельской местности;
своими увлечениями привлекать детей к себе и к математике (играть в шахматы, в теннис, в волейбол, кататься на лыжах, вязать, водить машину)
Выводы по итогам этого учебного года:
-опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что пути его реализации актуальны и востребованы современной образовательной системой;
-материально - технические возможности школы (использование ИКТ технологий) не позволяют организовать урочную и внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью;
-много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов;
-наблюдения за пятиклассниками при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, анализировать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке.
Проблем много. Они решаемы. Главное, не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования, согласно новому стандарту, могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
В Саратовской области в ГАУ ДПО «СОИРО» кафедрой математического образования разработана программа «Теория и методика преподавания математики в рамках реализации ФГОС ООО», по которой проходят обучение учителя школ области
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий.
ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ: 5кл, 6кл, 7кл 2009 г :Команды:
1.Чурилова Катя 5кл 2.Карпенко Дима 5кл
Мезин Алёша 6кл Шуваликов Сергей 6кл
Кривова Дина 6кл Распопова Юлия 6кл
Мирзоянц Изабелла 7кл Калинина Кристина 7кл
Старостенко Женя 7кл Герлатовский Дима 7кл
Лихачёв Слава 7кл Кармаев Илья 7кл
3.Нежданов Витал 5кл 4.Степанов Дима 5кл
Серикова Даша 6кл Калинина Таня 6кл
Цыплухина Лиза 6кл Кривова Женя 6кл
Яночкова Яна 7кл Долин Никита 7кл
Шарапова Таня 7кл Богданова Диана 7кл
Деримедведь Антон 7кл Пахомов Артём 7кл
Фотокорреспондент – Старостенко Ксения
Маршруты :8 , 7 , 6 , 5, 4 , 12, 13, 14
4 , 5 , 6 , 7 , 8 , 14, 13, 12
12 , 13 , 14 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8
14 , 13 , 12 , 8 , 7 , 6 , 5 , 4
Дежурные по станциям :Каб № 4 «Уравняшки» - Варламова Юлия, Пономарчук Алексей;
Каб № 5 «Спичечная» - Шубкина Татьяна, Финогенова Анастасия;
Каб № 6 «Художественная» - Склярова Анна, Ефимов Леонид;
Каб № 7 «Параллелепипедная» - Некрасова Яна, Жариков Вадим;
Каб № 8 «Задачная» - Кучерова Евгения, Аверьянов Вадим;
Каб № 12 «Мыслительная» - Кабанина Александра, Руппель Евгений;
Каб № 13 «Переставляшки» - Васильева Галина,Малиновский Роман;
Каб № 14 «Тайная» - Радченко Татьяна, Бауэр Ирина
Задачи для «математического путешествия»
1.Известно, что один бегемот весит 1т800кг. Сколько бегемотов может увезти машина грузоподъёмностью 5т?
2.Вычислить объём параллелепипеда.
3.Можно ли расставить 10 стульев вдоль стен квадратной комнаты так, чтобы возле каждой стены стояло поровну стульев?
4.Нарисовать голову животного, используя геометрические фигуры.
5.Для передачи «секретной информации» был придуман шифр: в клетке некоторой прямоугольной таблицы в алфавитном порядке построчно ( слева направо) записали все 33 буквы. Каждой букве соответствует двузначное число, первая цифра которого - номер строки, вторая - номер столбца. Восстановите таблицу - шифр, если слово «ГОД» зашифровано так: 14 32 15.
6.Улитка взбирается на дерево высотой 15м. В течение дня она поднимается на 5м, но за каждую ночь опускается вниз на 4м. На какой день улитка достигнет вершины дерева?
7.Буквы, из которых состоят математические слова, перепутались. Восстановите эти слова: ТЬЯП , ФАЦИР , МУСАМ , РЬБОД , СЛЮП , ТИР , ГРУК , СОЛИЧ.
8.В квадрате со стороной 8клеток разместите (без наложений) девять одинаковых фигур в виде буквы «Т».
9.Имеется запись из спичек
Исправьте ошибку, переложив только одну спичку.
