Рабочая программа элективного курса «История в лицах. Реформы и реформаторы Российской империи»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Университетский лицей города Димитровграда Ульяновской области»

Утверждаю
Директор лицея
__________ С.Б. Бабенко
Приказ №____от ___2015 г.










Элективный курс

«История в лицах. Реформы и реформаторы Российской империи»








Салтыкова М.Я. – учитель первой категории, Почётный работник общего образования РФ



Согласовано Рассмотрено
На заседании НМС на заседании городского
Протокол № МО учителей истории
от_____ 2015 г. Протокол №____от 2015 г.
Зам. директора по УВР Главный методист
Ф.Д. Султанова _________Смекалина У.А.


2015 г.

Пояснительная записка

Программа элективного курса «История в лицах. Реформы и реформаторы Российской империи» предназначена для изучения обучающимися 10 классов социально- гуманитарного профиля.

Курс рассчитан на 16 часов.

Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у обучающихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущение своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в современное время: время Возрождения России.

Цель данного элективного курса:
- расширение знаний школьников профильных классов о роли личности в истории;
- удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

В настоящее время это имеет огромное значение. Движение современного общества вперёд требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции.
На примере исторических деятелей обучающиеся могут формировать в себе необходимые качества личности, расширить свой кругозор, сформировать толе6рантную позицию гражданина России.

Задачи курса:
способствовать развитию гражданственности обучающихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;
формировать устойчивый интерес к историческому прошлому;
создавать условия для развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории
развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания; творческие способности;
формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.

Технология учебно-познавательной работы при изучении курса отличается от работы в обязательных курсах, так как направлена на формирование
позитивной мотивации с учётом возрастных особенностей обучающихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным связям, нацеленным на просвещение обучающихся, высказывание личного мнения, практическому применению полученных знаний.

В процессе изучения курса происходит формирование общественных умений:
- анализ и сопоставление фактов;
- работа с учебной, научно-популярной и художественной литературой;
- анализ документов;
- оформление сообщений и рефератов.

Содержание программы представляет возможность, помимо формирования общеучебных умений, на основе специфического исторического материала развивать у обучающихся специальные предметные умения и навыки:
- определять достоверность исторических фактов;
- устанавливать последовательность, синхронность исторических событий;
- высказывать суждения об изученном материале.

Формы и приёмы работы:
- лекции;
- анализ документов;
- учебный диалог;
- семинары;
- практические работы;
- круглый стол.

Измеритель обученности школьников:
- исторический диктант, в котором обучающиеся должны уметь правильно соотнести исторический факт с указанными на доске заданиями историческую личность с её деятельностью;
- деформированный текст, в котором обучающимся нужно вставить пропущенные слова и даты;
- обобщающие вопросы и задания;
- тесты.

Форма отчётности – защита рефератов





Содержание курса

Введение. Знакомство со структурой курса
Структура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в истории человечества.
Реформы и реформаторы, их роль в развитии государства.

Тема 1. Российское реформаторство
Лекция «Российское реформаторство».
Семинар «Реформы и реформаторы».
Что такое реформа? Кого мы называем реформатором?
Реформа и революция, сравнительный анализ. Положительные и отрицательные стороны реформ. Роль реформаторов в развитии российского государства.

Тема 2. Первые отечественные реформаторы и их преобразования.
Первые русские реформаторы: княгиня Ольга и Владимир Святославович.
Их роль в развитии русского государства. Реформа налогообложения княгини Ольги. Крещение Руси – коренное преобразование русской истории.

Тема 3. Иван Грозный
Лекция «Реформы XVI века: Избранная рада и Иван Грозный»
Семинар «Иван Грозный: человек и правитель»
Причины проведения реформ в XVI веке. Реформаторская деятельность Избранной рады. Роль протопопа Сильвестра, Алексея Адашева, Андрея Курбского в деятельности Избранной рады. Иван Грозный и его преобразования. Опричнина: причины её возникновения и результаты.

Тема 4. Пётр I. Практическое занятие «Пётр: тиран или »
Причины проведения реформ в начале XVIII века.
Цели реформаторской деятельности Петра I. Методы достижения целей. ПётрI: человек и правитель. Итоги реформаторской деятельности Петра I.

Тема 5. Александр II : великие реформы
Практическое занятие «Великие реформы».
Личность Александра II. Причины проведения реформ во второй половине XIX века. Особенности подготовки и проведения крестьянской реформы. Значение реформ Александра II.

