Урок русского языка в 9 классе по теме «Придаточные предложения условия»

Русский язык. 9 класс. Урок № 30.

Цель урока: формировать навыки работы со сложноподчиненными предложениями.

Задачи урока:
Образовательные
- совершенствовать умения различать типы сложных предложений;
- определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным;
- устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП;
- составлять схемы предложений СПП;
- определять вид придаточного предложения (более подробно – рассмотреть СПП с придаточными условными).
Развивающие
- развивать синтаксические навыки;
Воспитательные
- воспитывать бережное отношение к родному языку на примере предложений из художественных произведений.

Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:
(1) Кто работает с любовью тот вносит поэзию во всякую работу. (2) Я очень рано понял что человека создает его сопротивление окружающей среде. (3) Когда все еще спят я должен был приготовить мастерам самовар.
Ключ:
(1) Кто работает с любовью, тот вносит поэзию во всякую работу.
( ), [ ].
СПП с придаточным определительным.

(2) Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде.
[ ], (что ).
СПП с придаточным изъяснительным.

(3) Когда все еще спят, я должен был приготовить мастерам самовар.
(Когда ), [ ].
СПП с придаточным обстоятельственным времени.

Теоретический диктант
Задание № 2 (см. презентацию № 1): в данных предложениях назовите вид придаточных:

Предложение
Вид придаточного

1
Кто землю лелеет, того земля жалеет.
определительное

2
Я не забыл заметить, где поставили наших лошадей.
изъяснительное

3
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
обстоятельственное цели

4
Слово только тогда оказывает надлежащее действие, когда оно высказано горячо и проникнуто убеждением.
обстоятельственное времени

5
Какой-то смолоду скворец так петь щегленком научился, как будто бы щегленком он родился.
обстоятельственное образа действия

6
Савельич мало-помалу успокоился, хотя всё еще изредка ворчал про себя.
обстоятельственное уступки

7
Жалкие остатки консервов Алексей решил съесть, так как почувствовал голод.
обстоятельственное причины

8
И ежели писал немножко вольно, то слишком уж за то наказан больно.
обстоятельственное условное

9
Оттуда, где было солнце, полилась песня жаворонка.
обстоятельственное места

10
Зной всё увеличивался, так что становилось тяжело дышать.
обстоятельственное следствия

11
Словно гигантские волны с белыми грйбнями, горы шли куда-то на север и пропадали в туманной мгле.
обстоятельственное сравнительное


«Придаточные предложения условия»
Задание № 3: выпишите только грамматическую основу из придаточных обстоятельственных условных предложений:
(1) Грибы составляют вкусную и здоровую пищу, если они употребляются не в излишестве. (2) Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем. (3) Будь она с сыном, ей было бы спокойнее. (4) Раз дождя нет, можно идти дальше. (5) Деятельность человека бесплодна и ничтожна, когда она не одушевлена высокой идеей. (6) Если даже есть причина – никогда не унывай. (7) Если человечество не научится жить в мире, оно погибнет. (8) Жил бы он славно, не знал бы заботы, кабы не стали глаза изменять.
Ключ:
(1) Грибы составляют вкусную и здоровую пищу, если они употребляются не в излишестве. (2) Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем. (3) Будь она с сыном, ей было бы спокойнее. (4) Раз дождя нет, можно идти дальше. (5) Деятельность человека бесплодна и ничтожна, когда она не одушевлена высокой идеей. (6) Если даже есть причина – никогда не унывай. (7) Если человечество не научится жить в мире, оно погибнет. (8) Жил бы он славно, не знал бы заботы, кабы не стали глаза изменять.

Задание № 4 (см. презентацию № 2): заполните таблицу, отмечая «+» только номера сложноподчиненных предложений с условными придаточными; в другие ячейки поставьте «-».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10













(1) Один раз мы свернули с тропы и попали в такой бурелом, что еле-еле выбрались обратно.
(СПП с придаточным обстоятельственным степени).

(2) Когда по лесу на лыжах идешь тихо, то больше видишь, думаешь и чувствуешь.
(СПП с придаточным обстоятельственным времени).

(3) Если решили писать, внимательнейшее, неутомимо, упрямо изучайте язык.
(СПП с придаточным обстоятельственным условным).

(4) Слово-самоцель, в конце концов, бессмысленно, если оно не производит пользы.
(СПП с придаточным обстоятельственным условным).

(5) Снова стало слышно, как ручей шумит на дне пропасти.
(СПП с придаточным изъяснительным).

(6) Если не научишься в годы отрочества и ранней юности сознательно идти на преодоление трудностей, никто не сможет заставить себя быть дисциплинированным, трудолюбивым.
(СПП с придаточным обстоятельственным условным).

(7) Если появится какое-нибудь подозрительное судно, сейчас же послать их [миноносцев] расследовать.
(СПП с придаточным обстоятельственным условным).