10.Решить уравнения:
Х – 0,2 = 4
Х + 5 = 2,6
3,6 – 2Х = 7
8Х : 3 = 9,1
Математическое путешествие по школе 2012 - 2013 уч. год :СТАНЦИИ :ЗАДАЧНАЯ
РЕБУСНАЯ
ПОГОВОРОЧНАЯ
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ
МЫСЛИТЕЛЬНАЯ
УРАВНИТЕЛЬНАЯ
СОСТАВИТЕЛЬНАЯ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ
Команды – участницы математического путешествия
5 класс:
1.Герлатовский Михаил ;2.Кабанин Алексей;
3.Клачкова Анна ;4.Пахомов Максим ;5.Пиксасова Ксения ;6.Федькова Анастасия.
6 класс:
1.Гуськов Иван ;2. Крицкая Анастасия ;3.Плеханов Кирилл ;4.Стремоусова Полина ;5. Чередникова Светлана.
7 класс :
1. Богданова Надежда;
2. Казьмин Павел;
3. Матершева Дарья;
4. Суздальцев Максим;
5. Терехова Ольга;
Маршруты следования:
4, 5, 6, 9, 12, 13, 14
9, 6, 5, 4, 14, 13, 12
12, 13, 14, 4, 5, 6, 9.
Дежурные на станциях:
ШИФРОВОЧНАЯ (каб. №4) - Кривова Дина;
РЕБУСНАЯ (каб.№5) – Калинина Татьяна;
ПОГОВОРОЧНАЯ (каб.№6) – Распопова Юлия;
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ (каб.№12) – Серикова Дарья;
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ (каб.№9) – Стоякин Максим;
УРАВНИТЕЛЬНАЯ (каб.№13) – Цыплухина Елизавета;
СОСТАВИТЕЛЬНАЯ (каб.№14) - Мезин Алексей.
Задания для путешествия :(шифровочная)
Отгадать зашифрованные слова :
ДВАКАТР,А ДАЧАЗ,БЬДОР.
(поговорочная)
Напишите пословицы и поговорки, в которых встречаются числа.
(составительная)
Составить слова из букв слова «Перпендикуляр»
(уравнительная)
Решить уравнения:
(78 -у) 12=480;
5х + 30 = 630;
(7у -3у) : 8 = 17;
140 : (6х + х) = 2.
(изобразительная)
На нелинованной бумаге без линейки построить отрезок длиной 17 см и квадрат со сторонами 6 см.
(вычислительная)
Вычислить периметр фигур, разложенных на столе.
(ребусная)
Разгадать ребусы:
12, 13,14, 15, 4, 6, 7, 8, 9
Математическое олимпийское путешествие
по маршрутам 2013 – 2014 учебный год :Этап «Хоккейный»
Этап «Фигурный»
Этап «Бобслейный»
Этап «Конькобежный»
Этап «Лыжный»
Этап «Слаломный»
Этап «Биатлонный»
Этап «Эстафетный»
Этап «Санный»
Дежурные на маршрутах :Этап «Хоккейный» каб№ 12 – Богданова Надежда, 8 клЭтап «Фигурный» каб№ 13 – Казьмин Павел, 8 клЭтап «Бобслейный» каб№ 14 – Матершева Дарья, 8 клЭтап «Конькобежный» каб№ 15 –Суздальцев Макс, 8 клЭтап «Лыжный» каб№ 9 – Терехова Ольга, 8 клЭтап «Слаломный» каб№ 8 – Торяник Виталий, 8 клЭтап «Биатлонный» каб№ 7 – Карпенко Дмитрий, 9 клЭтап «Эстафетный» каб№ 6 – Степанов Дмитрий, 9 клЭтап «Санный» каб№ 4 – Чурилова Екатерина, 9
Команды – участницы математического олимпийского путешествия :
5 класс:
1. Агафонов Матвей;
2.Заболотников Леонид;
3. Камшилова Виктория;
4. Классен Елизавета;
5. Сычёва Виктория;
6. Терехов Вадим;
7. Филиппова Юлия.
