Конспект урока литературы в 10 классе -Роман Ф.М.Достоевского -Преступление и наказание-
Тема урока: Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Цель: развитие нравственных качеств, личной ответственности за свои действия и поступки.
Задачи:
1. Обучать анализу текста.
2. Готовить к написанию сочинения.
3. Учить интерпретировать текст.
Проблема: отношение к преступнику проблематично.
Проблемный вопрос:
В чём преступление и в чём наказание Раскольникова?
Варианты решения:
убил другого человека, в себе совесть, свою душу;
наказан каторгой, угрызениями совести, душевными мучениями.
Оптимальный вариант: Совершено двойное преступление – против себя и другого человека, поэтому и наказание следует двойственное – осуждён за убийство и мучает себя сам.
Комментарий хода урока
Развитие личностных качеств (значимых для предпринимательской деятельности) и психических процессов
Способы развития
Звучит тревожная музыка.
Аудиальный канал
Создаётся атмосфера небольшого эмоционального напряжения, предваряющая серьёзный разговор на нелёгкую тему.
Сравнение Петербурга в изображении Достоевского и Пушкина (учащиеся читают отрывки из произведений).
Умение сравнивать
Аудиальный канал
Учитель предлагает увидеть разницу в изображении Петербурга у разных авторов.
Учащиеся выявляют черты различия: у Пушкина Петербург светлый и весёлый, у Достоевского мрачный.
Работа с текстом произведения.
Найти описание комнат персонажей романа.
– На что похожи? Как живут их обитатели?
Визуальный и кинестетический каналы восприятия
Эмоциональность
Учитель предлагает подобрать сравнения к комнатам персонажей.
Учащиеся описывают комнаты и передают своё эмоциональное состояние от прочитанного (тяжесть, мрачное настроение).
– Какой выход нашёл герой из непростой жизненной ситуации?
Прав ли он?
Аналитичность мышления
Обращение к социально-значимому опыту учащихся
Учитель предлагает задуматься над тем, так ли уж ситуация безвыходна.
Учащиеся отвечают на вопрос, дополняя его своим суждением о том, правомерен ли, необходим ли совершённый поступок?
Проблемные вопросы:
- Какое общество породило теорию Раскольникова (человеколюбивое или человеконенавистническое)?
- Если политика в государстве допустит пролитие «крови по совести», что станет с его обществом?
Глубина мышления
Умение видеть на шаг вперёд (воображение)
Вопросно-ответный ход рассуждения.
Учитель использует проблемные вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет»; вопросы, содержащие выбор ответа из двух предложенных вариантов, и обоснование одного из них.
Учащиеся формулируют проблемный вопрос.
Задание для работы в группах: найти сходство в чертах характера Раскольникова и Свидригайлова.
Умение сравнивать
Умение работать в команде
Навыки публичного выступления
Учитель предлагает выявить сходство в чертах характера на основе сходства идей (циничность, эгоизм).
Учащиеся в ходе групповой работы сравнивают характеристики героев и выявляют сходство.
Инсценирование отрывка «Разговор Раскольникова и Сони» учащимися
Артистизм
Визуальный и аудиальный каналы восприятия
Эмоциональность
Умение слушать и слышать
Учащиеся наблюдают за выступлением своих товарищей, представляя происходящее как рядовую жизненную ситуацию.
– Какой выход предпочёл Раскольников из сложившейся ситуации? А Свидригайлов?
Умение сравнивать
Эмпатия
Учитель предлагает найти различия в поведении и поступках героев.
Учащиеся оценивают поведение двух разных героев с точки зрения приемлимости.
Задание для работы в группах: найти доказательства готовности Родиона Раскольникова изменению, возрождению.
Системность мышления
Аналитичность мышления, аргументированность,
Умение выделять главное
Учитель предлагает найти в тексте отрывки, характеризующие изменения в Р.
Ученики доказывают, что такие изменения действительно произошли, подтверждая найденными отрывками.
- В нашем селе есть семьи, которые находятся в трудном положении?
- Как можно им реально помочь? Что посоветовать?
Обращение к социально-значимому опыту уч-ся
Толерантность
Реалистичность
Умение решать проблемы
Учитель приглашает детей принять участие в диалоге на тему «От тюрьмы и от сумы не зарекайся».
Учащиеся отвечают на вопросы и реплики других уч-ся, ища в коллективном обсуждении пути решения проблемы.
Разноуровневое домашнее задание:
разгадать кроссворд по тексту произведения,
нарисовать образ Р.,
написать сочинение-рассуждение «Тварь ли я дрожащая или право имею».
Свобода выбора
Учитель предлагает выбрать одно из 3-х заданий:
репродуктивное задание, направленное лишь на воспроизведение информации,
задание, направленное на развитие образного мышления и творческих способностей,
задание, направленное на развитие логического мышления и творческих способностей.
Учащиеся выбирают задание в соответствии со своим желанием.
Подведение итога урока:
Ответ на проблемный вопрос «В чём преступление и в чём наказание Раскольникова?»
Системность мышления Учитель и учащиеся приходят к единому выводу в ходе коллективной дискуссии.
Учитель задаёт проблемный вопрос и предлагает варианты ответа.
Учащиеся отвечают на проблемный вопрос, выбирая оптимальный вариант.
Рефлексия:
- Легко ли было читать эту книгу?
- Кто из героев вызывает наибольшую симпатию?
- Антипатию?
- Что принимаете в Р.?
- Что отвергаете?
- Чему научил вас этот роман?
Рефлексивность мышления
Умение отстаивать свою точку зрения
Умение грамотно аргументировать
Учитель проводит рефлексию в форме дискуссии по заданным вопросам.
Учащиеся оценивают степень полезности урока и своё состояние на нём, высказывают свои мысли и чувства по поводу прочитанного.
Оценивание.
Умение оценивать
Учащиеся озвучивают самооценку групп.
Учитель даёт словесный комментарий отметкам.
15