Статья для районной газеты Приилимье Каждый ли ребёнок готов к школе? 
Каждый  ли  ребёнок  готов  к  школе?
	Более  30  лет  я  работаю  учителем  начальных  классов.  За  это  время  мне  доводилось  сталкиваться  с  разными  методиками  обучения  в  начальной  школе  и  наблюдать  за  усвоением  учебного  материала  детьми  с  разным  уровнем  подготовки  и  способностей.  С  первых  дней  обучения  детей  по  развивающей  программе  я  приходила  к  мысли,  что  она  не  каждому  ребёнку  под  силу.  Я  не  давала  этой  мысли  развиться,  т.к.  думала,  что  я  недостаточно  овладела  данной  методикой.  В  этом  году  я  очередной  раз  набрала  первый  класс.  И  теперь  я  твёрдо  уверена,  что  программы  развивающего  обучения  доступны  не  каждому  ребёнку.  Попытаюсь  это  объяснить.  
	Традиционная  программа  предполагает  в  первую  очередь  отработку  учебных  навыков, а  психологическое  развитие  ребёнка  должно  происходить  как  бы  само  собой.  Навык,  отработанный  репродуктивным  способом,  в  принципе  доступен  любому  нормальному  ребёнку.  Используемый  при  этом  принцип  «делай,  как  я»  основывается  на  работе  памяти,  которая  представляет  собой  уникальный  психологический  процесс,  поддающийся  развитию  в  любом  возрасте  и  не  имеющий  никаких  возрастных  ограничений.
	Развивающие  же  методики  предполагают  прежде  всего  развитие  более  сложных  процессов – мышления  и  воображения,  а  они  развиваются  скачкообразно  и  зависят  от  возраста.  Здесь-то  и  возникает  главная  проблема.
	Наши  методики  оперируют  абстрактными  понятиями  числа,  буквы,  слова.  Абстрактное  мышление  у  детей  в  норме  развивается  к  семи  годам,  у  кого-то  чуть  раньше.  Между  тем  есть  вполне  здоровые  дети  с  замедленным  индивидуальным  темпом  развития.  А  сколько  у  нас  появилось  больных,  ослабленных  детей  и,  как  следствие  этого,  отстающих  в  развитии  основных  психических  процессов.  Сегодня  в  моём  классе  таких  детей  процентов  60-70.
	Но  если  у  ребёнка  ещё  нет  абстрактного  мышления  и  он  мыслит  образами  конкретных  предметов,  существующих  в  природе,  тогда  обучение  вообще  становится  проблематичным,  а  по  развивающей  программе – тем  более.  При  традиционном  обучении  даже  если  ребёнок  что-то  не  поймёт  в  силу  своих  возрастных  возможностей,  то  он  это  просто  запомнит,  отработает  навык  и  со  временем  разберётся.  С  развивающими  методиками  всё  обстоит  сложнее.  Ученик  должен  улавливать  суть  абстрактных  понятий:  уметь  отделять  звук  от  буквы,  число  от  цифры,  слово  от  предмета.  Когда этот  уровень  не  достигнут,  ребёнок,  не  понимая,  о  чём  идёт  речь,  пытается  всё  механически  запомнить,  делать  всё  по  шаблону,  по  аналогии.  В  результате  идёт  интенсивное  развитие  репродуктивного  мышления,  что  противоречит  принципам  развивающего  обучения.
	Это  не  говорит  о  том,  что  я  отрицательно  отношусь  к  методикам  развивающего  обучения.  Они  прекрасно работают  при  соответствующем  подборе  детей.  В  нашей  школе  набор  детей  в  первый  класс  не  велик.  Поэтому  нет  возможности  скомплектовать  развитых  детей  в  один  класс.  Но  я  не  собираюсь  отказываться от  принципов  развивающего  обучения.  При  обучении  своих  ребятишек  я  стараюсь  максимально  использовать  методику  развивающего  обучения.		   
13PAGE  15
13PAGE  14115
15