Рабочая программа развития когнитивной сферы и развития пространственно-временных представлений , у учащихся 1-4 классов


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 852»
124460,Москва, Зеленоград, корпус 1128 тел 8(499)732 25 43
Согласовано Утверждаю
С Зам. Директора по Директор ГБОУ Школа №852
воспитанию и соцзащите
С.Н. Бровко Т. И. Смотрова«Рабочая программа развития когнитивной сферы и развития пространственно-временных представлений , у учащихся 1-4 классов»
.
Разработана педагогом-психологом Слащевой А.С .На основе психологической программы развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов Локалова Н.П.
Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов
- Цели и задачи:
- способствовать полноценному психическому и личностному развитию  школьника;
- выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;
- развивать и корректировать психические функции обучающихся;
- развивать способность обучающихся к обобщениям;
- развивать у нерешительных обучающихся способность овладевать
  состоянием нерешительности и неуверенности;
- развивать целостную психолого-педагогическую культуру обучающихся;
- научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру;
- снижать уровень агрессивности обучающихся;
- снижать эмоциональную напряженность обучающихся;
- создавать ситуацию успеха;
- корректировать поведение у обучающихся с помощью игротерапии;
- изучать индивидуально-психофизические особенности обучающихся;
- формировать адекватное поведение обучающихся;
- формировать учебные мотивы обучающихся;
- формировать восприимчивость обучающихся к обучающей помощи;
- проводить диагностику способностей обучающихся;
- анализировать трудности в обучении и воспитании обучающихся.  
                        
Алгоритм реализации программы:
Первый этап – организационный  – анализ причин, факторов препятствующих задержке психического развития обучающихся,  непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учётом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов педагогов, обучающихся и членов их семей.
Второй этап –   координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.
Третий этап – итоговый   – анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учётом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
Руководитель учреждения апробирования программы  директор школы Омельченко Надежда Николаевна
Адрес учреждения 678739, Оймяконский р-н, п. Усть-Нера, ул. Ленина 12
Телефон (41154) 22790 , paskalvica@mail.ru
Форма реализации программы:
Опросы, тесты.
Беседы.
Игровая терапия.
Сказкотерапия.
Тренинги.
Групповые и индивидуальные консультации.
Длительность программы 1 год
Программа реализуется на основе психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов - Локалова Н.П.;
-психодиагностики психических процессов обучающихся:
Психодиагностика:
а) Методика исследования кратковременной памяти;
б) Методика изучения уровня внимания и самоконроля школьников;
в) Тест на определение интеллектуального развития ребенка;
г) Пиктограмма на исследование мышления;
д)Тест “Палочки и крестики” на определение уровня самоконтроля;
е)Тест “Вербальная и невербальная фантазия”;
Программу реализует педагог-психолог Паскал Виктория Викторовна
Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей на основе психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов Локаловой Н.П.
Общее количество участников программы  - 19
Сроки реализации программы  с 01.09.11  г. по 31.05.12 г.
Место реализации программы МКС(К)OУ  для ДсОВР  «УНСК(К)ООШ VII-VIII вида»
Система организации контроля над исполнением программы  осуществляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе Якимец В.Н. и директором школы Омельченко Н.Н.
Материально-техническая база
Ожидаемый результат
Организованная психологическая работа позволит скорректировать психические процессы обучающихся.
        Актуальность программы:
В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно растет. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза.Группа детей с нарушениями в развитии по статистическим данным ряда стран составляет от 4,5 до 11 % в зависимости от того, какие нарушения учитываются. Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8 % детей с наследственной патологией, 8-10 % имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5 % составляют дети-инвалиды, значительное число детей имеют стертые нарушения развития.
        Каждый ребенок – личность. Поступающие в нашу школу дети отличаются общей физической ослабленностью, быстрой утомляемостью, которая наступает в результате не только физической, но и умственной нагрузки, ЗПР, различных заболеваний. Все это учитывалось при составлении данных коррекционно-развивающей программы.
        Программа направлена на коррекцию и развитие психических процессов учащихся и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие у учащихся потенциальных творческих возможностей.        
Длительность программы 1 год
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования
Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
        У обучающихся 1-4 классов(VII в.). продолжается освоение учебной деятельности. Дети учатся оценивать причины своих достижений и неудач.
        Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Все обучающиеся 2-4 классов с задержкой психического развития.
        Сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют обучающимся успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет им общество.
        Внимательное изучение учащихся с ЗПР показывает, что в основе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности. Это может проявляться в трудностях длительного сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности во время занятий, в излишней импульсивности или суетливости у одних детей и тормозимости, медлительности – у других, в замедлении общего темпа деятельности. В нарушениях переключения и распределения внимания. У детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – качественно иная структура дефекта. В структуре нарушения при ЗПР – нет тотальности в недоразвитии всех высших психических функций, имеется фонд сохранных функций. Поэтому дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – лучше воспринимают помощь взрослых и могут осуществить перенос показанных способов и приёмов умственных действий на новое, аналогичное задание.
        Настоящая программа составлена с учетом психодиагностики за 2011-2012 уч.г. и индивидуальных особенностей с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей , на основе психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов Локаловой Н.П.
