Планирование по внеурочной деятельности Занимательная математика






Рабочая программа
по элективному курсу

«Занимательная математика»

Общеинтеллектуальное направление
















Рабочая программа по элективному курсу «Занимательная математика» во 2 кл. (общеинтеллектуальное направление)
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, 2011 г;
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
инструктивно – методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2013 учебный год».
Общая характеристика курса
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть объединение дополнительного образования детей «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические
игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:


·
·формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;


·
·освоение эвристических приемов рассуждений;


·
·формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;


·
·развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;


·
·формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;


·
·формирование пространственных представлений и пространственного воображения;


·
·привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Цели курса:

формирование и развитие различных видов памяти, формирования, воображения
формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
воспитание любви к предмету

Задачи:
-   расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; 
-     расширять математические знания в области чисел;
-     содействовать умелому использованию символики;
-     учить правильно применять математическую терминологию;
-     развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-     уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
-      Актуальность
            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
-      Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
-      Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
      Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
      Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
-      Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.
-      Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:


·
·Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.


·
·Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.


·
·Воспитание чувства справедливости, ответственности.


·
·Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:


·
·Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.


·
·Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.


·
·Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.


·
·Анализировать правила игры.


·
·Действовать в соответствии с заданными правилами.


·
·Включаться в групповую работу.


·
·Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.


·
·Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.


·
·Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.


·
·Сопоставлять полученный результат с заданным условием.


·
·Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.


·
·Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).


·
·Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.


·
·Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.


·
·Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.


·
·Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.


·
·Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.


·
·Воспроизводить способ решения задачи.


·
·Сопоставлять полученный результат с заданным условием.


·
·Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.


·
·Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.


·
·Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).


·
·Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.


·
·Конструировать несложные задачи.


·
·Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».


·
·Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1 1 и др., указывающие направление движения.


·
·Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).


·
·Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.


·
·Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.


·
·Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.


·
·Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.


·
·Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.


·
·Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.


·
·Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.


·
·Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.


·
·Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)


Предполагаемые результаты:
Занятия должны помочь учащимся:
-      усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
-      помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
-      формировать творческое мышление;
-      способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах. 
Основные виды деятельности учащихся:
-      решение занимательных задач;
-      оформление математических газет;
-      знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-      проектная деятельность
-      самостоятельная работа;
-      работа в парах, в группах;
-      творческие работы


Место учебного курса
  Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение элективного курса во 2 классе выделяется 34часа (1ч в неделю, 34 учебных недели)..Программа скорректирована в связи с установленными праздничными днями в соответствии с постановлением Правительства РФ о праздничных и выходных днях № 444 от 28.05.2013г. и на изучение курса отведено 32 часа
Содержание курса
№ раздела
Тема
Кол-во часов

1
Числа и операции над ними
Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности).
 
6

 
2.
Геометрические фигуры и величины
Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. Конструирование геометрических фигур.
 
10

3.
Текстовые задачи
Решение задач разными способами. Решение старинных задач, задач на смекалку.
 
12

4.
Общие понятия
Обобщение изученного в курсе. Математические игры, ребусы, кроссворды.
4










Календарно-тематическое планирование

п/п
№ по
теме
Тема
Дата

 
 
Числа и операции над ними (6 часов)
 

1-2
1-2
Вводное занятие. Математические игры, лабиринты, кроссворды .
 6.09
13.09

3-4
3-4
Из истории чисел. Арифметика каменного века. Бесконечность натуральных чисел. Живая счетная машина. Игра «Магазин»
 20.09
27.09

5-6
5-6
Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности). Сложение и вычитание в пределах 10. Игра «Парашютисты.»
 4.10
11.10

 
 
Геометрические фигуры и величины(10часов)
 

7
1
Старинные меры измерений. Игра»Математическое лото».
 18.10
25.10

8-9
2-3
Длина. Придумывание новых мерок. Графический диктант
 1.11
15.11

10-11
4-5
Масса. Новые мерки. Измерения.
Геометрические фигуры. Их преображение.
 22.11
29.11

12-13
6-7
Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе.
 6.12
13.12

14
8
Аппликация из геометрических фигур.
 20.12

16-17
10-11
Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур.
 27.12
17.01

 
 
Текстовые задачи (12часов)
Решение задач разными способами
 

18-19
1-2
Схемы, уравнения . Задачи – шутки. Ребусы
 24.01
31.01

20-22
3-5
Графическое моделирование. Веселые задачи в стихах.
 7.02
14.02
21.02

23-24
6-7
Составление дерева возможностей. Сравнение выражений. Логические упражнения

 28.02
7.03

25-26
8-9
Решение старинных задач
 14.03
21.03

27-28
10-11
Задачи повышенной трудности
 28.03
4.04

29
12
Задачи в стихах
 11.04

 
 
Общие понятия (4 часа)
 

30 - 31
2
Составление алгоритмов, блок схем, программ с вопросами. Урок «Сказочная математика»
 1804
25.04

32
3
Дерево возможностей. Блиц-турнир
 16.05

33
4
Итоговое занятие. Игра “Велогонка”
 23.05




Список литературы

О. Холодова «Юным умникам и умницам»
Ю.Дробышев «Олимпиады по математике»
В.Н. Рудницкая «2000 задач по математике»
Библиотека первого сентября «Я иду на урок в начальную школу. Олимпиады и интеллектуальные игры.»
Н. Копытов «Лучшие задачи на развитие логики»
М.В. Беденко «Сборник текстовых задач по математике»
Н.Г.Скегина «Большой справочник по математике»








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915




15