Рейтинговая система оценивания знаний и умений учащихся по истории.

Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования»
муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Республики Саха «Якутия)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куокуйская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»







Материалы на участие
Доклад
Рейтинговая система оценивания знаний и умений
учащихся по истории.




выполнила: Еремеева Розалия Ксенофонтовна –
классный руководитель 6 класса, учитель истории.










с. Аргас




Система оценивания знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание ученых-методистов и учителей школы.
Сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе трудносовместима с требованиями модернизации образования. К наиболее серьезным недостаткам, прежде всего, относится направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый санкциями, а не на поддержку улучшения результатов. Оценка как была, так и осталась авторитарной. Ее роль сейчас, как и много лет назад, сводится к постоянному принуждению. В результате этого у многих учащихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний, абсолютизация роли «отметки», чувство неприязни к педагогу.
Проблема оценки знаний учащихся весьма интенсивно обсуждалась, и обсуждается в отечественной педагогической и психологической литературе (Ш.А.Амонашвили1, Б.Г.Ананьев2, Е.Д.Божович3, М.В.Полонский4, Г.Ю.Ксензова5, К.Д.Ушинский6 и другие). Это связано с тем, что оценка является обязательным компонентом любой полноценной деятельности, позволяя отслеживать ее эффективность как на этапе становления (формирования деятельности), так и на этапе реализации (полноценного функционирования деятельности). Оценка рассматривается этими учеными как развернутый процесс, или деятельность оценивания. Раскрывается роль оценки в структуре учебной деятельности, подчеркивается ее значение для развития личности школьника, прежде всего, для развития функций контроля, самоконтроля, формирования реалистичной самооценки. Практически все психологи и педагоги выражают позитивное отношение к оценке.
Отметка же, как формально-логический результат процесса (деятельности) оценивания воспринимается неоднозначно. С одной стороны, по мнению ряда психологов и педагогов, школьная отметка не отражает всей глубины процесса приобретения знаний и индивидуальных способностей процесса усвоения, не всегда выступает стимулов к познанию, даже, напротив, может снижать познавательную активность учащихся (В.С. Кукушкин, В.И. Фармаковский и другие). Так, Х.Вех считал, что отметка представляет собой настолько постороннюю всему ходу работы форму оценки, что очень скоро начинает доминировать над собственными интересами обучения, и ученик начинает учиться ради того, чтобы избежать дурной отметки или получить хорошую. С другой стороны, долгая история существования системы отметок в школе показывает их необходимость и значимость для процесса обучения. Работы исследователей истории отметки (М.В. Богуславский, В.М. Полонский) показывают, что, несмотря на попытки отменить бальную систему оценивания, в российской педагогике не найден до сих пор более четкий и адекватный способ оценивания результатов учебной деятельности.
Это противоречие порождает необходимость психологического исследования оценочной стороны обучения, и в частности, школьной отметки, которая должна не только фиксировать успешность усвоения школьной программы, но и во многом определять эмоциональное благополучие ребенка в школе, влиять на его отношения с родителями, педагогами и сверстниками, отношение к самому себе. В этом мы видим актуальность темы.
И. несмотря на то, что ныне существующая система оценивания деятельности учащихся применяется длительное время, ее основные положения до сих пор не разработаны: не решена проблема объективности школьных оценок; система оценивания не выполняет в должной мере функцию инструмента воздействия на ученика; оценивание осуществляется не по всем параметрам, которые декларируются как подлежащие оценке и т.д. И как следствие этого, идет поиск других систем.
Для изучения особенностей отношения к школьной отметке учителей, учащихся 8-10 классов и их родителей, мы использовали в Куокуйской средней школе анкету «Отметки глазами учеников, родителей и педагогов». В анкету вошли вопросы, позволяющие получить информацию о таких аспектах изучаемой проблемы, как: особенности отношения учащихся, их родителей, педагогов к школьной отметке; понимание роли школьной отметки всеми участниками образовательного процесса; понимание ими различий между школьной отметкой в подростковом и юношеском возрасте; оценка эффективности педагогических отметок; мотивирующее влияние отметок на учебную деятельность; отношение к современной пятибалльной отметочной системе. Полученные данные анализировались по отдельным вопросам, по группам опрашиваемых, по возрастам учащихся, по показателям отношения у школьной отметке.
