Программа кружка Коварные знаки препинания, 8-9 классы


Программа кружка «Коварные знаки препинания»
Пояснительная записка
Материал кружка предназначен для учащихся 8-9 классов. Он интересен всем, так как поддерживает и развивает умения грамотного письма, необходимые каждому человеку.
Учебная цель этого курса – осмысление учащимися основных принципов и тенденций употребления знаков препинания, которые обычно в школьных программах и учебниках проходят вскользь или же не хватает времени для прочного закрепления навыков. В ходе занятий учащиеся знакомятся с азами исследовательской деятельности, что также является примером стимуляции дальнейшего обучения в старших классах полной средней школы.
Дидактический материал, используемый в качестве примеров, взят в основном из художественных произведений современных авторов, что дополнительно способствует расширению читательского кругозора и развитию интереса к современной литературе.
Курс ставит задачу совершенствования речевых умений школьников, гибкого применения разнообразных словесных конструкций, отражающих сложные связи человека с развивающимся и меняющимся миром, развитие лингвистических, культурологических, языковых и коммуникативных компетенций учащихся, овладение навыками коллективной деятельности и активного участия в ней каждого.
Курс рассчитан на 34 часа.
Методика включает активную исследовательскую деятельность учащихся, занимательные элементы, проектные задания.
Содержание программы.
Понятие нормы в русском языке. Назначение знаков препинания, системный характер пунктуации.
Назначение пунктуации – «держать текст» (К.Г. Паустовский). Обозначение граний предложений. Знаки разделения и знаки выделения. Основные знаки препинания: точка, точка с запятой, запятая, тире, скобки, двоеточие, многоточие – и их нормативное употребление.Функционально-целевое использование пунктуации. Стандартизация синтаксических структур в официально-деловых и художественных текстах.
Разговорные конструкции и пунктуация. Комбинаторика знаков препинания в текстах разговорного и художественного стилей.
Структурные знаки препинания, отражающие регламентированное строение предложений и текста. Смысловое членение речи. Интонационный принцип пунктуации. Выражение в знаках препинания эмоциональности речи. Совмещение структурного, смыслового и интонационного принципов.
Специфика рекламных знаков препинания. Концентрация в знаках препинания информационных качеств текста.
Исторические изменения в русской пунктуации. Отражение в пунктуации индивидуальности носителя речи, особенностей его коммуникативной компетенции. Знание контекста в использовании знаков препинания. Пристрастие авторов к тем или иным знакам препинания. Богатство стилистических возможностей пунктуации в выражении индивидуального стиля автора. Тенденции свободного использования знаков препинания в современной литературе.
Сложность синтаксиса русского языка. Различные комбинации знаков препинания в тексте. Выбор оптимального варианта при комбинации и их сочетания друг с другом – показатель общей культуры речи пользователя языка.
План работы кружка
№п/пТемы занятий Кол.час. Дата проведен. Виды деятельности Формы контроля
1 Пунктуационные нормы современного русского языка 2 Вводная лекция с элементами беседы, конспектирование основных положений; практикум, обсуждение результатов работы. 2 Основные правила применения знаков препинания.
Пунктуация в простом предложении.
Пунктуация в осложнённом предложении:
*обращения, вводные слова;
*однородные члены предложения;
*обособленные члены предложения (определения, обстоятельства) 6 Работа с текстами – анализ с точки зрения синтаксических норм. Практикум Проверка работ, определение уровня знаний учащихся.
3 Стилистические аспекты пунктуации.
Знаки препинания в текстах разговорного стиля.
Знаки препинания в текстах официально делового стиля.
Знаки препинания в текстах научного стиля.
Знаки препинания в текстах художественного стиля 4 Исследовательская работа с текстами.
Подготовка материалов по выбранной теме, защита проекта, обсуждение. Защита проектов.
4 Структурный и смысловой принципы пунктуации. Экспрессивный синтаксис.
1) Принципы русской пунктуации.
2) Экспрессивный синтаксис. Диалог.
3) Экспрессивный синтаксис. Монолог.
4) Экспрессивный синтаксис. Художественное чтение. 7 Учебный театр: разыгрывание речевых ситуаций – анализ интонаций и знаков препинания. Практикум. Оценка соответствия интонации и знаков препинания.
5 Знаки препинания в рекламе.
Принципы создания рекламы.
Анализ рекламных текстов с точки зрения пунктуации.
Рекламные объявления.
Ролевая игра 5 Ролевая игра: заказчик –авторский коллектив-потребитель-специалист (эксперт).
Практикум. Оценка экспертов.
6 Нерегламентированная пунктуация:
Общее понятие.
Историческая нерегламентированная пунктуация.
Концептуально обусловленная пунктуация.
Собственно авторская пунктуация. 5 Аналитическая работа с текстами классиков и современных авторов. Подготовка проектов.
Защита проектов
7 Комбинированные знаки препинания 2 Вступительная лекция – составление плана. Практикум Проверка работы
8 Итоговое занятие: проверочная работа. 2 Стилистический, синтаксический и пунктуационный анализ текстов. Анализ результатов работы. Подведение итогов.