Тема: Уроки Чехова, или Смешное и грустное в рассказе «Хамелеон». Цель: 1. Сформировать у учащихся представление о личности русского писателя А. П. Чехова. 2. Научить учащихся понимать содержание рассказа «Хамелеон» и видеть его художественные особе
Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»
Цель:
1.Углубить представление учеников о комическом в литературе;
2.Совершенствование навыков работы по комплексному анализу текста, развитие речи;
3.Воспитание чувства уважения к людям.
Методические приемы: работа по учебнику, рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.
Ход урока
I.Орг. момент
Слово учителя.
- Ребята, сегодня мы познакомимся с рассказом А.П.Чехова «Хамелеон». На этом уроке определим, в чем же смысл названия рассказа, почему рассказ назван «Хамелеоном» и кого же считает А.П. Чехов «хамелеоном».
II.Выразительное чтение рассказа «Хамелеон»
Читает учитель. Потом по цепочке сами учащиеся.
III. Работа над рассказом
Словарная работа: анализ слов в сносках
Хамелеон – вид ящериц, способных быстро менять окраску (цвет кожи) в зависимости от окружающей среды; переносное значение – человек, легко меняющий свои взгляды, убеждения, симпатии.
Городовой (устарелое) – в царской России: низший чин городской полиции.
Конфискованный – здесь: отобранный у торговца на базаре.
Не пущай (просторечное) – не пускай.
Борзой щенок – щенок собаки охотничьей породы.
Золотых дел мастер (устарелое) – мастер по изготовлению предметов из драгоценных металлов, ювелир.
Мировой (устарелое) – в царской России: судья, разбиравший мелкие дела.
Лягавый – относящийся к особой породе охотничьих собак.
Вестимо (устарелое, просторечное) – конечно, известно, разумеется.
Шинель – это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина.
Пальто – это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.)
Аналитическая беседа
- Смысл названия рассказа, дать определение: кто такой хамелеон.
- Кто герои рассказа?
- О каком событии повествует рассказ?Ученик:( Героями рассказа Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. Событие, о котором рассказывает Чехов, тоже бытовое, обыденное – человека укусила собака.)
- Как начинается рассказ «Хамелеон»? (Имена главных героев помогают нам лучше их понять. Очумелов, Хрюкин – это говорящие фамилии.)
- Один из приемов раскрытия образа героя в художественном произведении – это художественный деталь. Давайте сейчас перечитаем начало рассказа и понаблюдаем, как А.П.Чехов знакомит читателя со своим героем?(чтение первого абзаца).
Комментарий учителя:
Первое, на что обращаем внимание, это на его фамилию. Очумелов – от слова очуметь, т.е. одурелый, совсем потерявший соображение. Во-вторых, говоря об Очумелове, представляя его нам, Чехов называет только две вещи, две детали: новая шинель и узелок, ничего не говоря о его внешности, фигуре, выражении глаз. И это неспроста: значит это самое главное в нем, не его душевные качества.
- А узелок и конфискованный крыжовник, что означает эти детали?(Вседозволенность. Скорее всего, в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку. Очень важная деталь – крыжовник – мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован (отобран)).
Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.
- Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему Елдырин – пальто?(Слово «шинель» употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит «пальто», и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.)
- Еще какими способами раскрывается образ героя?(Его поступками.)
- Проследим по тексту: сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение относительно собаки? От чего это зависит?
Ученик:(В рассказе наблюдается 6 таких смен. Первое, так сказать, законное решение – уничтожить собаку и наказать хозяина. И в словах Елдырина звучит вопрос: « как она могла тебя укусить?» Очумелов берет собаку под защиту. После сомнений городового он вновь требует истребить собаку. И опять предположения городового: «А может быть, и генеральская» Собаку Очумелов опять берется защищать. После ответа повара принимается новое решение: «Истребить, вот и все.» Но повар сообщает, что собака генералова брата. И лицо Очумелова заливается улыбкой умиления.)
- В чем сущность характера Очумелова?
Ученик:(Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Он предстоит перед нами как символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Нет у Очумелова человеческого достоинства и чести.)
- В какой форме написан рассказ?
Ученик:(В форме диалога.)
Слово учителя
- Ребята, вы, наверно, устали. Давайте немножко отдохнем и сделаем физминутку.
Физминутка
Поверните голову направо, потом налево;
Наклонитесь вперед – назад;
направо-налево;
вперед-назад.
Закройте глаза и подумайте о чем-нибудь приятном.
Откройте глаза, посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу.
- Ну, а сейчас давайте обратимся к названию рассказа. Слово «хамелеон» нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он?
- Достаточно ли знать только прямое значение слова?
(Нет, Чехов употребляет это слово в переносном значении. Хамелеон – это человек, который меняет свое мнение в зависимости от окружающей обстановки. Очумелов меняет свое мнение в зависимости от чина хозяина собаки.)
- Кого еще из героев рассказа можно назвать « хамелеоном» ?
( В состоянии «хамелеонства» находятся все участники сцены на базарной площади: и Елдырин, и Хрюкин, и толпа.)
IV. Итоги урока
- Опираясь на сегодняшнюю нашу беседу, сделайте вывод. Если бы вы были на месте Очумелова, как бы вы поступили и почему?
- Какие эпизоды, диалоги, поступки героев рассказа «Хамелеон» показались вам смешными, какие – горестными, грустными?
- Как с помощью речи героев определяется их характер?
Домашнее задание
- Дома еще раз прочитать рассказ и подготовиться к тестированию.
- Нарисовать портрет Очумелова.
Выставление оценок
- На этом уроке вы очень хорошо, активно работали. Многие смогли заработать хорошие оценки и высказать свое мнение. Тем, кто хорошо отвечал, ставлю «пятерки» и «четверки». Молодцы, ребята!
Использованная литература:
Учебник-хрестоматия для 7кл. нац. шк.: в 2-х частях. Ч. I /авт.-сост.: Е.В.Ефремова, А.М.Мансурова, К.М.Нартов и др.; Под ред. К.М.Нартова. – 5-е изд.- СПб.: «Просвещение», 2001.- 367с.
Литература. 7 класс: поурочные планы по ученику-хрестоматии В.Я. Коровиной / авт.-сост. Н.Я. Крутова, С.Б. Шадрина. – Изд. 2-е, 2009. – 255с.
Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. Авт.-сост.: Золотарева И.В., Егорова Н.В. – 3-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2007. – 400с.
®ђЗаголовок 815