В 1-4 классе (VII в.):  % обучающихся на высоком уровне, % на среднем и % низком уровне готовности к школьному обучению.
Психические процессы           У          Р   высокий   О         В         Н
    Средний     И
     низкий
Память 0% 8% 92%
Внимание 0% 27% 73%
Произвольная сфера 67% 8% 25%
Интеллектуальное  
                   развитие 33% 59% 8%
Воображение 16% 43% 41%
МЫШЛЕНИЕ      тип “мыслителя Тип “образного                       мышления” 8% 84% № уроков Развиваемые психологические процессы Методики и задания Кол-во часов
1 Тренинги: а)"Интервью";
б)"Планета сердец";
в) Статистическая медитация 1
2 Исследование уровня школьной тревожности. Коррек ция тревожности. Психодиагностика 1
3 Исследование мотивации и мышления 1
4 Исследование    уровня    готовности    обучающихся    к школьному обучению 1
5 Исследование произвольной сферы и воображения 1
6 Исследование памяти 1
7 Исследование внимания и интеллектуального развития 1
8 Словесные обозначения предметов Назови предметы 1
Слуховые ощущения Послушай тишину Узнай по звуку 9 Психологическая коммуникативная игра Волшебная страна общения 1
10 Внимание
(сосредоточенность) Выполни команду 1
Зрительные ощущения Какого цвета?
Цветные полоски 11 Психокоррекционное занятие Сказочная страна 1
12 Артикуляция Произнеси чисто 1
Пространственные Раскрась правильно 13 Фонетико-фонематиче-ское восприятие Найди ошибку 1
Пространственные представления Определи фигуру Понятийное мышление Назови одним словом
Конкретизация понятий 14 Выполнение словесных поручений Учись слушать и выполнять 1
Самоконтроль Учитель – ученик, ученик – учитель Слуховые ощущения Послушай звуки Слуховое восприятие Назови и проверь постукиванием 15 Внимание (объем) Кто точнее нарисует? 1
Осязательные ощущения Шершавые дощечки 16 Память (непосредствен ная вербальная) Магнитофон 1
Пространственные представления Переверни рисунок Что? Где? 17 (сосредоточенность) Слушай звуки улицы Поиграем в «индейцев» Угадай, кто говорит 1
Память (непосредствен ная вербальная) У кого ряд длиннее? 18 Память (двигательная) Телеграфисты 1
Пространственные представления Куда указывают стрелки? Понятийное мышление Подбери картинки 19 Анализ образца Найди одинаковые Где ошибся Буратино? Одинаковы ли бусы? Найди образец 1
Память (непосредствен ная зрительная) Найди картинку Внимание (устойчивость) Перепутанные линии 20 Образное мышление Цветная сказка 1
Зрительно-двигательные координации Штриховка Память (непосредствен ная зрительная) Запомни точно 21 Память (непосредствен ная зрительная) Нарисуй по памяти 1
Пространственные представления Выполни правильно Понятийное мышление Вордбол22 Пространственные представления Где этот домик? 1
Выполнение словесных поручений Чей узор лучше? Зрительные ощущения Найди предметы одного цвета Цветовая угадайка23 Зрительно-моторная координация Рисунки по цифрам 1
24 Анализ образца Раскрась правильно 1
Слуховые ощущения Шумящие коробочки 25 Осязательные ощущения Шершавые дощечки 1
Внимание (переключение) Расставь слова Зашифруй слова Зашифруй цифры Точность движений (макродвижения) Точные движения Как звонки тарелки
и ложки 26 Память (двигательная) Телеграфисты 1
Пространственные представления Куда указывают стрелки? Понятийное мышление Подбери картинки 27 Анализ образца Найди одинаковые Где ошибся Буратино? Одинаковы ли бусы? Найди образец 1
Память (непосредствен ная зрительная) Найди картинку Внимание (устойчивость) Перепутанные линии 28 Образное мышление Цветная сказка 1
Зрительно-двигательные координации Штриховка Память (непосредствен ная зрительная) Запомни точно 29 Арт-терапия Техника «Рассерженные шарики», Тэмми Хорн (Tammy Horn) 1
30 Память (непосредствен ная зрительная) Нарисуй по памяти 1
Пространственные представления Выполни правильно Понятийное мышление Вордбол31 Пространственные представления Где этот домик? 1
Выполнение словесных поручений Чей узор лучше? Зрительные ощущения Найди предметы одного цвета Цветовая угадайка32 Анализ образца Раскрась правильно Слуховые ощущения Шумящие коробочки 33 Осязательные ощущения Шершавые дощечки 1
Внимание (переключение) Расставь слова Зашифруй слова Зашифруй цифры Точность движений (макродвижения) Точные движения Как звонки тарелки
и ложки 34 Анализ образца Срисуй фигуры точно 1
Зрительное восприятие формы Путаница Найди одинаковые Назови фигуры Осязательные ощущения Тяжелые коробочки 35 Мышление (абстрагирование) Найди одинаковые1
Память (непосредствен ная зрительная) Запомни и найди Запомни и нарисуй 36 Зрительный анализ Кто наблюдательнее 1
Словесный синтез Магнитофон Понятийное мышление Назови одним словом Конкретизация понятий Вордбол37 Коммуникативный тренинг Настоящий принц 1
38 Осязательные ощущения Тяжелые коробочки 1
