Разработка урока по теме «Химические свойства карбоновых кислот»
Урок органической химии в 10 классе по теме: «Химические свойства карбоновых кислот».
1.ФИО Ускова Нина Михайловна
2.Место работы МОУ Вохомская СОШ
3.Должность учитель химии
4.Предмет химия
5.Класс 10
6.Тема и номер урока в теме: тема «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры» второй урок
7.Базовый учебник: О. С. Габриелян. Ф. Н. Маскаев, С. Ю. Пономарёв, В. И. Теренин. Химия 10 класс. Профильный уровень. Москва. Дрофа. 2010.
Цель урока: Рассмотреть химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот.
Задачи:
Образовательные: изучить химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот в сравнении со свойствами неорганических кислот.
Развивающие: развивать навыки практической работы с химическим оборудованием и реактивами, развивать операции логического мышления (сравнение, анализ, синтез, прогнозирование, умение делать выводы), развивать познавательный интерес к предмету, развивать самостоятельность учащихся, продолжить формирование умений оформлять результаты своей работы, делать обобщения на основании полученных результатов.
Воспитательные: воспитывать культуру общения через работу в паре, внимание, инициативу, коммуникативные навыки, формировать научное мировоззрение, поддерживать устойчивую положительную мотивацию к изучению химии.
Оборудование: Лабораторное оборудование и реактивы: раствор уксусной кислоты, лакмус, гидроксид натрия, фенолфталеин, порошок оксида меди (II), раствор карбоната натрия, штатив с пробирками.
Тип урока: комбинированный с элементами исследовательской деятельности.
Методы: словесный – эвристическая беседа; наглядный: презентация; практический – лабораторное исследование;
Формы работы: фронтальный опрос, работа в парах, исследование.
Основные средства: Учебники и учебные пособия: О. С. Габриелян. Ф. Н. Маскаев, С. Ю. Пономарёв, В. И. Теренин. Химия 10 класс. Профильный уровень. Москва. Дрофа. 2010.
Методическая литература: М. Ю. Горковенко. Поурочные разработки по химии к учебникам О. С. Габриеляна. 10 класс.
О. С. Габриелян. Настольная книга учителя химии. 10 класс.
Планируемые результаты обучения: знать химические свойства карбоновых кислот, уметь проводить химические реакции, подтверждающие свойства карбоновых кислот, записывать уравнения химических реакций. Уметь прогнозировать свойства на основе строения.
Технологическая карта.
№ Этап урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Время Результат взаимодействия
1 Организационный момент Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. 2 Готовы к уроку, эмоционально настроены на урок.
2 Актуализация знаний. Актуализировать знания по материалу прошлого урока. Организует работу по актуализации знаний и умений. Даёт индивидуальные задания, организует фронтальный опрос учащихся по материалу прошлого урока. Активно включаются в мыслительную деятельность, отвечают на вопросы учителя, вспоминая материал прошлого урока. 5 Осознают, что уже знают и умеют, осмысленно ставят учебную задачу, умеют выражать свои мысли.
3 Изучение нового.
1. Постановка познавательной задачи.
2. Изучение химических свойств карбоновых кислот.
3. Осознание и закрепление учебного материала. На основе строения предсказать и изучить свойства карбоновых кислот общие с другими кислотами и специфические. Проводит эвристическую беседу, постановка проблемного вопроса: Какие свойства можно прогнозировать у карбоновых кислот?
Предлагает проверить свойства карбоновых кислот экспериментально.
Проводит инструктаж по технике безопасности. Организует самостоятельную экспериментальную деятельность учащихся, при необходимости помогает и контролирует проведение лабораторных исследований.
Организует обсуждение экспериментальной деятельности учащихся.
Задаёт вопрос: а возможно ли проявление других химических свойств у карбоновых кислот?
Объясняет специфические свойства карбоновых кислот.
А)Реакция этерификации.
Б) Реакции замещения в углеводородном радикале.
Включаются в беседу, формулируют цель урока.
Прогнозируют свойства карбоновых кислот.
Вспоминают требования техники безопасности, проводят исследование в парах, один ученик изучает свойства соляной кислоты, второй - уксусной,сравнивают, записывают уравнения реакций, наблюдения, выводы в тетрадь.
Воспроизводят результаты своих исследований,
Делают выводы о свойствах соляной и уксусной кислот, общий вывод по химическим свойствам карбоновых кислот.
Слушают, записывают уравнения реакций. 2
18
10
Умеют добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя представленную информацию, умеют выдвигать гипотезы и их обосновывать. Умеют работать в паре и индивидуально по заданному плану.
Знают химические свойства карбоновых кислот.
4 Закрепление знаний. Организует деятельность учащихся по применению полученных знаний. Осуществляют деятельность по применению полученных знаний. 4 Умеют применять полученные знания.