Тема 6. Последний реформатор Российской империи
Лекция «Столыпин – последний реформатор Российской империи». Личность П.А. Столыпина. Аграрная реформа: планы и реальность.
Итоги реформаторской деятельности П.А. Столыпина.
Итоговое занятие: «История в лицах»
Защита рефератов.
Тематическое планирование курса



Тема курса

Форма работы

Количество
часов

1.
Введение. Знакомство со структурой курса «История в лицах. Реформы и реформаторы Российской империи»
Лекция учителя,
беседа

2 часа

2.
Российское реформаторство
Лекция учителя.
Семинар

2 часа

3.
Первые отечественные реформаторы и их преобразования
Лекция с элементами беседы.
Практическая работа


2 часа

4.
Иван Грозный

Лекция.
Презентация

2 часа

5.
Пётр I
Лекция.
Практикум
2 часа

6.
Александр II : Великие реформы XIX века.
Практическое занятие.
Анализ документов
2 часа

7.


Последний реформатор Российской империи
Круглый стол
2 часа

8.
Итоговое занятие: «История в лицах»
Защита рефератов
2 часа


Литература

Соловьёв, С.М. История России С древнейших времён. Т 2.- М.: «Мысль», 1988 г.
Аверх, А.Я. Столыпин и судьба реформ в России.- М., 1991
Ключевский, В.О. Русская история. Книга первая. – М.: «Мысль», 1993
Анисимов, Е.В. Время Петровских реформ. Л.,1989
Захарова, Л.Г. Александр 2 //Вопросы истории. – 1992 № 6-7
Захарова, Л.Г. Царь – освободитель (электронный ресурс) Л.Г. Захарова // Русская история. – 2010. - № 5-6 (13 – 14).- URL http: //WWW. Moskowia. Su/images/ elektronkatx/versia/ nomer 5-6 % 29 pages/ .htm/- Загл. С экрана.
Князьков, С.А. Из прошлого русской земли: время Петра Великого. – Репринт. Изд. – М., 1991
Кобрин, В.Б. Иван Грозный. – М., 1989
Литвак, Б.Г. Переворот 1891 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. – М., 1991
Лютых, А.А., Скобелкин, О.В.Тонких, В.А. История России: курс лекций.- Воронеж: Информатор, 1993
Троицкий, Н.А. Россия в 19 веке: курс лекций._-М., Высшая школа, 1999
История России в портретах. В 2-х тт. Т. 1.- Смоленск: Русич Брянск: Курсив, 1997.
Пашков, Б.Г. –Русь – Россия – Российская империя: Хроника правлений и событий 862 – 1917- Москва ЦентрКом, 1997.
Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XVIII – XIX вв. – Олма – Пресс Образование, 2003

















Конспект урока


Тема – «Первые отечественные реформаторы и их преобразования»

Цель:
расширить знания обучающихся о первых реформаторах в российской истории; определять качества личности, их слабые и сильные стороны;
формировать умение обучающихся работать с источниками., аргументировать свои ответы.

Основные понятия: исторический деятель, исторический период, реформа.

План урока
Лекция учителя с элементами беседы «Первые отечественные реформаторы».
Практическая работа.

Ход урока

Лекция с элементами беседы.
Первым реформатором в нашей истории можно, наверное, считать жену второго киевского князя Игоря – княгиню Ольгу.
Как мы помним, главным содержанием внутренней политики первых князей Киевской Руси был сбор дани с населения подвластных земель. Собирали его во время полюдья, при этом размеры дани определены не были. Понятно, что такая «система налогообложения» таила в себе немало неприятных сюрпризов для населения, поскольку всё зависело от княжеского аппетита и жадности дружины. Рано или поздно неминуемо должен был случиться конфликт. И он случился в 945 году. Конфликт этот хорошо известен и описывается во всех учебниках истории. Князь Игорь, собрав один раз дань с Древлянской земли, решил вернуться и подсобрать ещё. Древляне, сказав, что если волк повадится ходить в стадо, то переведёт его всё, перебили княжеский отряд. Страшной смертью погиб и Игорь.

Вопрос обучающимся:
- Как вы считаете, только ли жадность князя Игоря стала причиной его гибели? Почему? Аргументируйте свою точку зрения.

Совершенно очевидно, что причиной гибели Игоря была не только жадность и стремление древлян к независимости, но и несовершенство сомой системы сбора дани. И Ольга, преемница Игоря на княжеском столе, сделала соответствующие выводы. «И де Вольга до Деревстей земли с сыном и с дружиною, уставляющие уставы и уроки; и суть становища ее и ловища» - не так более, чем кратко описывает мероприятия княгини автор «Повести временных лет». Именно их и принято считать административно-финансовой реформой Ольги. Суть её заключается в том, что были определены размеры дани («уроки») и был установлен («уставляющи») твёрдый порядок её сбора. Считается, что были созданы специальные места сосредоточения дани – «погосты», которые стали административными центрами.

Вопросы обучающимся:
- Какие преобразования провела княгиня Ольга?
- В чём историческое значение этих преобразований?
- В чьих интересах проводились эти преобразования?
- Способствовали ли преобразования, проведённые княгиней Ольгой, развитию государства? Почему? Аргументируйте свой ответ.