(8) Там, где стояли рыбацкие лодки, кто-то зажег костер.
(СПП с придаточным обстоятельственным места).

(9) Стрелк закинули невод и поймали столько рыбы, что не могли вытащить сеть на берег.
(СПП с придаточным степени).

(10) Коль рано матери седеют – не только возраст виноват.
(СПП с придаточным обстоятельственным условным).

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

-
-
+
+
-
+
+
-
-
+


Упражнение № 154.








Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:
(1) Кто работает с любовью тот вносит поэзию во всякую работу. (2) Я очень рано понял что человека создает его сопротивление окружающей среде. (3) Когда все еще спят я должен был приготовить мастерам самовар.
Задание № 2 (см. презентацию № 1): в данных предложениях назовите вид придаточных.
Задание № 3: выпишите только грамматическую основу из придаточных обстоятельственных условных предложений:
(1) Грибы составляют вкусную и здоровую пищу, если они употребляются не в излишестве. (2) Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем. (3) Будь она с сыном, ей было бы спокойнее. (4) Раз дождя нет, можно идти дальше. (5) Деятельность человека бесплодна и ничтожна, когда она не одушевлена высокой идеей. (6) Если даже есть причина – никогда не унывай. (7) Если человечество не научится жить в мире, оно погибнет. (8) Жил бы он славно, не знал бы заботы, кабы не стали глаза изменять.
Задание № 4 (см. презентацию № 2): заполните таблицу, отмечая «+» только номера сложноподчиненных предложений с условными придаточными; в другие ячейки поставьте «-».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10












-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:
(1) Кто работает с любовью тот вносит поэзию во всякую работу. (2) Я очень рано понял что человека создает его сопротивление окружающей среде. (3) Когда все еще спят я должен был приготовить мастерам самовар.
Задание № 2 (см. презентацию № 1): в данных предложениях назовите вид придаточных.
Задание № 3: выпишите только грамматическую основу из придаточных обстоятельственных условных предложений:
(1) Грибы составляют вкусную и здоровую пищу, если они употребляются не в излишестве. (2) Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем. (3) Будь она с сыном, ей было бы спокойнее. (4) Раз дождя нет, можно идти дальше. (5) Деятельность человека бесплодна и ничтожна, когда она не одушевлена высокой идеей. (6) Если даже есть причина – никогда не унывай. (7) Если человечество не научится жить в мире, оно погибнет. (8) Жил бы он славно, не знал бы заботы, кабы не стали глаза изменять.
Задание № 4 (см. презентацию № 2): заполните таблицу, отмечая «+» только номера сложноподчиненных предложений с условными придаточными; в другие ячейки поставьте «-».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10












-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:
(1) Кто работает с любовью тот вносит поэзию во всякую работу. (2) Я очень рано понял что человека создает его сопротивление окружающей среде. (3) Когда все еще спят я должен был приготовить мастерам самовар.
Задание № 2 (см. презентацию № 1): в данных предложениях назовите вид придаточных.
Задание № 3: выпишите только грамматическую основу из придаточных обстоятельственных условных предложений:
(1) Грибы составляют вкусную и здоровую пищу, если они употребляются не в излишестве. (2) Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем. (3) Будь она с сыном, ей было бы спокойнее. (4) Раз дождя нет, можно идти дальше. (5) Деятельность человека бесплодна и ничтожна, когда она не одушевлена высокой идеей. (6) Если даже есть причина – никогда не унывай. (7) Если человечество не научится жить в мире, оно погибнет. (8) Жил бы он славно, не знал бы заботы, кабы не стали глаза изменять.
Задание № 4 (см. презентацию № 2): заполните таблицу, отмечая «+» только номера сложноподчиненных предложений с условными придаточными; в другие ячейки поставьте «-».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10












-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:
(1) Кто работает с любовью тот вносит поэзию во всякую работу. (2) Я очень рано понял что человека создает его сопротивление окружающей среде. (3) Когда все еще спят я должен был приготовить мастерам самовар.
Задание № 2 (см. презентацию № 1): в данных предложениях назовите вид придаточных.
Задание № 3: выпишите только грамматическую основу из придаточных обстоятельственных условных предложений:
(1) Грибы составляют вкусную и здоровую пищу, если они употребляются не в излишестве. (2) Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем. (3) Будь она с сыном, ей было бы спокойнее. (4) Раз дождя нет, можно идти дальше. (5) Деятельность человека бесплодна и ничтожна, когда она не одушевлена высокой идеей. (6) Если даже есть причина – никогда не унывай. (7) Если человечество не научится жить в мире, оно погибнет. (8) Жил бы он славно, не знал бы заботы, кабы не стали глаза изменять.
Задание № 4 (см. презентацию № 2): заполните таблицу, отмечая «+» только номера сложноподчиненных предложений с условными придаточными; в другие ячейки поставьте «-».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10












-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

15