Внимание (устойчивость) Крестики, точки Пишущая машинка 39 Зрительный анализ Сгруппируй буквы 1
Внимание (переключение) Синхронный счет Пространственные представления Цветной ксилофон Живые цепочки 40 Мышление (анализ) Найди отличия Дорисуй недостающие детали 1
Анализ образца Нарисуй точно такие же ,Бусинки Зрительно-двигательные координации Проведи, не касаясь Спящий дракон 41 Сказкотерапия Коррекция межличностных отношений 1
42 Мышление (гибкость) Способы применения предмета 1
Внимание (распределение) Соблюдай правило Мышление (сравнение) Сравнение слов Учимся сравнивать 43 Пространственные
представления Поставь значки 1
Анализ и синтез (анаграммы) Отгадай слова Внимание (переключение, устойчивость) Называй и считай Алфавит 44 Звуковой синтез Подбери слова 1
Внимание (объем) Найди слоги Пространственные представления Говори правильно 45 Понятийное мышление Вордбол1
Память (двигательная) Телеграфисты Пространственные представления Где спрятались игрушки 46 Сказкотерапия Смешные страхи 1
47 Мышление (синтез) Составление предложений 1
Мышление (установление закономерностей) Найди девятый Наблюдательность Все ли ты увидел? 48 Мышление (сравнение) Найди одинаковые и отличающиеся 1
Зрительное восприятие формы Составь фигуру Память (непосредственная зрительная) Запомни картинки Запомни порядок 49 Мышление (сравнение) Найди одинаковые1
Мышление (синтез) Назови предмет Зрительно-двигательные координации Молния Речка 50 Мышление (сравнение) Сравни предметы 1
СаморегуляцияОбразец и правило Зрительное восприятие формы Загадочные контуры 51 Тренинг Гномики на стадионе 1
52 Внимание (в условиях кол лективной деятельности) Делаем вместе 1
Зрительное восприятие Найди фото Анализ образца Нарисуй так же Мышление (абстрагиро вание) Покажи одинаковые 53 Пространственные
представления Поставь значки 1
Анализ и синтез (анаграммы) Отгадай слова Внимание (переключение, устойчивость) Называй и считай Алфавит 54 Сказкотерапия Школьные правила 1
55 Звуковой синтез Подбери слова 1
Внимание (объем) Найди слоги Пространственные представления Говори правильно 56 Понятийное мышление Вордбол1
Память (двигательная) Телеграфисты Пространственные представления Где спрятались игрушки 57 Мышление (синтез) Составление предложений 1
Мышление (установление закономерностей) Найди девятый Наблюдательность Все ли ты увидел? 58 Мышление (сравнение) Найди одинаковые и отличающиеся 1
Зрительное восприятие формы Составь фигуру Память (непосредственная зрительная) Запомни картинки Запомни порядок 59 Мышление (сравнение) Найди одинаковые1
Мышление (синтез) Назови предмет Зрительно-двигательные координации Молния Речка 60 Игротерапия   Выдерни соломинку,
Барбара   МакДоуэл (Barbara  McDowell) 1
61 Исследование мотивации и мышления Психодиагностика 1
62 Исследование    уровня    готовности    обучающихся    к школьному обучению 1
63 Исследование произвольной сферы и воображения 1
64 Исследование внимания и интеллектуального развития 1
65 Исследование памяти 1
66 Тренинг: «Общение» 1
Итого: 66 часов CОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ обучающихся 1 класса (VII в.):
CОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ обучающихся 2 класса (VII в.):
№ уроков Развиваемые психологические процессы Методики и задания Кол-во часов
1 Тренинги а)"Сердце";
б)"Созвездие";
в) Статистическая медитация 1
2 Исследование уровня школьной тревожности. Коррек ция тревожности. Психодиагностика 1
3 Исследование мотивации и мышления 1
4 Исследование воображения 1
5 Исследование произвольной сферы .1
6 Исследование памяти 1
7 Исследование внимания и интеллектуального развития 1
8 Внимание (распределение) Подсчитай правильно 1
Память слуховая Повтори цифры Мышление наглядно-образное Найди путь 9 Пространственные представления Куда ускакал зайчик? 1
Мышление наглядно-образное Полянки 10 Произвольность Летает - не летает 1
Пространственные представления Выполняй правильно Память зрительная Запомни и нарисуй 11 Психологическая коммуникативная игра Волшебная страна общения 1
12 Психокоррекционное занятие Сказочная страна 1
13 Мышление (установление закономерностей) Найди фигуры 1
Память вербальная Слова, начинающие ся с одной буквы 14 Пространственные представления Выше, слева, правее, снизу Соседнее, через одно1
Память логическая Объедини слова Психомоторика Сделаем бусы Вырежи фигурки 15 Мышление наглядно-образное Полянки 1
Внимание (устойчивость) Назови по порядку Мышление (синтез) Что здесь изображено? 16 Мышление (установление . закономерностей) Найди фигуры 1
Мышление (анализ) Раздели на части Психомоторика Кто точнее? 17 Восприятие зрительное Назови буквы 1
Мышление (анализ) Какой? Какая? Какие? Слуховые ощущения Шумящие коробочки 18 Внимание (распределение) Вычеркивай буквы и слушай Сколько знаков? 1
