Буклет к уроку «Авторский замысел произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума» и его интерпретация (сценическая трактовка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)».
Образовательные: отработать навыки анализа интерпретации художественного произведения (театральная постановка Юрия Бурэ «Горе от ума. Мильон терзаний в 2-х действиях» (Курский государственный драматический театр им. А.С. Пушкина)); обобщить и систематизировать знания по теории литературы по теме «драматические произведения». Развивающие: развивать эмоционально-ассоциативную сферу мышления учащихся, познавательные интересы; творческое мышление и т.д.
Воспитывающие: воспитание чувства достоинства, порядочности, доброты, благородства и других нравственных качеств человека.
Планируемые результаты обучения
познавательные УУД: читать и слушать, извлекая нужную информацию; осуществлять операции анализа, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы, строить речевые высказывания;
коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем (слушать и отвечать на вопросы), одноклассниками, участвовать в общей беседе, формулировать собственные мысли, осуществлять совместную деятельность в группах, отстаивать свою точку зрения;
регулятивные УУД: осваивать различные виды деятельности, адекватно оценивать свои достижения;
личностные УУД: осознание ответственности за высказывание, значения языка художественной литературы и искусства в формировании художественного смысла , работа над развитием и совершенствованием своей устной и письменной речи.
Цели и задачи урока
Методы, использованные на уроке, являются реализацией системно-деятельностного подхода в обучении:
- метод проблемного диалога;
- метод дискуссии;
- кейс-метод.
Учебный материал на протяжении всего урока работает на организацию посильного поиска и исследования.
Сами формулировки заданий на уроке (докажите, сравните, сделайте вывод, придумайте) направлены на развитие познавательных УУД. С помощью проблемного диалога формируются регулятивные УУД. Сотрудничество обучающихся при выполнении заданий в коллективной работе даёт возможности для формирования коммуникативных и личностных УУД.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Сведения об учителе:
Щелкунова Елена Александровна закончила Нижегородский государственный педагогический университет в 2011 году по специальности «Учитель русского языка и литературы».
В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №49» педагог работает с февраля 2016 года. Общий педагогический стаж – 1 год.
На данный момент учитель ведёт кружок литературного краеведения для 5 – 6 классов в своей школе.
Эл. почта: alyonushka1008@mail.ru
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №49»
Адрес: г. Курск, ул. Дейнеки, д. 36
Учитель русского языка и литературы: Щелкунова Елена Александровна
Урок литературы: «Авторский замысел произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума» и его интерпретация (сценическая трактовка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)».
Раздел программы: «Из литературы 19 века».
Класс: 9
г. Курск
2016 год
Содержание кейсов:
Кейс №1.
Задачи: проанализировать оформление спектакля Ю. Бурэ, сравнить режиссёрскую и авторскую позицию.
Литературоведческие понятия: ремарка, принцип трёх единств.
Вопросы:
- Проанализируйте танцевальные вставки в спектакле перед разными мизансценами. Обратите внимание на движения актёров, что они символизируют? Какой интерпретационный смысл режиссёр вложил в эти эпизоды? Почему все герои пьесы, кроме Чацкого, в танцах-связках надевают маски?
-Какие декорации использует режиссёр? Почему он отказывается от ярких декораций? Сравните ремарки художественного текста с режиссёрской интерпретацией. Совпадает ли авторское видение с видением Ю. Бурэ?
- Кто из актёров, на ваш взгляд, лучше всего справился с ролью? Почему?
Кейс №2.
Задачи: проследить, как интерпретация текста может повлиять на понимание смысла художественного произведения.
Литературоведческие понятия: драма как род литературы, монолог, диалог.
Задание:
- Прочитайте ключевой диалог Молчалина и Чацкого (Д.3, Я.3) так, чтобы слушатели по-разному могли интерпретировать его смысл.
Кейс №3.
Задачи: прокомментировать режиссёрское видение концовки пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Литературоведческие понятия: жанры драматического произведения (трагедия, комедия), действие, явление.
Вопросы:
- Как вы думаете, что означает хлопок, раздавшийся в конце театральной постановки?
- Какие варианты трактовки пьесы вы можете предложить?
- Как вы относитесь к такому смелому авторскому решению?
Проведению урока предшествовала подготовка – 9 классы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №49» в полном составе посетили спектакль Ю. Бурэ «Горе от ума. Мильон терзаний Чацкого» в Курском государственном драматическом театре им. А.С. Пушкина.
1. Мотивационный этап
Эпиграфом к уроку послужили слова В. Г. Белинского « Театр!... Любите ли вы театр так, как люблю его я». Это высказывание ставит перед обучающимися учебную проблему – требуется ответить на вопрос критика. Также в рамках этого этапа определяются цели и задачи урока.
Открыв брошюру, читатели увидят этот заголовок первым. Кратко и емко укажите предлагаемые продукты и службы.
Составьте яркое и интересное описание, чтобы брошюру захотелось прочитать полностью. Предметная область такого вступления должна быть достаточно узкой, чтобы она адекватно охватывала все задачи, представленные в брошюре.
2. Этап открытия нового знания, самостоятельная работа.
Здесь обучающимся предлагается разбиться на три группы (по 6 -7 человек). Каждая группа получает по кейсу со списком вопросов. Кейсы направлены не только на анализ интерпретации пьесы А.С. Грибоедова, но и содержат актуализацию знаний по теории литературы.
3. Включение нового материала в систему знаний
Учитель помогает обучающимся решить заявленные в кейсах проблемы, сделать выводы по каждому кейсу.
4. Рефлексия
Обучающиеся формулируют ответ В.Г. Белинскому, отвечают на вопрос: «За что можно любить театр?».
5. Домашнее задание
Домашнее задание – двухуровневое:
- аналитическое: посмотреть в Интернет-ресурсах другие сценические трактовки «Горя от ума» и написать на них рецензию;
- творческое: представить и описать, как бы развивались события и что было бы с героями, если бы действие пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» было перенесено в наши дни.
Ход урока:
13afiche gore preview . 2
1 @`ЂАЗаголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 715