Программа по работе с детьми ОВЗ, инвалидами
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Нормативно - правовым обеспечением Программы являются:
Закон РФ от 01.09.2013"Об образовании";
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России , 2009г.;Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, 9 декабря 2004 г;
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные Акты РФ по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ;
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 июля 2003 г. № 27/2967-6 (Д) «Положение о Психолого - медико - педагогической комиссии»;
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «Положение о Психолого -медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения»;
Закон Алтайского края "Об образовании в Алтайском крае", 2004 ( с изменениями от 7 октября 2009 года N 71-ЗС); Постановление Администрации края от 30.01.2013 № 37 «Об утверждении Положения об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях Алтайского края, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации №196 от 19.03.2001);
Положение о ПМПк МОУ «Егорьевская СОШ»;
Договором между МОУ и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника;
Структура документа
Программа психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов представляет собой целостный документ, включающий семь разделов:
I.Актуальность и педагогическая целесообразность Программы.
II.Цели и задачи Программы.
III.Специфика организации сопровождения в соответствии со ступенями обучения ребенка-инвалида.
IV.Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения.
V.Основные методы, средства и формы сопровождения.
VI.Ожидаемые результаты, процедура и критерии оценки эффективности Программы.
VII.Ресурсное обеспечение Программы.
I. Актуальность и педагогическая целесообразность Программы
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь. В связи с этим необходимо обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов на протяжении всего периода их обучения. Для семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе. Поэтому родителям необходимо своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в том числе социально-психологическая по преодолению их отчужденности в обществе.
Данная программа позволяет организовать сопровождение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты.
Психолого-педагогическое сопровождение - один из основных элементов инклюзивного образования. Под сопровождением в данном случае, понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей-инвалидов. Само понятие «сопровождение» следует распространять не только непосредственно на ребенка с инвалидностью, но и на других субъектов инклюзивного образовательного пространства других детей класса, группы, родителей всех детей, также на членов педагогического коллектива, реализующего это образование.
Приоритет по развитию данного направления работы в образовательных учреждениях определен в государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-р): «Детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо предоставить возможности выбора варианта освоения программ общего образования в дистанционной форме, в рамках специального (коррекционного) или инклюзивного образования, а также обеспечить психолого-медико-социальное сопровождение и поддержку в профессиональной ориентации».
В рамках основных положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761) предусмотрено: «Законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка».
Педагогическая целесообразность данной Программы:
Программа психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида - новый подход к организации психолого-педагогического сопровождения семьи. Основные принципы полностью согласуются с базовыми принципами современного педагогического процесса (принцип развития личности за счет ее собственной активности, принцип ориентации на субъект - субъективное взаимодействие, принцип непрерывности, принцип открытости, принцип гуманизации, принцип индивидуализации).
Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системный подход. Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении проблем его развития.
Новизна программы: индивидуальный подход к каждому ребенку основан на принципах педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. План работы включает в себя все виды деятельности, интегрированное взаимодействие учителей и родителей, использование запланированного, ситуативного и косвенного методов общения с детьми.
II. Цель и задачи Программы
Цель данной программы: создание условий для оказания комплексной помощи, обеспечивающей успешную интеграцию детей-инвалидов в социум.
Задачи:
1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка-инвалида;
2) помощь (содействие) ребенку-инвалиду в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
3) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка-инвалида в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;
4) психологическое обеспечение образовательных программ.
Суть психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов может состоять:
в снятии нервно-психического напряжения;
коррекции самооценки, уровня притязаний;
развитии высших психических функций: памяти, мышления, воображения, внимания;
преодолении пассивности;
формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции;
преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков
III. Специфика организации сопровождения в соответствии со ступенями обучения ребенка-инвалида следующая:
в период обучения в начальной школе (1 ступень образования) на первый план выступают вопросы определения готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, развитие творческих способностей;
при переходе в основную школу (2 ступень образования) значимыми становятся вопросы адаптации к новым условиям обучения, поддержки в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика неврозов, девиантного поведения, предпрофильная ориентация.
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования:
ступень сопровождения (начальная школа):
определение готовности к обучению в школе;
обеспечение адаптации к школе;
развитие познавательной и учебной мотивации;
развитие самостоятельности и самоорганизации;
развитие творческих способностей.
2.2 ступень сопровождения (основная школа):
адаптация к новым условиям обучения;
поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;
помощь в решении личностных проблем и проблем социализации;
формирование жизненных навыков, профилактика неврозов;
помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
профилактика девиантного поведения;
предпрофильная ориентация.
3.3 ступень сопровождения (старшая школа):
помощь в профессиональном самоопределении;
развитие психосоциальной компетентности;
профилактика девиантного поведения;
сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи итоговой аттестации.
Система работы должна быть основана на следующих принципах:
совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
опора на положительный опыт семейного воспитания.
IV.Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения:
этап
мероприятие
сроки
1этап
-диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;
-установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;
-психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;
-определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально- психологической карты семьи).