Осязательные ощущения Разложи вслепую 19 Мышление (анализ и синтез) Отгадай слова 1
Память зрительная Нарисуй по памяти Внимание Запретный номер 20 Произвольность Графический диктант 1
Мышление (нахождение общих признаков) Поиск общего Психомоторика Попади в свой кружок 21 Пространственные
представления Найди пирамиду Нарисуй кресло 1
Мышление наглядно-образное Полянки Мышление (гибкость) Заселение дома 22 Мышление (установление закономерностей) Найди фигуры 1
Память зрительная Точно такие Мышление (анализ) Раскрашивание фигур Заполни рисунок 23 Пространственные Шарики в трубочке Подбери заплатку 1
Память слуховая Повтори и добавь Память зрительная Найди образец 24 Арт-терапия Техника «Рассерженные шарики»
Тэмми Хорн (Tammy Horn) 1
25 Сказкотерапия: Школьные правила 1
26 Мышление (выделение существ енн ого) Выбери главное 1
Мышление (анализ) Найди подходящий треугольник Ощущения слуховые Шумящие коробочки 27 Мышление (анализ и синтез) Отгадай слова 1
Пространственные представления Диктант пространст венных действий Воображение Волшебный лее 28 Мышление (установление . закономерностей) Найди фигуры 1
Мышление (анализ) Раздели на части Психомоторика Кто точнее? 29 Сказкотерапия Школьные правила 1
30 Восприятие зрительное Назови буквы 1
Мышление (анализ) Какой? Какая? Какие? Слуховые ощущения Шумящие коробочки 31 Внимание (распределение) Вычеркивай буквы и слушай Сколько знаков? 1
Осязательные ощущения Разложи вслепую 32 Коммуникативный тренинг Настоящий принц 1
33 Мышление (анализ и синтез) Отгадай слова 1
Память зрительная Нарисуй по памяти Внимание Запретный номер 34 Произвольность Графический диктант 1
Мышление (нахождение общих признаков) Поиск общего Психомоторика Попади в свой кружок 35 Пространственные
представления Найди пирамиду Нарисуй кресло 1
Мышление наглядно-образное Полянки Мышление (гибкость) Заселение дома 36 Мышление (установление закономерностей) Найди фигуры 1
Память зрительная Точно такие Мышление (анализ) Раскрашивание фигур Заполни рисунок 37 Пространственные Шарики в трубочке Подбери заплатку 1
Память слуховая Повтори и добавь Память зрительная Найди образец 38 Сказкотерапия Смешные страхи 1
39 Мышление (выделение существенного) Выбери главное 1
Мышление (анализ) Найди подходящий треугольник Ощущения слуховые Шумящие коробочки 40 Мышление (анализ и синтез) Отгадай слова 1
Пространственные представления Диктант пространст венных действий Воображение Волшебный лее 41 Тренинг Гномики на стадионе 1
42 Ощущения осязательные Шершавые дощечки 1
Память опосредованная Подбери картинку Мышление (установление закономерностей) Найди фигуры Ощущения мышечные Рукопожатие 43 Ощущения слуховые Шумящие коробочки 1
Внимание (устойчивость, переключение) Крестики, точки Мышление наглядно-образное Раздели квадрат 44 Ощущения осязательные Тяжелые коробочки 1
Память опосредованная Подбери картинку Ощущения зрительные Цветовая угадайка45 Игротерапия   Выдерни соломинку,
Барбара   МакДоуэл (Barbara  McDowell) 1
46 Внимание (распределение) Делаем вместе 1
Мышление (сравнение) Найди отличающиесяМышление (установление закономерностей) Найди девятый 47 Память опосредованная Зашифруй предложение 1
Мышление наглядно-образное Ленточки Восприятие слуховое Назови и проверь постукиванием 48 Память вербальная Найди слова 1
Пространственные представления Что изменилось? Что не изменилось? Превращение фигур 49 Мышление (анализ) Дорисуй рисунок 1
Мышление (синтез) Что здесь изображено? Психомоторика Иголка и нитка 50 Сказкотерапия Коррекция межличностных отношений 1
51 Мышление (анализ) Найди футболистов в одинаковой форме Цирк 1
52 Намять опосредованная Зашифруй
предложение 1
Ощущения зрительные Цветовая угадайкаПроизвольность Зеваки 53 Мышление (сравнение) Найди одинаковые Одинаковое, разное 1
Память зрительная Точно такие Мышление (установление закономерностей) Найди девятый Ощущения мышечные Рукопожатие 54 Мышление (обобщение) Четвертый лишний 1
Мышление (установление закономерностей) Найди фигуры Ощущения осязательные Тяжелые коробочки 55 Зрительно-моторная координация Рисунок по точкам 1
56 Внутренний план действия Совмести фигуры 1
Память опосредованная Запомни фигуры Произвольность Замри! 57 Внимание (распределение) Вычеркивай буквы и слушай 1
Мышление (абстрагиро вание) Посмотри вокруг Пространственные пред ставленияГде находится чайник? 58 Арт-терапия техника каракулей
Лесли Лоуи (Leslie H.   Lowe)1
59 Мышление (сравнение) Найди отличающиеся1
Мышление (установление закономерностей) Найди девятый Восприятие зрительное Загадочные контуры 60 АртерапияТехника «Страшные сны»
Л. Дж. Эгр (L G. Agre)1
61 Исследование мотивации Психодиагностика 1
62 Исследование мышления 1
63 Исследование воображения 1
