Статья для районной газеты Приилимье Каждый ли ребёнок готов к школе?

Каждый ли ребёнок готов к школе?

Более 30 лет я работаю учителем начальных классов. За это время мне доводилось сталкиваться с разными методиками обучения в начальной школе и наблюдать за усвоением учебного материала детьми с разным уровнем подготовки и способностей. С первых дней обучения детей по развивающей программе я приходила к мысли, что она не каждому ребёнку под силу. Я не давала этой мысли развиться, т.к. думала, что я недостаточно овладела данной методикой. В этом году я очередной раз набрала первый класс. И теперь я твёрдо уверена, что программы развивающего обучения доступны не каждому ребёнку. Попытаюсь это объяснить.
Традиционная программа предполагает в первую очередь отработку учебных навыков, а психологическое развитие ребёнка должно происходить как бы само собой. Навык, отработанный репродуктивным способом, в принципе доступен любому нормальному ребёнку. Используемый при этом принцип «делай, как я» основывается на работе памяти, которая представляет собой уникальный психологический процесс, поддающийся развитию в любом возрасте и не имеющий никаких возрастных ограничений.
Развивающие же методики предполагают прежде всего развитие более сложных процессов – мышления и воображения, а они развиваются скачкообразно и зависят от возраста. Здесь-то и возникает главная проблема.
Наши методики оперируют абстрактными понятиями числа, буквы, слова. Абстрактное мышление у детей в норме развивается к семи годам, у кого-то чуть раньше. Между тем есть вполне здоровые дети с замедленным индивидуальным темпом развития. А сколько у нас появилось больных, ослабленных детей и, как следствие этого, отстающих в развитии основных психических процессов. Сегодня в моём классе таких детей процентов 60-70.
Но если у ребёнка ещё нет абстрактного мышления и он мыслит образами конкретных предметов, существующих в природе, тогда обучение вообще становится проблематичным, а по развивающей программе – тем более. При традиционном обучении даже если ребёнок что-то не поймёт в силу своих возрастных возможностей, то он это просто запомнит, отработает навык и со временем разберётся. С развивающими методиками всё обстоит сложнее. Ученик должен улавливать суть абстрактных понятий: уметь отделять звук от буквы, число от цифры, слово от предмета. Когда этот уровень не достигнут, ребёнок, не понимая, о чём идёт речь, пытается всё механически запомнить, делать всё по шаблону, по аналогии. В результате идёт интенсивное развитие репродуктивного мышления, что противоречит принципам развивающего обучения.
Это не говорит о том, что я отрицательно отношусь к методикам развивающего обучения. Они прекрасно работают при соответствующем подборе детей. В нашей школе набор детей в первый класс не велик. Поэтому нет возможности скомплектовать развитых детей в один класс. Но я не собираюсь отказываться от принципов развивающего обучения. При обучении своих ребятишек я стараюсь максимально использовать методику развивающего обучения.



13PAGE 15


13PAGE 14115




15