Сентябрь -октябрь 2016г.
2 этап
-реализация индивидуальной программы и групповых занятий;
-оказание необходимой помощи родителям ребенка -инвалида (консультирование, беседы, обсуждения);
-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком; -психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы; -проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;
-разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.
ноябрь 2016г. - май 2017г.
3 этап
-проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;
-анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.
май 2017г.
V.Основные методы, средства и формы сопровождения:
В Программе основными методами выбраны следующие:
Ситуация успеха. Метод используется при необходимости закрепления положительного в развитии ученика, преодоления им неуверенности в своих силах, возможности взглянуть на себя, по новому, развития стремления к объективному успеху.
Ситуация творчества. Метод заключается в создании таких условий, в которых актуализируются выдумка, воображение, фантазия ученика, способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации.
Ситуация авансирования доверием. Метод характеризуется тем, что доверие дается авансом еще неокрепшей личности, но уже готовой оправдать его.
Основные воспитательные средства и формы:
беседы;
экскурсии;
просмотр кинофильмов;
сюжетно-ролевые игры;
творческие конкурсы;
праздники;
социальные проекты;
встречи и беседы с выдающимися людьми;
виртуальные путешествия;
литературно-музыкальные композиции;
театральные постановки;
выставки;
тренинги;
наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей.
В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы следующие формы работы:
собрание;
родительская конференция;
организационно-деятельностная и психологическая игра;
собрание-диспут;
родительский лекторий;
семейная гостиная;
встреча за круглым столом;
вечер вопросов и ответов;
семинар;
педагогический практикум;
тренинг для родителей;
праздник и др.
VI.Ожидаемые результаты, процедура и критерии оценки эффективности Программы
Ожидаемые результаты – Создание коррекционно-развивающего пространства в ОУ, обогащение в процессе взаимодействия воспитательного опыта и представлений каждого родителя относительно детской и возрастной психологии, ценностное отношение к детской жизни и здоровью.
Программа достигнет наибольшего эффекта, если будет реализована как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, приглашенных специалистов и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.
Процедура и критерии оценки эффективности Программы: Эффективность проделанной работы в ходе реализации данной программы можно определить по следующим критериям:
наличие нормативно – правовой базы;
повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающихся в соответствии с программой;
накопление разработанных диагностических и методических материалов;
удовлетворенность полученных услуг;
соответствие методов и форм.
Оценить качество проводимой воспитательной деятельности и уровень сформированности того или иного качества у обучающихся можно следующими методами:
наблюдение;
анкетирование обучающихся и родителей;сбор информации;
социологический опрос;
педагогические диагностики;
мониторинг удовлетворенности (родители, педагоги).
Прогнозируемый результат:
восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;
достижение психологической коррекции мотиваций к обучению, к труду (снятие рентной установки);
реализация возможности получения полного общего образования, профессионального образования;
создание личностного образа и приобретение личностного опыта:
-личностный образ (параметры: сформированность базовой культуры личности, ценностно-смысловое восприятие мира, стремление к ЗОЖ, осмысленность поступков и осознанность действий);
- личностный опыт (параметры: ключевые компетенции; способность к самоактуализации, самоорганизации внутреннего потенциала; саморефлексии, нравственная саморегуляция поведения, профессиональные ориентиры)
VII.Ресурсное обеспечение программы:
Материально-техническое и информационно - техническое обеспечение:
канцелярские принадлежности;
компьютеры, множительная техника;
интерактивная доска;
помещение для проведения тренингов, КТД;
спортивный зал;
спортивный инвентарь;
цифровой фотоаппарат;
музыкального центра;
аудио-видеодисков и др.
2. Кадровое обеспечение:
педагог-психолог;
социальный педагог;
логопед;
учителя начальных классов;
учителя-предметники;
классные руководители.
медицинский работник
3.Информационное обеспечение:
Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. /А. Адлер. М.: 2007;
Алоева М.А. Бейсова В.Е. Настольная книга современного классного руководителя, 5-8 классы. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2006;
Аксенова, Л.И. Механизм взаимодействия общественных организаций и государственных структур в системе социальной помощи детям с инвалидностью: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Л.И.Аксенова. М, 1999;
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л.И. Акатов. М.: ВЛАДОС. 2003;
Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. 2 изд М., 2008;
Балагурова, М. А. Социальная педагогика. / М.А. Балагурова, Г.Н.Штинова, Б:П. Дьячков, Е.А. Тищенко. М, 2003;
Батова, A.B. Социально-педагогические условия интеграции детей-инвалидов в социальную среду: дис. канд. пед. наук: 13.00.01/А.В. Батова. М, 2000;
Беляева, М.А. Содержание социально-педагогической деятельности в реабилитации семьи ребенка-инвалида: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01./ М.А Беляева. Екатеринбург, 1997;
Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособ. для студентов вузов. / Ю.В. Василькова. М.: Академия, 2004;
Вайзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. /Н.П. Вайзман. -М, 1997;
Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии: 2 изд./ Т.А.Власова, М.С. Певзнер. М.: Просвещение, 1973;
Галкина Т.И. Организация и содержание методической работы в современной школе. Ростов - на- Дону, «Феникс» , 2007;
Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики /А.Д. Гонеев, H.H. Лифинцева, Н.В. Ялпаева:под ред.В.А.Сластенина- М.: Академия, 2004; Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М.:ВАКО, 2003;
Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике./Е.И. Казакова //Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб, 1998;
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьники и компьютер. ВАКО, 2007;
Кулинич Г.Н. Вредные привычки:профилактика зависимостей. М.:ВАКО, 2008;
Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: кн. для родителей /А.Р. Маллер. М.: Педагогика - Пресс, 1996;
Мирошниченко Т.А. Семья и школа: грани сотрудничества. Волгоград, 2009;
Селевко Г.С. Педагогические технологии. М.: 2006;
Серова Т.И. Григорьевская Н.Н. Формы и методы работы классного руководителя с родителями. Барнаул: САМИ, 2006;
Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе. Ростов-на-Дону. «Феникс» , 2006;
Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С. Подростки 20 века: психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. М.:ВАКО, 2006.