64 Исследование произвольной сферы .1
65 Исследование внимания 1
66 Исследование интеллектуального развития 1
67 Исследование памяти 68 Тренинг: «Общение» Итого: 68 часов CОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ обучающихся 3 класса (VII в.):
№ уроков Развиваемые психологические процессы Методики и задания Кол-во часов
1 Тренинги: а)"Сердце";
б)"Созвездие";
в) Статистическая медитация 1
2 Исследование уровня школьной тревожности. Коррек ция тревожности. Психодиагностика 1
3 Исследование мотивации и мышления 1
4 Исследование воображения 1
5 Исследование произвольной сферы .1
6 Исследование памяти 1
7 Исследование внимания и интеллектуального развития 1
8 Память опосредованная Запомни фигуры 1
Мышление логическое Логический квадрат Произвольность движений Обводи точно 9 Мышление (обобщение) Четвертый лишний 1
Память опосредованная Письмо инопланетянина Мышление (установление закономерностей) Найди девятый 10 Внутренний план действия Поверни квадрат 1
Мышление (установление закономерностей) Найди девятый Внимание (устойчивость) Пишущая машинка 11 Психологическая коммуникативная игра Волшебная страна общения 1
12 Психокоррекционное занятие Сказочная страна 1
13 Мышление
(ассоциативное)
Мышление (обобщение)
Воображение Свяжи слова 1
Найди четвертый лишний Закончи рисунок 14 Арт-терапия Техника «Рассерженные шарики»
Тэмми Хорн (Tammy Horn) 1
15 Внутренний план действия Муха 1
Произвольность движений Бери осторожно 16 Коммуникативный тренинг Настоящий принц 1
17 Память зрительная Запомни сочетания фигур 1
Мышление вербально-смысловое Раздели на группы Пространственные
представления Фигуры и значки 18 Мышление (словесно-логическое) Выбери главное 1
Внутренний план действия Совмести фигуры Произвольность движений (помехоустойчивость) Знай свой темп 19 Зрительно-моторная координация Либиринты1
20 Мышление (аналогии) Назови четвертое слово 1
Внутренний план действия Муха Произвольность движений Запретное движение 21 Мышление (сравнение) Одинаковое, разное 1
Произвольность (помехо устойчивость интеллек туальных процессов) Не путай цвета Воображение Что это? 22 Память (опосредованная вербальная) Объедини по смыслу 1
Мышление (установление закономерностей) Найди фигуры 23 Сказкотерапия Смешные страхи 1
24 Пространственные представления Учись уменьшать и увеличивать 1
Мышление вербально-смысловое Объедини пословицы Память (непосредствен-Запомни и нарисуй 25 Внутренний план действия Поверни квадрат 1
Мышление (сравнение) Найди одинаковые26 Сказкотерапия Школьные правила 1
27 Мышление (логическое) Логический квадрат 1
Внимание (устойчивость) Назови по порядку Чувство времени Дружный хлопок 28 Мышление (синтез) Составь слова 1
Внимание (переключение) Отыщи числа 29 Тренинг Гномики на стадионе 2
30 31 Воображение Волшебники 1
Пространственные представления Где какая полоска? Кольца Мышление (абстрактно-логическое) Говорим
по-марсиански 32 Мышление (логическое) Поезд 1
Произвольность (помехо устойчивость интеллек туальных процессов) Не путай цвета 33 Игротерапия   Выдерни соломинку, Барбара   МакДоуэл (Barbara  McDowell) 1
34 Мышление (установление закономерностей) Найди девятый 1
Мышление (сравнение) Найди одинаковыеВнутренний план действия Архитектор 35 Беседе Трудолюбие 1
36 Внутренний план действия Совмести фигуры 1
Чувство времени За одну минуту Память опосредованная Письмо
инопланетянина 37 Память опосредованная вербальная Объедини по смыслу 1
Внутренний план действия Поверни квадрат 38 Тренинг Трудные ситуации 1
39 Память (непосредственная слуховая) Добавь слово 1
Пространственные
представления Раскрась фигуру Произвольность движений (преодоление гиперактивности) Флажок 40 Арт-терапия техника каракулей
Лесли Лоуи (Leslie H.   Lowe)1
41 Внутренний план действия Муха 1
Мышление (синтез) Что здесь
изображено? 42 Тренинг: «Подари улыбку» 1
43 Внимание (переключение) Отыщи числа 1
Мышление (наглядно-образное) Преврати в квадрат Произвольность движений Запретное движение 44 Тренинг Владей собой 1
45 Мышление вербально-смысловое Подбери слова 1
Пространственные представления Найди недостающий квадрат Воображение Закончи рисунки 46 Сказкотерапия Игры в школе 1
47 Мышление вербально-понятийное Пятый лишний 1
Мышление вербально: смысловое Объясни значение Слуховое восприятие Назови и проверь постукиванием 48 АртерапияРисование с помощью клубка, Норма Лебен (Norma У. Leben) 1
49 Внутренний план действия Этажи 1
Мышление (установление закономерностей) Найди девятый Память (непосредственная) Какой цвет? 50 Коммуникативная психологическая игра Волшебная страна 1
51 Мышление вербально-понятийное Расположи слова 1
Внимание (устойчивость) Стенографы 52 Психокоррекционное занятие Путешествие на облаке 1
53 Мышление вербально-понятийное Расположи слова 1
