Конспект урока по информатике 9 класс Кодирование звуковой информации

Конспект урока информатики в 9 классе по теме «Кодирование звуковой информации».
Выполнила: Учитель информатики Хадыева Е.С.
К конспекту прилагается презентация «Кодирование звуковой информации».
Повторение. Мы уже знаем, как кодируется графическая информация в памяти компьютера. Напомните мне, зачем мы решили графическую информацию закодировать в память компьютера? (Ответ: Человечество накопило огромное количество картин, иллюстраций и т.д., т.е . графической информации, которая исчезает с лица земли и нужны огромные хранилища, чтобы ее хранить.) Сегодня мы дальше наводим «порядки» в хранилищах информации планета Земля.
Отгадайте анаграмму, как звучит наша новая тема? Слайд 1.
1 ряд – первое слово,
2 ряд – второе слово,
3 ряд – третье слово.
Правильно «Кодирование звуковой информации». Слайд 2.
Давайте вспомним, какая информация называется звуковой, и приведем пример. (Всё что мы слышим, человеческая речь, пение, шелест это и есть звуковая информация).
Наша задача, в наведении «порядка»: узнать, как звуковая информация представлена в памяти компьютера.
До компьютера люди хранили звуковую информацию на аудиокассетах, на полках шкафа. Они занимали много места, ломались, были очень недолговечны и т.д. Делаем вывод: было бы удобно хранить звуковую информацию в компьтере, аналогично графической информации. А как это сделать?
Объяснение нового материала. Практическая работа. Далее я предлагаю новую тему разбить на вопросы. Каждый ученик получает по вопросу (если детей больше, чем вопросов, то по 2 человека на вопрос) и далее на просторах Интернета находит ответ на свой вопрос. Ответ оформляет в виде 1 слайда. Критерии для оформления слайда и последующей оценки:
Все, что написано на слайде, ученику должно быть понятно, то есть на понятном ему языке, а не на языке спец.литературы;
Слайд должен быть наглядным, чтобы буквы были видны. Не был нагроможден огромным количеством текста, наличие иллюстрации приветствуется;
Приведен пример (если это возможно);
Лаконичность. (Предупредить ребят о том, какое количество информации у них будет написано в слайде, такое количество информации они законспектируют в тетрадь.)
Слайд 3. На эту работу отводится 10-12 минут.
Проверка практической работы. После того как ребята подготовили ответы на вопросы, через «удаленный доступ» каждый слайд выводим через проектор на большой экран, и слушаем «защиту». Каждого ученика оцениваем по выше изложенным критериям. Чтобы выступления ребят вытекали одно из другого. Предлагаю план беседы:
К 1 вопросу. Для того чтобы закодировать информацию она должна быть «материальной». В нашем случае со звуковой информацией это так? Что из себя представляет звук?
Открываем слайд ребенка, который отвечает на 1 вопрос. Если ребенок не до конца раскрыл ответ, предложите свой вариант. Слайд 4. Оформляем конспект в тетрадях и ставим оценку выступающему.
Ко 2 вопросу. Вы сказали, что чем больше интенсивность звуковой волны, тем громче звук. В чем измеряется громкость звука?
Открываем слайд ребенка, который отвечает на 2 вопрос. Если ребенок не до конца раскрыл ответ, предложите свой вариант. Слайд 5. Оформляем конспект в тетрадях и ставим оценку выступающему.
Практическая работа. Предлагаю найти в интернете следующую информацию: на любом сайте интернет магазина бытовой техники
1 ряд - уровень шума любой стиральной машины автомат (и выбрать оптимальный вариант),
2 ряд - уровень шума любой посудомоечной машины автомат (и выбрать оптимальный вариант),
2 ряд - уровень шума любого холодильника (и выбрать оптимальный вариант).
К 3 вопросу. В последнее время, в информационной сети, стало появляться все больше информации о переходе с аналогового радиовещания на цифровое, в связи с этим, появляется много вопросов по данной тематике. Для начала, давайте разберемся, что это такое "аналоговый" сигнал.
Открываем слайд ребенка, который отвечает на 3 вопрос. Если ребенок не до конца раскрыл ответ, предложите свой вариант. Слайд 6. Оформляем конспект в тетрадях и ставим оценку выступающему.
К 4 вопросу. А теперь давайте выясним, что такое цифровой сигнал?
Открываем слайд ребенка, который отвечает на 4 вопрос. Если ребенок не до конца раскрыл ответ, предложите свой вариант. Слайд 7. Оформляем конспект в тетрадях и ставим оценку выступающему.
К 5 вопросу. С определениями разобрались. А как же происходит оцифровка звука?
Открываем слайд ребенка, который отвечает на 5 вопрос. Если ребенок не до конца раскрыл ответ, предложите свой вариант. Слайд 8. Оформляем конспект в тетрадях и ставим оценку выступающему.
К 6 вопросу. Давайте поподробнее узнаем, что такое частота дискретизации звука?
Открываем слайд ребенка, который отвечает на 6 вопрос. Если ребенок не до конца раскрыл ответ, предложите свой вариант. Слайд 9. Оформляем конспект в тетрадях и ставим оценку выступающему.
К 7 вопросу. Влияет на что - нибудь количество замеров величины сигнала, осуществляемых в одну секунду?
Открываем слайд ребенка, который отвечает на 7 вопрос. Если ребенок не до конца раскрыл ответ, предложите свой вариант. Слайд 10. Оформляем конспект в тетрадях и ставим оценку выступающему.
Итог. Давайте проведем рефлексию. Ребята по цепочке высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
Домашнее задание. Знать содержание сегодняшнего конспекта. Оценки за урок.
15