План мероприятий,
посредством которых реализуется
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, инвалидностью
Сроки
Наименование мероприятий
Ответственный за выполнение
Сентябрь
Формирование банка данных о детях-инвалидах, обучающихся в МОБУ СОШ № 3
Сбор и оформление документов детей-инвалидов для организации психолого-педагогического сопровождения их образования
Разработка индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов
Организация и ведение образовательного процесса (обучение). Анализ глубины и прочности усвоения учебного материала.
Учителя – предметники педагог-психолог
Октябрь
Консультирование родителей по вопросам по вопросам сопровождения, адаптации, социализации детей-инвалидов
Координация деятельности всех участников психолого-педагогического сопровождения
Организация и ведение образовательного процесса (обучение). Анализ глубины и прочности усвоения учебного материала.
педагог-психолог, социальные педагоги, учитель-логопед
кураторы
Ноябрь
Разработка и выпуск информационных буклетов для родителей детей-инвалидов («В помощь родителю»)
Патронаж семей детей-инвалидов
Диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления). Построение коррекционно-развивающей работы
Диагностика речевого развития. Коррекция речевых недостатков
Заседание ПМПк по итогам входной диагностики специалистов (педагога-психолога, учителей-предметников, учителя-логопеда, социального педагога)
социальные педагоги социальные педагоги
Педагог-психолог
Учитель-логопед
ПМПк школы
Декабрь
Разработка и выпуск информационных буклетов для детей-инвалидов («Курить – здоровью вредить»)
Беседа о вредных привычках
Консультативный прием родителей
Мероприятия в рамках декады инвалидов
Беседа с родителями и подростками о возможности сохранения и самовосстановления здоровья, о современных системах профилактики
Коррекция учебной мотивации удовлетворенности учебной деятельностью (коррекционно-развивающие занятия), профилактика социальной дезадаптации
Коррекция речевых недостатков
Привлечение к участию в конкурсах, олимпиадах, учебно-исследовательской деятельности
Социальные педагоги
соц. педагоги
педагог-психолог
соц. педагоги,
медицинский работник
педагог-психолог
логопед
учитель-логопед
учителя предметники
Январь
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей-инвалидов.
Коррекция речевых недостатков
Организация коррекционной работы по снятию психоэмоционального напряжения в сенсорной комнате (КГБУЗ Егорьевская ЦРБ).
педагог-психолог
учитель – логопед
педагог-психолог
Февраль
Формирование познавательных процессов детей-инвалидов (коррекционно-развивающие занятия).
Коррекция речевых недостатков
Отслеживание психологического климата в семьях с детьми-инвалидами
Итоговое заседание ПМПк по вопросу реализации индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения
Организация коррекционной работы по снятию психоэмоционального напряжения в сенсорной комнате (КГБУЗ Егорьевская ЦРБ).
педагог-психолог
учитель-логопед
социальные педагоги
ПМПк
педагог-психолог
Март
Формирование адекватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы детей-инвалидов.
Коррекция речевых недостатков
Формирование адекватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы детей-инвалидов. Профориентация (выявление интересов и склонностей, выбор профессии)
Организация коррекционной работы по снятию психоэмоционального напряжения в сенсорной комнате
педагог-психолог
учитель-логопед
педагог-психолог
педагог-психолог
Апрель
Формирование познавательной сферы детей-инвалидов (коррекционно-развивающие занятия)
Коррекция речевых недостатков
Демонстрация фильмов о жизни семей с детьми-инвалидами (для родителей и детей-инвалидов)
Организация коррекционной работы по снятию психоэмоционального напряжения в сенсорной комнате
педагог-психолог
учитель-логопед
соц. педагоги
педагог-психолог
Май
Итоговая диагностика познавательной сферы детей-инвалидов.
Итоговое заседание ПМПк по вопросу реализации индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения
педагог-психолог, учитель-логопед
ПМПк
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115
Заголовок 1Заголовок 315