Планирование по внеурочной деятельности Занимательная математика
Рабочая программа
по элективному курсу
«Занимательная математика»
Общеинтеллектуальное направление
Рабочая программа по элективному курсу «Занимательная математика» во 2 кл. (общеинтеллектуальное направление)
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, 2011 г;
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
инструктивно – методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2013 учебный год».
Общая характеристика курса
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть объединение дополнительного образования детей «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические
игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
·
·формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
·
·освоение эвристических приемов рассуждений;
·
·формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
·
·развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
·
·формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
·
·формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
·
·привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Цели курса:
формирование и развитие различных видов памяти, формирования, воображения
формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
воспитание любви к предмету
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
- Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.
- Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
·
·Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
·
·Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
·
·Воспитание чувства справедливости, ответственности.
·
·Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
·
·Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
·
·Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
·
·Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
·
·Анализировать правила игры.
·
·Действовать в соответствии с заданными правилами.
·
·Включаться в групповую работу.
·
·Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
·
·Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
·
·Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
·
·Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
·
·Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
·
·Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
·
·Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
·
·Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
·
·Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
·
·Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
·
·Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
·
·Воспроизводить способ решения задачи.
·
·Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
·
·Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
·
·Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
·
·Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
·
·Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
·
·Конструировать несложные задачи.
·
·Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
·
·Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1 1 и др., указывающие направление движения.
·
·Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
·
·Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
·
·Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
·
·Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
·
·Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
·
·Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
·
·Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
·
·Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
·
·Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
·
·Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
Предполагаемые результаты:
Занятия должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
Место учебного курса
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение элективного курса во 2 классе выделяется 34часа (1ч в неделю, 34 учебных недели)..Программа скорректирована в связи с установленными праздничными днями в соответствии с постановлением Правительства РФ о праздничных и выходных днях № 444 от 28.05.2013г. и на изучение курса отведено 32 часа
Содержание курса
№ раздела
Тема
Кол-во часов
1
Числа и операции над ними
Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности).
6
2.
Геометрические фигуры и величины
Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. Конструирование геометрических фигур.
10
3.
Текстовые задачи
Решение задач разными способами. Решение старинных задач, задач на смекалку.
12
4.
Общие понятия
Обобщение изученного в курсе. Математические игры, ребусы, кроссворды.
4
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
№ по
теме
Тема
Дата
Числа и операции над ними (6 часов)
1-2
1-2
Вводное занятие. Математические игры, лабиринты, кроссворды .
6.09
13.09
3-4
3-4
Из истории чисел. Арифметика каменного века. Бесконечность натуральных чисел. Живая счетная машина. Игра «Магазин»
20.09
27.09
5-6
5-6
Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности). Сложение и вычитание в пределах 10. Игра «Парашютисты.»
4.10
11.10
Геометрические фигуры и величины(10часов)
7
1
Старинные меры измерений. Игра»Математическое лото».
18.10
25.10
8-9
2-3
Длина. Придумывание новых мерок. Графический диктант
1.11
15.11
10-11
4-5
Масса. Новые мерки. Измерения.
Геометрические фигуры. Их преображение.
22.11
29.11
12-13
6-7
Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе.
6.12
13.12
14
8
Аппликация из геометрических фигур.
20.12
16-17
10-11
Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур.
27.12
17.01
Текстовые задачи (12часов)
Решение задач разными способами
18-19
1-2
Схемы, уравнения . Задачи – шутки. Ребусы
24.01
31.01
20-22
3-5
Графическое моделирование. Веселые задачи в стихах.
7.02
14.02
21.02
23-24
6-7
Составление дерева возможностей. Сравнение выражений. Логические упражнения
28.02
7.03
25-26
8-9
Решение старинных задач
14.03
21.03
27-28
10-11
Задачи повышенной трудности
28.03
4.04
29
12
Задачи в стихах
11.04
Общие понятия (4 часа)
30 - 31
2
Составление алгоритмов, блок схем, программ с вопросами. Урок «Сказочная математика»
1804
25.04
32
3
Дерево возможностей. Блиц-турнир
16.05
33
4
Итоговое занятие. Игра “Велогонка”
23.05
Список литературы
О. Холодова «Юным умникам и умницам»
Ю.Дробышев «Олимпиады по математике»
В.Н. Рудницкая «2000 задач по математике»
Библиотека первого сентября «Я иду на урок в начальную школу. Олимпиады и интеллектуальные игры.»
Н. Копытов «Лучшие задачи на развитие логики»
М.В. Беденко «Сборник текстовых задач по математике»
Н.Г.Скегина «Большой справочник по математике»
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915
15