Память (опосредованная) Запомни слова Чувство времени Дружный хлопок 54 Беседа Видеть хорошее1
55 Память (логическая) Найди правило и запомни 1
Произвольность (помехо устойчивость интеллекту альных процессов) Найди смысл 56 Беседа Ответственность 1
57 Воображение Вордбол1
Пространственные
представления Составь изображения Развертка 58 Мышление (установление закономерностей) Найди фигуры 1
Мышление (вербально-понятийное) Расположи слова Произвольность движений Замри 59 Психокоррекционное занятие Избавляемся от гнева 1
60 Арт-терапия Техника «Страшные сны» Л. Дж. Эгр (L G. Agre)1
61 Исследование мотивации Психодиагностика 1
62 Исследование мышления 1
63 Исследование воображения 1
64 Исследование произвольной сферы .1
65 Исследование внимания и 1
66 Исследование нтеллектуального развития 1
67 Исследование памяти 1
68 Тренинг: «Общение» 1
Итого: 68 часов CОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ обучающихся 4 класса (VII в.):
№ уроков Развиваемые психологические процессы Методики и задания Кол-во часов
1 Тренинги: а)"Сердце";
б)"Созвездие";
в) Статистическая медитация 1
2 Исследование уровня школьной тревожности. Коррек ция тревожности. Психодиагностика 1
3 Исследование мотивации и мышления 1
4 Исследование воображения 1
5 Исследование произвольной сферы .1
6 Исследование памяти 1
7 Исследование внимания и интеллектуального развития 1
8 Внимание (распределение) Подсчитай правильно 1
Память слуховая Повтори цифры Мышление наглядно-образное Найди путь 9 Пространственные представления Куда ускакал зайчик? 1
Мышление наглядно-образное Полянки 10 Коммуникативная психологическая игра Волшебная страна общения 1
11 Произвольность Летает - не летает 1
Пространственные представления Выполняй правильно Память зрительная Запомни и нарисуй 12 Зрительно-моторная координация Лабиринты 1
13 Психокоррекционное занятие Сказочная страна 1
14 Мышление вербально-понятийное Расположи слова 1
Мышление (абстрагирование) Форма - цвет 15 Мышление вербально-понятийное Назови слова 1
Пространственные представления Разноцветный коробок Воображение Закончи рисунок 16 Арт-терапия
Техника «Рассерженные шарики»
Тэмми Хорн (Tammy Horn) 1
17 Мышление вербально-понятийное Подбери общее понятие 1
Память (опосредованная) Запомни фигуры 18 Коммуникативный тренинг Настоящий принц 1
19 Мышление вербально-смысловое Пословицы 1
Пространственные представления Лишний кубик Память (непосредственная) Запомни и нарисуй 20 Сказкотерапия Смешные страхи 1
21 Внутренний план действия Совмести фигуры 1
Мышление вербально-понятийное Подбери общее понятие Произвольность движений (помехоустойчивость) Не путай цвета 22 Тренинг Гномики на стадионе 1
23 Мышление вербально-понятийное Найди рядоположное слово 1
Мышление (сравнение) Одинаковое, разное Мышление (установление закономерностей) Найди девятый 24 Мышление вербально-смысловое Подбери пословицу 1
Пространственные представления Найди одинаковые кубики Воображение Тропинка 25 Сказкотерапия Школьные правила 1
26 Мышление вербально-понятийное Найди рядоположное слово 1
Произвольность движений «Невидящие» и «неслышащие» 27 Игротерапия   «Выдерни соломинку»
Барбара   МакДоуэл (Barbara  McDowell) 1
28 Мышление вербально-смысловое Объясни значение 1
Мышление вербально-понятийное Целое — часть Осязательное восприятие Палочка-узнава-лочка29 Память (непосредственная) Запомни сочетания фигур 1
Мышление вербально-смысловое Подбери пословицу Пространственные представления Раскрась кубики 30 Мышление вербально-поиятийноеЦелое — часть 1
Мышление вербально-смысловое Найди значения слов Глазомер и зрительно-двигательные координации Вырезай точно 31 Психокоррекционное занятие Избавляемся от гнева 1
32 Мышление вербально-причинное Найди причину и следствие 1
Мышление (установление закономерностей) Найди фигуры 33 Беседа Ответственность 1
34 Мышление вербально-смысловое Назови причину Найди значения слов Произвольность (помехоустойчивость) Найди смысл 35 Память опосредованная Письмо инопланетянина 1
Мышление вербально-понятийное Отрицание 36 Арттерапиятехника каракулей
Лесли Лоуи (Leslie H.   Lowe)1
37 Мышление вербально-смысловое Пословицы 1
Мышление (абстрагирование) Форма - цвет Пространственные представления Раскрась кубик Произвольность двийсенийКто точнее? 38 Беседе Трудолюбие 1
39 Внутренний план действия Совмести фигуры 1
Мышление логическое Поезд Внимание (устойчивость) Пишущая машинка 40 Мышление вербально-смысловое Подбери слово, противоположное по смыслу 1
Мышление (сравнение) Найди одинаковые41 АртерапияРисование с помощью клубка, Норма Лебен (Norma У. Leben) 1
42 Мышление вербально-смысловое Подбери слово, противоположное по смыслу 1
Мышление (абстрагирование) Только одно свойство 43 Коммуникативная психологическая игра Волшебная страна 2