Анализ данных показал, что существенными составляющими отношения к школьной отметке являются понимание необходимости школьной отметки, понимание критериев выставления отметки, эмоциональное восприятие ситуации оценивания, осознанность и включенность в процессе выставления отметки, отношения учителя и ученика, построенные на доверии и взаимопонимании.
Обобщая результаты проведенного исследования, мы выделили наиболее существенные особенности всех участников образовательного процесса к школьной отметке. Полученные результаты свидетельствуют о весьма различном отношении к школьной отметке всех участников образовательного процесса. Из данных, приведенных в таблице, видно, что большинство учащихся высказываются о необходимости школьной отметки при оценивании результатов учебной деятельности, более половины ответивших имеют информацию о критериях выставления отметки, причем с возрастом понимание критериев увеличивается. Заметим, так же, что многим из опрашиваемых, считали необходимым изменить форму оценивания.
Т.А. Громова в своей работе «Не оценивать, а мотивировать» обратила внимание на то, что смещение акцентов с «оценки по результатам» на «оценку процесса получения результата» относится к числу новых тенденций, задающих ориентиры в развитии контрольно – оценочных систем. Поэтому рейтинговая система оценки знаний и качества всего учебного процесса может рассматриваться, сегодня как один из возможных способов, отвечающих поставленным задачам.
Г.Ю. Ксезова считает, что рейтинговая система оценки знаний особенно хорошо работает в средней и старшей школе, когда учащиеся начинают рассматривать учебу как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание.
В данной работе мы попытаемся проследить изменение подхода к системе оценивания, через рейтинговую систему оценивания знаний и умений учащихся.
Анализ современной литературы показал, что рейтинговая система оценивания применяется в основном в ВУЗ-ах, и лишь немногие школы из-за трудности применения и отсутствия методической литературы, частично ввели данную систему оценивания. Все это обуславливает необходимость разработки и внедрения рейтинговой системы оценивания в школе, что определяет новизну данной работы.
Объектом исследования является система оценивания знаний и умений учащихся через рейтинговую оценку.
Предмет исследования – активизация самостоятельной работы учащихся на разных уровнях познавательной деятельности.
Целью работы является обоснование изменения традиционной системы оценивания в школе, и возможность перехода к рейтинговой системе оценки знаний и умений учащихся.
В соответствии с целью исследования мы ставим следующие задачи:
1. Изучение методической литературы с целью анализа современного оценивания знаний и умений учащихся;
2. Анализ применения рейтинговой системы оценивания в современной школе;
3. Разработка и внедрение рейтинговой системы оценивания в Куокуйской средней школе Кобяйского улуса.
Методологическую основу исследования составляют: теоретические подходы к проблеме оценивания, развивающий и личностно- ориентированный походы к обучению, а так же опыт работ по применению рейтинговой системы оценивания.
В ходе работы применялись следующие методы:
- Теоретический (изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования);
- Социолого-педагогический (изучение и обобщение педагогического опыта по применению рейтинговой системы оценивания)
- Статистический ( анализ результатов анкетирования и устных ответов всех участников образовательного процесса)
Практическая значимость исследования заключается в том, что рейтинговая система оценивания разработана и введена в Куокуйской СОШ и успешно применяется 3 года. Кроме этого, в заключении даны рекомендации по применению рейтинга.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе дается анализ психолого-педагогической литературы по истории существования и изменения отметок и оценок, а так же отношение педагогов к оценочной системе. Во второй главе рассматривается рейтинговая система оценивания и методика ее применения в Куокуйской средней школе. В заключении представлены общие выводы и даны рекомендации по применению рейтинговой системы оценивания знаний и умений учащихся. В приложении – схемы и таблицы по применению рейтинговой системы оценивания, сравнительные диаграммы.
Рассмотрев в данной работе тему «Рейтинговая система оценивания знаний и умений учащихся», еще раз убеждаемся в необходимости преобразования по сравнению с существующей традиционной системой оценивания.
Работа по рейтинговой системе оценивания можно быстро определить познавательный уровень учащихся. К тому же, такая система стимулирует и мотивирует всех участников образовательного процесса. Ведь каждый пытается выделиться. А при обычной системе оценивания явного преимущества кого-либо не сразу видно.