5 Рефлексия. Организует деятельность учащихся по самооценке своей работы. Оценивают свою деятельность на уроке. 2 Знают, чему научились на уроке, где можно применять полученные знания.
6 Домашнее задание. Комментирует домашнее задание. Записывают домашнее задание. 2 Записали домашнее задание.
План-конспект.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Педагогические приёмы
I.Организационный момент Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Метод – словесный, форма – беседа.
II. Актуализация знаний. Вызывает двух учащихся к доске и предлагает задание: 1 – записать два гомолога для пентановой кислоты и назвать их.
2- записать два изомера для пентановой кислоты и назвать их. Все учащиеся выполняют это же задание, учитель наблюдает и корректирует,через 4 мин. предлагает проверить, выставляет оценки работавшим у доски.
Далее - фронтальный опрос по вопросам.
Дайте определение карбоновых кислот.
Какие виды классификации карбоновых кислот вам известны?
Как называются кислоты, содержащие в молекуле одну карбоксильную группу? Две карбоксильные группы?
Как называются кислоты, содержащие в углеводородном радикале двойную связь?
Как называются кислоты, содержащие ароматическое ядро?
Назовите первые пять представителей их гомологического ряда.
Какие виды изомерии характерны для предельных одноосновных карбоновых кислот?
С какого члена гомологического ряда возможна изомерия углеродного скелета?
Какие физические свойства проявляют карбоновые кислоты?
Почему среди карбоновых кислот нет газообразных представителей?
От чего зависит растворимость карбоновых кислот в воде?
Активно включаются в мыслительную деятельность, отвечают на вопросы учителя, вспоминая материал прошлого урока.
Карбоновые кислоты – органические кислоты, в молекулах которых углеводородный радикал связан с карбоксильной группой.
По типу углеводородного радикала, по числу карбоксильных групп.
Одноосновные.
Двухосновные.
Непредельные.
Ароматические.
Метановая, этановая, пропановая, бутановая, пентановая кислота.
Изомерия углеродного скелета, межклассовая (изомерны сложным эфирам)
С бутановой кислоты.
До С9 –жидкости, выше – твёрдые вещества, которые не растворяются в воде, невысокие температуры кипения и плавления.
Между молекулами кислот возможно образование водородных связей, образуются димеры, что оказывает влияние на агрегатное состояние веществ.
От величины углеводородного радикала, чем он больше, тем хуже кислота растворяется в воде. Метод – словесный, Форма – фронтальный опрос.
III. Изучение нового.
1. Постановка познавательной задачи.
2. Изучение химических свойств карбоновых кислот.
3. Осознание и закрепление учебного материала. Т Тема сегодняшнего урока:«Химические свойства карбоновых кислот».
Какой цели мы должны достигнуть?
Цель урока: изучить химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот.
Химические свойства зависят от строения, что особенного в строении карбоновых кислот мы выявили?
Карбоновые кислоты обладают всеми свойствами неорганических кислот. Какие химические реакции характерны для неорганических кислот?
Организует учащихся на исследование химических свойств соляной и уксусной кислоты в сравнении. Результаты оформить в виде таблицы.
Свойство кислоты НСlCН3СООН
1. Диссоциация, действие на индикаторы. 2. Взаимодействие с металлами. 3. Взаимодействие с основными оксидами. 4. Взаимодействие с основаниями. 5. Взаимодействие с солями.
Перед выполнением работы предлагает вспомнить правила техники безопасности.
Организует детей на проведение исследования.
Наблюдает за ходом исследования, помогает и контролирует деятельность учащихся.
После каждого опыта обсуждает полученные результаты.
Опыт №1. Диссоциация, действие на индикаторы.
Уксусная кислота – слабый электролит
Образуется ацетат-ион, соли уксусной кислоты – ацетаты.
Опыт № 2. Взаимодействие с металлами.
О чем это нам говорит? Все ли металлы будут вытеснять водород из раствора кислоты? В растворе соляной или уксусной кислоты реакция идёт интенсивнее? Почему?
Опыт № 3. Взаимодействие с основными оксидами.
Вывод?
Опыт № 4. Взаимодействие с основаниями.
Вывод?
Опыт № 5. Взаимодействие с солями.
Вывод?
Подводит учащихся к общему выводу: химические свойства карбоновых кислот сходны с химическими свойствами неорганических кислот.
Все перечисленные реакции идут по карбоксильной группе за счёт подвижного атома водорода, что вызвано взаимным влиянием атомов и смещением электронной плотности в молекуле.
А все ли кислоты проявляют такую активность? Рассматривает влияние углеводородного радикала и заместителей в радикале на силу кислот, сравнивая строение и свойства муравьиной, уксусной, пропановой, хлоруксусной кислот.
Задаёт вопрос: а возможно ли проявление других химических свойств у карбоновых кислот?
