Конспект урока истории «Заселение сивинских земель»
Учитель истории и обществознания МБОУ «Сивинская СОШ» с.Сива, Пермского края, Сивинского района Москвина Ирина Ивановна
Урок «Заселение сивинских земель», 11 класс.
Цель урока: систематизация знаний о процессе освоения земель Сивинского края.
Задачи урока: 1) повторить понятие «исторический источник»;
2) исследовать документ «Царская грамота»;
3) ознакомиться с фотодокументами по освоению Сивинского края.
Ход урока.
Работа по группам:
1) изучение грамоты о Перми;
2) исследование грамоты о Сиве;
3) составление прогноза о развитии региона.
Исторический источник как способ создания хроники событий.
Изучение различных исторических источников, документов – одно из важнейших условий выполнения целей школьного курса истории. Современный урок невозможно представить без аналитической работы с источниками. Их использование позволяет решить ряд взаимосвязанных задач: сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их, проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей; развить мышление учащихся, научить самостоятельно делать правильные выводы и обобщения; формировать оценочную деятельность учащихся, их познавательные возможности.
Общеизвестно, что исторические источники – это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших факты, свершившиеся события. Чем шире, разнообразнее источниковедческая база, тем достовернее будет представлена картина прошлого.
Демонстрация вещественных источников: орудия труда, предметы обихода. Какая информация становиться доступной при их исследовании? ( образ жизни, освоенные материалы, уровень технологии)
Науки , которые изучают источники: археология., палеография, сфрагистика, археография, топонимика, источниковедение.
Вид документа
Типология вопросов и заданий к нему
1. Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.
Когда, где, почему появился этот документ? (Опишите исторические условия его создания.)
Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности?
Объясните основные / новые понятия, употребляющиеся в тексте документа.
Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь он в целом?
Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах?
К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа?
Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа: судебное дело, выступление оппозиции и т.п.
4. Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения
Какие исторические факты излагаются в документе?
Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события.
Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе летосчисления.
Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий?
По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания?
В чем позиция автора совпадает / не совпадает с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение / несовпадение можно объяснить?
Оцените значимость этого документа в сопоставлении с аналогичными историческими сочинениями этого периода или посвященными этим же историческим событиям
Анализ документа Екатерины Великой
Пермский край - столица г. Пермь.
Документ об учреждении губернского города.
Сивинские земли. Этапы освоения.
Что для вас значит сивинский край? (аллея, герб района (геральдика), виды природы)
Грамота царя воеводе Астафьеву. Анализ источника.
Фотографии «Хуторское хозяйство Сивинских земель». Кто осваивал земли? Какие резервы использовались? Моменты технологии постройки жилого дома на Урале.
Таким образом, освоение наших земель началось в 17 веке. Прошло более 300 лет. Какие перспективе вы бы прогнозировали для нашей малой родины? (видеосюжет).