Следующим крупным преобразование в жизни древнерусского общества был внук Ольги князь Владимир Святославович (980 -1015). Его реформа – одно из наиболее масштабных деяний всей русской истории, определившее на века путь дальнейшего развития страны и общества.

Вопрос обучающимся:
- Как вы думаете, о какой реформе идёт речь? Аргументируйте свой ответ.

Конечно же, речь идёт о введении христианства в качестве официально1 религии Древнерусского государства. Восточные славяне до образования государства и в первое столетие существования Киевской Руси были язычниками. Появление у восточных славян классов и государства потребовало новой идеологии и, следовательно, новой религии. Этого же требовали и внешнеполитические интересы державы Рюриковичей.

Вопрос обучающимся:
- Почему, как вы думаете, религия играла важное значение для внешней политики Киевской Руси? Аргументируйте свой ответ.
После долгих сомнений и колебаний Владимир примет христианство, и в 988 году в Киевской Руси была введена новая государственная религия. Теперь исповедовать её стало одной из обязанностей подданных киевского князя.

Вопрос обучающимся:
- Какое значение имело крещение Руси?
- Как вы считаете, были у этой реформы отрицательные стороны? Аргументируйте свой ответ.

2. Практическая работа.
Обучающиеся делятся на группы и работают с заданиями по карточкам.


Карточка 1

С.С. Соловьёв о княгине Ольге:
« И в Константинополе, во дворце императорском, как под стенами Коростеня, Ольга отличалась ловкостию, находчивостию, хитростию; перехитряет императора, как прежде перехитрила древлян. Император, говорит предание, предложил Ольге свою руку; та не отреклась, но прежде требовала, чтобы он был ее воспреемником; император согласился, но когда после таинства повторил свое предложение, то Ольга напомнила ему, что по христианскому закону воспреемник не может жениться на своей крестнице.
«Ольга! Ты меня перехитрила!» - воскликнул изумленный император и отпустил ее с богатыми дарами».
Вопрос: О каких личных качествах княгини Ольги пишет историк?

Карточка 2

«Владимир был младшим сыном князя Святослава от ключницы Малуши. Человек неординарный и противоречивый. Как свидетельствуют источники, Рогволд – полоцкий князь отказался выдать за Владимира свою дочь Рогнеду, мотивируя отказ «низким» происхождением Владимира. Тогда Владимир во главе отряда штурмом взял город, убил Рогволда и его сыновей, а Рогнеду насильно сделал своей женой (или «наложницей»).

Вопросы:
-Какие качества личности Владимира, показанные в этом отрывке, вы можете назвать?
- Как вы думаете, помогали ли эти качества Владимиру в управлении государством? Аргументируйте свой ответ.


Карточка 3

«И так началась война Владимира и Ярополка. Младший брат предпочел, видимо, не искушать судьбу и не в открытом сражении победить киевского князя, а используя «пятую колонну». Воевода Блуд, ставший предателем, дал Ярополку не самый хороший совет, в результате чего Ярополк был убит варягами из охраны Владимира»

Вопросы:
- О каких качествах личности говорит этот отрывок?
- Как вы думаете, такие качества были присущи только Владимиру или же были нормой для того времени? Свой ответ аргументируйте.



Карточка 4

«Словно забыв жестокие и порой вздорные дела своей молодости, он приступил к решению важных государственных проблем, среди которых была организация обороны русских земель от набегов печенегов, христианизация Руси, реорганизация управления русскими землями, развитие культуры и образования. В народных сказаниях, былинах Владимир изображался как князь Красное солнышко, щедрый правитель, жаловавший простых людей, как человек, преданный своим товарищам по оружию, своей дружине, которую он ставил превыше всего»

Вопрос:
- О каких качествах личности идёт речь в этом отрывке?
Используя свои знания по литературе, ответьте на вопросы:
- Почему время князя Владимира было запечатлено во многих былинах? Какие исторические события нашли в них отражение?
- Выражает ли образ князя Владимира, созданный народом в былинах, отношение к нему современников?

Карточка 5

Найди ошибки в тексте:
«Ольга проявила себя как мягкая беззащитная женщина. Она не смогла отомстить за смерть мужа, но ей удалось заключить мирный договор с древлянами. Ольга стала инициатором организованного обложения населения налогами. В 957 году в Константинополе Ольга и её сын Святослав приняли христианство».


Карточка 6

Найди ошибки в тексте:
«В 980 году Киев был захвачен Владимиром. Новый великий князь стремился укрепить центральную власть. Как и отец, он посылал своих сыновей в разные концы Русской земли. Но внешняя политика Владимира отличалась от активной политики Святослава».

3.Заключительная часть.
Итак, мы познакомились с первыми российскими реформаторами. Какими они были? Как велико значение проведённых ими преобразований? На все эти вопросы мы постарались ответить на занятии.

Домашнее задание: опишите портрет кого-либо из реформаторов прошлого по плану, который мы разработали на вводном занятии.








13PAGE 15


13PAGE 14615




15