Использования возможностей программы Google Планета Земля при реализации программы дополнительного образования «Топонимика донского края»

Использования возможностей программы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] при реализации программы дополнительного образования «Топонимика донского края»
Заместитель директора
по воспитательной работе
ГКОУ РО школы-интерната
VI вида г. Волгодонска
Хлоповских М.Н.,
учитель русского языка и литературы,
кандидат философских наук Полякова

Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и я научусь.
Китайская пословица

С 2015-2016 учебного года в ГКОУ РО школе-интернате VI вида г. Волгодонска реализацуется лингвокраеведческая программа дополнительного образования «Топонимика Донского края» с использованием спутниковой системы Google Планета Земля.
Программа представляет собой исследовательскую, коррекционно-развивающую работу на основе изучения топонимики Донского края, направлена на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории. Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития обучающихся VI вида, а также психофизических процессов воспитанников, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития и успеваемости. Программа направлена на личностно-ориентированное обучение.
Актуальность  изучения данной программы ««Топонимика Донского края» с использованием программы Google Планета Земля продиктовано повышенным интересом обучающихся к изучению родного края, окружающих топонимических объектах. Полные и глубокие знания обучающихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.
Цель программы – формирование методологии процесса лингвокраеведчекого познания топонимических объектов своей местности на основе организации исследовательской, проектной деятельности с использованием программы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Задачи:
развитие комплексных знаний и умений  лингвокраеведческих особенностей о своем родном крае во всем её многообразии и целостности;
овладение умениями  анализировать образования топонимических понятий и применять полученные теоретические знания  на практике;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей в процессе наблюдений, исследований  состояния топонимических объектах, готовность к качественному её улучшению;
воспитание любви к родному краю, гражданской позиции, самореализации во всех сферах деятельности человека.
Главная идея программы: включить обучающихся в практическое осмысление проблем родного края с применением программы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], осознание необходимости использования лингвокраеведческие знания на уровне функциональной лингвистической грамотности.
Содержанием программы дополнительного образования «Топонимика Донского края» реализуется идея авторского замысла рассмотреть с помощью программы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] процессы, явления, лингвистические события общества  на планетарном и локальном уровнях, как целостную систему топонимических объектах. Обучающиеся включаются в поиск информации, на бумажных и электронных носителях выдвижение гипотез, эффективное преобразование комплекса ранее полученных знаний и умений из различных дисциплин. Предлагается использование разнообразных методов обучения: информационный, теоретический, проблемно-поисковый.
Результатом реализации программы является способность применять лингвокраеведческие знания в реальной жизни  на уровне решения проблем личностно и для общества значимых, а также воспитание духовно-нравственной культуры, готовность к полезной общественно-лингвистической деятельности. 
Основным аспектов программы «Топонимика донского края», является топонимика. Топонимика- это наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие. Является интегральной и сочетает в себе географию, историю и лингвистику.
Учащимся особенно интересна работа в спутниковой системе Google Планета Земля. С её помощью воспитанники могут не только увидеть космические снимки, но и получить подробную информацию о гидронимах ,годонимах ,дремонимах и о других топонимических объектах родного края. Данная программа даёт поистине уникальную информацию о топонимах.
Функция «Просмотр исторических изображений» также даёт возможность увидеть снимки, сделанные в различные временные промежутки (начиная с 2002 года), что позволяет выявить определить изменения, произошедшие с топонимическими объектами. Такой вид исследовательской работы позволяет сформировать конкретную цель - результат деятельности.
Таким образом, использование программы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]– удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в учебно-воспитательный процесс элемент новизны, повысить интерес обучающихся к приобретению знаний, создать особую увлекательную среду познания. Наверное, поэтому к учителю, использующему на занятиях информационные технологии, наблюдается больший интерес школьников. Такой учитель идёт в ногу не только со временем, но и с ребятами. Безусловно, такое движение даёт плоды, которые благоприятно сказываются на результатах обучения

Литература:
1. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Школа-пресс, 2014.
2. Гузеев, В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2013.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2000.
5. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы и перспективы. – СПб.: Школа, 2000.
6. Леванина, Н.Н. В новый век - с новыми технологиями // Информатизация учебного процесса. – 2007. - №7.
7. Панкова, Т.М. Разработка обучающих ресурсов в среде мультимедиа. Материалы 2-ой и 3-ей конференции по ДО. – М., 2007.











15