44 45 Память (непосредственная) Какого цвета? 1
Мышление вербально-понятийное ВордболПространственные представления Найди одинаковые кубики 46 Память опосредованная Письмо инопланетянина 1
Глазомер и зрительно-двигательные координации Вырезай точно 47 Внутренний план действия Муха 1
Мышление (установление закономерностей) Найди фигуры Произвольность движений Попади в свой кружок 48 Мышление (анализ через синтез) Разгадай ребусы 1
Мышление (абстрагирование) Только одно свойство Пространственные представления Развертка куба 49 Психокоррекционное занятие «Путешествие на облаке» 1
50 Внимание (устойчивость) Отыщи числа 1
Произвольность (помехо устойчивость интеллекту альных процессов) Найди смысл 51 Мышление логическое Поезд 1
Произвольность .движений Невидящие» и «неслышащие52 Тренинг Подари улыбку 1
53 Мышление вербально-понятийное Отрицание 1
Мышление наглядно-образное Ленточки Произвольность движений Знай свой темп 54 Мышление вербально-понятийное Подбери общее
понятие 1
Мышление (абстрагирование) Только одно
СВОЙСТВО 55 Мышление вербально-понятийное Подбери общее понятие 1
Мышление (абстрагирование) Форма - цвет 56 Беседа «Видеть хорошее» 1
57 Мышление (установлениезакономерностей) Найди девятый 1
Память непосредственная Точно такие Память вербально-смысловая Объедини по смыслу и запомни 58 Мышление вербально-смы еловое Подбери следующее 1
Внимание (устойчивость) Стенографы Произвольность движений Зеваки 59 Мышление (установление закономерностей) Найди фигуры 1
Память опосредованная Письмо инопланетянина Осязательное восприятие Палочка-узнава-лочка60 АртерапияТехника «Страшные сны»Л. Дж. Эгр (L G. Agre)1
61 Исследование мотивации Психодиагностика 1
62 Исследование мышления 1
63 Исследование воображения 1
64 Исследование произвольной сферы .1
65 Исследование внимания 1
66 Исследование интеллектуального развития 1
67 Исследование памяти 1
68 Тренинг: «Общение» 1
Итого: 68 часов К КОНЦУ ГОДА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОЛЖНЫ СФОРМИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:
* эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество ;* чувство единства, умение действовать согласованно;
* готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
* целостная психолого-педагогическая культура;
* учебные мотивы;
* устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
* основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);
* адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя;
* адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
* нравственно-моральные качества;
* знания об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;
* положительная мотивация на сохранение и укрепление своего здоровья, формирование потребности в ЗОЖ .- повыситься:    
* уровень работоспособности;
* уровень развития мелкой моторики пальцев рук;
* уровень развития памяти;
* внимания;
* мышления;
* восприятия;
* произвольной сферы;
* интеллектуального развития;
* воображения.
* работоспособности;
* речевой активности;
* познавательной активности.
 К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
*признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости, вины за свое агрессивное поведение;
* сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
* выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
* анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
* контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
* работать самостоятельно в парах, в группах.
Список литературы, использованной при разработке программы:
1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Изда тельство «ACT», 2003.
2. Айзенн Х„ Эванс Д. Проверьте способности ваше го ребенка / Пер. с англ. Л.К. Клгокина. М.: ООО Издательство «ACT», 1998.
3.  Акимова  М.К.,   Козлова  В.Т.  Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 клас сов. М., 1993.
4. Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увле кательные задачи для развития логического мыш ления. СПб.: Издательский дом «Литера», 2002.
5. Бабаева Т.Н. У школьного порога. М., 1993.
6. Батова А.С. Графический диктант // Начальная школа, 2003, № 9.
7.  Безруких М.М., Ефимова C.П, Князева М.Г. Как подготовить ребенка к  школе и по какой про грамме лучше учиться. М., 1993.
8.  Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А.  Психоло гия усвоения знаний в школе. М., АПН РСФСР, 1959.
9.  Боровик  O-S.   Развитие   воображения.   Методиче ские рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000.
10.  Венгер Л.А., Венгер АЛ. Домашняя школа мыш ления. М., 1985.
11.  Винокурова Н.К.  Сборник тестов  и упражнений для   развития   ваших   творческих   способностей, Серия «Магия интеллекта*. М., 1995.