Карбоновые кислоты проявляют и специфические свойства.
1. Реакция этерификации. Демонстрирует видеоопыт. Записывает уравнение реакции.
н2so4? t
CH3 – COOH + HO – C2H5 CH3 – CO – O – C2H5 + H2O
этиловый эфир уксусной кислоты
Специфические свойства проявляются за счёт группы –OH в составе карбоксильной группы (-COOH).
2. Реакции по углеводородному радикалу. Галогенирование.
CH3 – COOH + Вr2 = CH2 Вr – COOH +HВr Формулируют цель урока.
Называют особенности строения молекул карбоновых кислот, предполагают свойства карбоновых кислот.
Учащиеся перечисляют свойства неорганических кислот: действие на индикаторы, взаимодействие с металлами, с оксидами металлов, основаниями, солями более слабых кислот.
Чертят в тетради таблицу.
Вспоминают правила техники безопасности.
Будьте осторожны при работе с растворами кислот, щелочей, огнеопасными и ядовитыми веществами.
При попадании растворов на кожу немедленно смыть их водой.
Для опыта брать вещества в строго определённых количествах.
Выполняют исследование в паре (один проводит опыт с соляной кислотой, другой – с уксусной), сравнивают свойства кислот, сообщают о полученных результатах, заполняют таблицу. Ученик: в пробирку с уксусной кислотой добавляем лакмус, он становится красным. Вывод: раствор уксусной кислоты имеет кислую среду за счёт наличия в нём катионов водорода.
СН3СООН = СН3СОО- + H+
Ученик: к магнию добавили раствор уксусной кислоты, выделяется газ. Вытесняют водород из растворов кислот только металлы, стоящие в ряду напряжений до водорода, и если образуется растворимая соль.
2СН3СООН + Мg = (CH3COO)2Mg+ H2↑
2СН3СОО- + 2 H+ + Мg = 2CH3COO- +Mg + H2↑
2H+ + Mg = Mg + H2↑
Ученик: к белому порошку оксида магния прилили уксусную кислоту, он растворился.
2СН3СООН + МgО = (CH3COO)2 Мg + H2О
2СН3СОО-+2H++МgО = 2CH3COO- +Mg2++ H2О
2H+ + MgO = Mg 2++ H2О
Ученик: к раствору гидроксида натрия добавили ф/ф, он изменил цвет на малиновый (среда щелочная), затем добавили уксусную кислоту, раствор обесцветился. Произошла реакция нейтрализации.
СН3СООН+ NaOH= СН3СООNa + HOH
СН3СОО- + H+ + Na++OH- =CH3COO-+Na++ HOH
H+ + OH- = HOH
Ученик: к раствору карбоната натрия прилили раствор уксусной кислоты, наблюдали выделение газа. Уксусная кислота вытеснила более слабую угольную из раствора её соли.
2СН3СООН + Na2CО3=CH3COONa + CО2 ↑+ H2О
2СН3СОО- + 2 H+ + 2Na+ + CО2-3 =2CH3COO- +2Na+ CО2↑ + H2О
2H++ CО2-3 = CО2 ↑+ H2О
Формулируют вывод: карбоновые кислоты проявляют свойства неорганических кислот (диссоциация, взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями)
Записывают формулы кислот, слушают объяснение учителя, определяют силу кислот.
Учащиеся записывают в тетрадь специфические свойства карбоновых кислот.
1.Реакция этерификации—реакция взаимодействия карбоновой кислоты и спирта с образованием сложного эфира
CH3 – COOH + HO – C2H5 CH3 – CO – O – C2H5 + H2O
2. Реакции по углеводородному радикалу. Галогенирование.
CH3 – COOH + Вr2 = CH2 Вr – COOH +HВr Метод – словесный.
Метод – практическая работа в парах, исследование.
Метод – словесный, беседа.
Метод логический – обобщение, выводы.
IV.Закрепление знаний. Организует деятельность учащихся по применению полученных знаний. Обобщающая беседа по химическим свойствам кислот.
Почему карбоновые кислоты обладают кислотными свойствами?
Чем они сходны с неорганическими?
Чем отличаются? Почему?
Все ли кислоты одинаково активно ведут себя в химических реакциях? От чего это зависит? Осуществляют деятельность по применению полученных знаний.
Делают общий вывод о наличии у карбоновых кислот химических свойств общих с неорганическими кислотами и специфических, зависимости свойств от строения. Метод – словесный, беседа.
Метод логический – обобщение, выводы
V. Рефлексия Организует деятельность учащихся по самооценке своей работы.
Что понравилось на уроке?
Какой материал не очень понял?
Каким я был на уроке? Оценивают свою деятельность на уроке. Метод – словесный.
VI.Домашнее задание. Комментирует домашнее задание. Записывают домашнее задание. Метод – словесный