Внеклассное мероприятие по русскому языку (1-2 класс). Игра «В стране выученных уроков».
Внеклассное мероприятие по русскому языку (1-2 класс). Игра «В стране выученных уроков».
Цели: обобщение и углубление знаний учащихся по темам: «Алфавит», «Звуки речи», «Ударение».
Задачи:
в игровой форме повторить материал, изученный на уроках русского,
способствовать обогащению словарного запаса детей;
развивать устную речь учащихся, фонематический слух школьников;
развивать орфографическую зоркость, память, внимание;
воспитывать любознательность, интерес к изучению русского языка.
Оборудование: касса букв и слогов, орфографический словарь, карточки со словами «ФОНЕТИКА», «ОРФОЭПИЯ», карточки со словами, пословицами, флажок, жетоны.
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово. Русский язык - один из самых интересных школьных предметов. Сегодня мы с вами окажемся в самом центре шумного веселья в мире грамматики, узнаем, как играют буквы и звуки в прятки, жмурки, позабавимся маскарадом звуков.
Русский язык не прост в изучении, имеет множество правил, орфограмм и упражнений. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие «В страну выученных уроков», вспомним, что такое АЛФАВИТ, ЗВУКИ РЕЧИ, УДАРЕНИЕ.
Класс делится на команды .
2. Знакомство с правилами игры.
Команда, которая ответила на первый вопрос, имеет право ответа на следующий. Команда, давшая правильный ответ, получает флажок. В случае ошибки флажок передаётся следующей команде. За правильные ответы участники команд получают жетоны. В конце игры количество жетонов подсчитывается. Победительницей считается команда, получившая большее количество жетонов.
3. УРОК 1. АЛФАВИТ.
Викторина.
1) АЗБУКА – это слово вам всем хорошо известно. Появилось оно тысячу лет тому назад из названий двух первых русских букв. Из каких букв?
(Буква А называлась «аз», а буква В –«буки». Из этих названий «аз» и «буки» и получилось русское слово «азбука»).
2) Сколько букв в алфавите?
3) Какие буквы алфавита не обозначают никаких звуков?
4) Какие буквы никогда не бывают в начале слова?
5) Каких букв больше, гласных или согласных?
6) Чего в русском языке больше, звуков или букв?
7) В чём разница между словами «алфавит» и «азбука»?
(Слово «Алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая - «вита».)
Игра «Прочитай без запинки».
Задание: правильно назвать буквы.
К Х Ш Щ Й П Т Ч Ц Л М Н Р С
Игра «Что пропало?»
Подготовленные ребята читают стихотворение-загадку Б. Заходера. Будьте внимательны. 33 родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж –
· прикатили на еже,
З, И, К, Л, М, Н, О – дружно вылезли в окно.
П, Р, С, Т, У, Ф, Х – оседлали петуха
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я – все теперь мои друзья.
Учащиеся называют «пропавшие» буквы: Ё, Й, Ь, Ъ, Ы.
Что такое алфавит? Для чего нужен алфавит?
Алфавит надо знать, так как по алфавиту располагаются слова в словарях, справочниках, книги на полках в библиотеке, по алфавиту составляются списки людей, книг, городов и т. д.
Игра «Найди своё место».
На доске - карточки со словами:
СДАЧА
САМОВАР
СЛОВО
СВЁРТОК
СИГНАЛ
Задание: расположить слова в алфавитном порядке.
6. «Одна буква – новая пословица».
Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Так случилось с некоторыми поговорками: они стали просто смешными. А какие они были?
Машу маслом не испортишь.
Лес рубят - кепки летят.
Знает мошка, чьё мясо съела.
4. УРОК 2. «ЗВУКИ РЕЧИ».
- Ребята, кто поможет слову найти слог «ФОНЕ( )КА? Что изучает эта наука?
(Фонетика - наука о языке, в которой изучаются звуки речи.)
- Чем отличаются буквы и звуки? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.)
Игра «Произнеси правильно».
Мама мыла мылом Милу.
У пенька опять пять опят.
Два щенка, щека к щеке, щиплют щётку в уголке.
Свинья тупорыла полдвора изрыла.
- На какие две группы делятся все звуки?
- Какими гласными обозначается мягкость согласных звуков?
Игра «Посчитай-ка».
На доске записано предложение. Одна команда подсчитывает все мягкие согласные звуки, вторая – все твёрдые согласные, а третья - все гласные.
Повторенье – мать ученья.
- Молодцы! Кто объяснит пословицу?
5. УРОК 3. «УДАРЕНИЕ».
В русском языке орфоэпия тесно с ударением. «Орфоэпия» - значит «правильное произношение, правильная речь».
- Продолжите фразу: «Ударение всегда падает на (гласный звук).
Игра «Ударение - волшебное превращение».
Задание: измените место ударения так, чтобы получилось новое слово, и запиши его рядом с данным. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.
Каждой команде даются слова:
1. ХЛОПОК, ПОЛКИ, СТОИТ, СУШУ.
2. ЗАМОК, ПОТОМ, ДОРОГА, СТРЕЛКИ.
3. КРУЖКИ, МУКА, ПЛАЧУ, СОЛЬЮ.
«Правильно или нет?» Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.
Прочтите предложение и ответьте на вопрос: «Когда данный результат сложения можно считать правильным?»
- Итак, какую роль играет ударение в слове?
(Оно помогает точно выражать смысл каждого слова.)
6. Подведение итогов. Награждение команд.
- Молодцы, ребята! Вы показали отличные знания. Спасибо за игру.
Использованная литература:
Воспитание школьника. № 3, 2003 г.
Открытые уроки в начальной школе. Москва, 2007 г.
Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. Москва, 2002 г.