Главный результат применения рейтинговой системы оценивания- улучшение качества знаний учащихся, которые обучались по данной системе. К сожалению, не всегда в современной практике, получается использовать рейтинговую систему, так как ее применение затрудняется следующие факторами: в педагогических вузах уделяется слишком мало времени методике применения рейтинговой системы оценивания; если учитель стремится к самообразованию, то по данной теме сталкивается с отсутствием методической литературы.
Редкое применение рейтинга как инструмент оценивания знаний и умений учащихся, объясняется и тем, что учителю необходимо отслеживать результаты работы каждого ученика, по каждой теме, после каждого урока. Также нужна большая предварительная подготовка. Необходимо составить план и критерии применения рейтинговой системы оценивания. Подготовить задания с учетом дифференциации познавательной деятельности. А при нынешней нагрузке учителей, у них просто нет времени на все это. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.
Школьники утверждают, что с введением рейтинговой системы у них расширилось поле образовательных возможностей. «Не получается выступать с докладом – не беда, можно попробовать себя в другой деятельности, в составлении тестов например,- говорят дети. _ можно придумать какие-то учебные, интеллектуальные игры вместе с одноклассниками. Ведь игра- это всегда весело и увлекательно. У нас даже были планы организовать игру, похожую на «Кто хочет стать миллионером?», но пока не получилось. Очень интересно выступать в роли педагога, проводя диктант. Сразу начинаешь понимать, как это непросто- быть учителем, задумываешься над тем, как сам ведешь себя в классе ».
Внедрение рейтинга в оценивании знаний и умений в Куокуйской средней школе позволят нам дать некоторые рекомендации, которые помогут учителям других школ, организовать этот очень интересный и необходимый способ оценивания знаний и умений учащихся:
- В начале классах рейтинг в качестве официальной системы оценивания вводить не рекомендуется. Так как еще не сформированы умения для самостоятельной работы. К тому же, дети психологически не готовы к ситуации жесткой конкуренции, да и спектр видов деятельности еще не настолько велик, чтобы показать себя «во всей красе». Элемент рейтинга лучше вводить с 5-6 классов. В 7 классе может быть введен рейтинг, так как самостоятельной работы, такие как: выделять главное, составлять различные планы, работать с картой, составлять тезисы, подбирать к ним аргументы, работать с документами, составлять характеристики исторических деятелей и др. Что касается старшеклассников, то они, стремятся к независимости и настаивают на самостоятельном выборе своего образовательного маршрута. Здоровая конкуренция держит их в тонуса и готовит к продвижению во взрослой жизни. Введение рейтинга, таким образом, способствует во всем этом;
- для разработки рейтинговой системы оценивания необходима специальная подготовка учителя, в плане как методическом,так и в общеобразовательном (историческом). Учитель должен свободно оперировать понятиями, фактами, аргументами, основанными на постоянном изучении исторического материала;
- в подготовке учителя, также необходимо учитывать знания разнообразных приемов и средств обучения, которые могут быть в основе разработки заданий для учащихся. При этом, должны учитываться возрастные особенности учащихся, познавательные возможности, на основе которых составляются дифференцированные задания;
- необходимо мотивация применения рейтинговой системы оценивания для учеников и формирование интересов к самостоятельному добыванию знаний, чтению дополнительных источников. Такая подготовительная работа должна проводиться в 5-6 классах, где можно использовать элементы рейтинга;
- немаловажное значение имеет своевременная проверка и рецензирование выполненных заданий, что побуждает их к рефлексии, то есть самооценка совей образовательной деятельности.
Разумеется, данная система, основные положения которой были в общих чертах изложены выше, не лишена недостатков, а процесс ее внедрения встречал серьезные трудности, в первую очередь психологического характера. Рискну предположить, что определяющим препятствием здесь была непривычность системы для учителей, заключавшаяся в отношениях между учителем и учащимися, совершенно отличных от тех, к которым мы привыкли. Даная система может работать только при условии субъект- субъектной модели взаимодействия учителя и учеников, когда учитель спускается с «Олимпа», на котором он привычно расположился, самовластно решая проблемы и вопросы в течение урока, и становится не вершителем судеб, а скорее консультантом, помогающим учащимся при продвижении по дороге знаний.










15