12.  Гельфан Е.М. Игры и упражнения для маленьких и больших. М., 1961.
13.  Гилъбух Ю.З. Темперамент и познавательные спо собности школьников. Киев, 1993.
14.  Гин СЛ. Мир логики: методическое пособие для учителя   начальной   школы.   М.:    «Вита-Пресс», 2003.
15. Гордиенко Н„ Гордиенко С. Переменка // Началь ная школа, Приложение к «Первое сентября». 2004, № 7.
16.  Готовность детей к школе. Диагностика психиче ского развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Отв. ред. В.И. Слободчиков. Томск, 1992.
17.  Деннисон П., Деннисон Г, Гимнастика для разви тия умственных способностей «Брейн джим». М., 1992.
18.  Диагностика готовности детей к обучению в шко ле. Методические рекомендации. Пермь, 1992.
19.  Дусавицкий AM.  Дважды  два -  икс.   (Развитие мышления в начальной школе). М., 1985.
20.  Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психо логии, 1990, № 6.
21.  Зак А.З. Занимательные игры для развития ин теллекта у детей 5-12 лет. М., 1994.
22.  Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск законо мерностей для детей 6-10 лет. М., 1993.
23.  Зак А.З. Просвет и другие интеллектуальные иг ры для детей 6-10 лет. М., 1993.
24.  Зак A3. Познавать играя: развитие познаватель ных способностей у детей 5-12 лет. М., 1992.
25.  Кеэс П. Тест школьной зрелости. Обнинск, 1992.
26.  Кикоин ЕЛ.  Младший  школьник:   возможности изучения   и   развития   внимания.   Методические рекомендации   для   учителя   начальных   классов. -М., 1993.
27.  Когнитивное обучение:  современное состояние и перспективы / Отв. ред. Т. Галкина, Э. Лоарер. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.
28.  Латохина Л.И. Хатха-йога для детей: Книга для учащихся и родителей. М., 1993.
29.  Леонтьев  АА.,   Педагогика   здравого   смысла   // «Школа 2000...». Концепция и программы непре рывных курсов для общеобразовательной школы. Вып. 1. М.: «Баллас», 1997.
30.Локалова   НЛ.   Как   помочь   слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е. М.: *Ось-89», 1997; изд. 3-е, перераб., доп. М.: «Ось-89», 2001.
31.  Локалова Н.Л. 90 уроков психологического раз вития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. М.: «Луч», 1995.
32.  Матюгин И.Ю. Тактильная память. М., 1991.
33.  Мелик-Пашаев АА., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М., 1987.
34.  Менчинская НА.  Проблемы  обучения,   воспита ния и психического развития ребенка / Под ред. Е.Д. Божович. М.: Изд-во «Ин-т ирактич. психо логии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.
35.  Методические рекомендации по развитию психо моторных качеств у студентов на занятиях по фи зическому воспитанию / Сост. В.П. Озеров.  Ки шинев, 1986.
36. Минский ЕМ. Игры и развлечения в группе про дленного дня. Пособие для учителя. М., 1985.
37.  Монтессори - материал. Ч. 1. Школа для малышей. М., 1992.
38.Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания.   М.:   Издательство   «Первое   сентября», 2004.
39.  Поддъяков НЛ. Закономерности психического раз вития ребенка. Краснодар: Ун-т «МЭГУ - Красно дар», 1997.
40.  Развивающие  и  коррекционные   программы  для работы с младшими школьниками и  подростка ми: Книга для учителя / Отв. ред. И.В. Дуброви на. М. --Тула, 1993.
41.  Решетникова ИЛ. Час занимательного русского языка // Начальная школа, 2002, № 43.. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.   Человек и мир. СПб.: *Питер», 2003.
42. Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры. Минск, 1977.
43. Субботина   JIJO.   Развитие   воображения   детей. Ярославль: «Академия развития», 1997
44.  Тарасун В.В.  Тесты  учебных  способностей  для 1 класса. Киев, 1992.
45.  Тесты  для  фиксации  уровня  развития   познава тельных процессов (внимания, восприятия, вооб ражения, памяти и мышления) / Сост. С.И. Вол кова. М., 1993.
46.  Тихомирова Л.Ф. Логика.  Дети  7-10 лет.  Яро славль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
47.  Худенко ЕД., Мельникова Т.С., Шаховская С.Л. Как научить ребенка думать и говорить? (Упраж нения по развитию памяти,   внимания,   мышле ния, речи, техники чтения). М., 1993.
48.  Чего на свете не бывает? / Под ред. О.М. Дьячен ко и Е.Л. Агаевой. М., 1991.
49.   Чейни Дж. Готовность к школе. Как родители мо гут подготовить детей к успешному обучению в школе. М., 1992.
50.   Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. К обоснованию системно-структурного подхода. М.: Издательство  Московского  психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.
51.  Чуприкова HJf. Психология умственного разви тия: принцип дифференциации. М.:  «Столетие», 1997.
52.  Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспи танию. Сборник игр-коррекций. М., 1993.
53. Психокоррекционные программы SOMVI «Релаксация» , «»Настроение
54. Аудиальная психокоррекционная программа «Бименталь»
            Программу составила
            педагог-психолог:                                                      Слащева А.С