6 класс:
1.Герлатовский Михаил;
2.Кабанин Алексей;
3.Клачкова Анна;
4.Пахомов Максим;
5.Пиксасова Ксения;
6.Федькова Анастасия.
7 класс :1. Гуськов Иван;
2.Крицкая Анастасия;
3.Плеханов Кирилл;
4.Стремоусова Полина;
5.Чередникова Светлана.
Маршруты следования:
4, 6, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 15
9, 8, 7, 6, 4, 15, 14, 13, 12
Задания для турниров :1) В гостинице за одни сутки через неплотно закрытый кран со струёй толщиной в спичку теряется 400 литров воды. Сколько восьмилитровых вёдер воды попусту вытекает из этого крана за две недели проведения Олимпийских Игр?
2) Запишите в олимпийские кольца самое маленькое пятизначное число, в записи которого все цифры различны. Найдите и самое большое такое число.
3) Напишите пословицы и поговорки, в которых встречаются числа «1» или «3».
4) Составить слова из букв слова «О Л И М П И А Д А»
5) Решить уравнения:
12(38 +у)=840;
(р – 30)+300 = 630;
(7у -3у) : 8 = 7;
140 : (6а + а) = 4.
6) Без линейки построить отрезок длиной 14 см и квадрат со сторонами 7 см.
7) Вычислить периметр фигур, разложенных на столе.
8) Разгадать ребусы:
9) На Олимпийские Игры из Саратова прибыл спортсмен со своими родственниками – болельщиками. Отца этого спортсмена зовут Виктор Алексеевич, а сына – Константин Александрович. Как зовут самого спортсмена?
Культурное путешествие по школе
2014 – 2015 уч. год.
СТАНЦИИ :МУЗЕЙНАЯ
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ
ТЕАТРАЛЬНАЯ
АРХИТЕКТУРНАЯ
МУЗЫКАЛЬНАЯ
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ
БИБЛИОТЕЧНАЯ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
Команды – участницы культурного математического путешествия:
5 класс :
1. Агафонова Арина ;2. Борисова Татьяна ;3. Давыдов Алексей ;4. Зименкова Татьяна .6 класс:
1. Агафонов Матвей ;2. Заболотников Леонид ;3. Камшилова Виктория ;4. Классен Елизавета .
7 класс:
1. Герлатовский Михаил ;2. Кабанин Алексей;
3. Клачкова Анна ;4. Пахомов Максим ;Маршруты следования:
6, 7, 4, 9, 12, 13, 14, 15
9, 6, 7, 4, 15, 14, 13, 12
12, 13, 14, 15, 6, 7, 4, 9
Дежурные на станциях:
Музейная (каб. №4) – Плеханов Кирилл
Танцевальная (каб.№7) – Казьмин Павел
Театральная (каб.№6) – Матершева Дарья
Архитектурная (каб.№12) – Гуськов ИванМузыкальная (каб.№9) – Суздальцев Максим
Университетская (каб.№13) – Торяник Виталий
Библиотечная (каб.№14) – Терехова Ольга
Художественная (каб.№15) – Богданова Надежда
Задания для культурного путешествия:
(музейная)
Отгадать зашифрованные слова :
ТУЛЬКУРА, СИРОСЯ, ТИМАТЕМАКА
(библиотечная)
Напишите названия книг, в которых встречаются числа
(музыкальная)
Составить слова из букв слова «Стереометрия»
(университетская)
Решить уравнения:
12(78 - у)=48;
5х + 30 = 630;
(23у + 3) : 8 = 9;
20 : (6х - х) = 2.
(художественная)
На нелинованной бумаге без линейки построить отрезок длиной 13 см и прямоугольник со сторонами 6 см и 3 см(архитектурная)
Вычислить периметр фигур, разложенных на столе
(театральная)
Разгадать ребусы
(танцевальная)
Решить задачу: Танцевальный кружок «Цветы» посещало 36 участников. Когда из него перевели 4 танцора в кружок «Сапожок» , то в обоих кружках участников стало поровну. Сколько танцоров посещало кружок «Сапожок»?