Конспект урока по русскому языку Употребление отрицательной частицы Не
Открытый урок русского языка
Программа: « Планета знаний»
Тема. «Употребление отрицательной частицы НЕ».
Педагогическая цель:
Повторить части речи, содействовать формированию умений раздельно писать частицу не с глаголами.
Планируемые результаты (предметные):
Знать, что в разговорной речи для утверждения и отрицания могут использоваться слова-предложения «Да», «Нет»; частица не с глаголом пишется отдельно.
Уметь: писать глаголы с частицей не; указывать части речи, правильно произносить глаголы с частицей не.
Личностные результаты:
-устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, адекватно воспринимать оценку собственной деятельности;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Экспериментировать с заменой смысла предложения (утверждения, отрицания), используя частицы.
Уметь анализировать и делать самостоятельные выводы, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;
Логические – устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД:
- уметь прогнозировать предстоящую работу; уметь высказывать своё предположение; уметь проговаривать последовательность действий на уроке; уметь определять и формулировать цель на уроке самостоятельно;
-оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
-осознают качество и уровень усвоения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; уметь работать в парах,
Личностные результаты:
устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, адекватно воспринимать оценку собственной деятельности;
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, карточки с пословицами, листы оценивания.
Ход урока:
I. Организация и мотивация учебной деятельности
- Поприветствуйте наших гостей.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету вам скажу: «Будет интересно!»
Будем мы читать, писать, строить предложения,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки к нам удача шла.
- У меня хорошее настроение, потому что мы вместе. Я рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
II Минутка чистописания. Словарная работа
- Какое словарное слово будем писать, отгадайте загадку.
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт.
(Иней)
- Что такое иней? Слайд 1
- Записываем число октября, классная работа. Какие орфограммы встретились? Прописываем в тетрадях:
Соединение не и словарное слово: иней
III Актуализация и постановка учебной задачи. Формулирование темы и целей урока.
1. Работа в парах.
-У вас лежат карточка на столе. На ней записана примета, прочитайте. Укажите известные вам части речи.
Ночью иней выпадет – днем снега не будет. Слайд 2
Оценили свою работу.
2. Проблемная ситуация.
- Какое затруднение у вас возникло при выполнении задания?
- А что такое НЕ?. Перед какой частью речи стоит не, с каким словом употребляется? Какую роль играет в предложении? (Придает отрицательный смысл слову).
- Ребята, маленькое слово не называется частицей.
- Какова тема урока? Сформулируйте.
IV Открытие новых знаний.
- Перед какой частью речи стоит не, с каким словом употребляется? ( с глаголом). А как написали ее с глаголом? А как же она называется? Есть версии?
- Ребята, маленькое слово не называется частицей.
- Сформулируйте вывод.
- Проверим себя по учебнику (чтение правила)
-Глаголы не любят частицу не. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.
V Применение знаний и умений на практике.
1.Работа с пословицами в парах:
Кто (не) работает,
(не) дружит.
С ложью правда
и рыбку из пруда.
Без труда (не) вытащишь
(не) делает.
Лень добра
тот (не) ест.
Самопроверка. Слайд 2Кто не работает, тот не ест.С ложью правда не дружит.Лень добра не делает.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Оцените работу в парах. Запишите пословицы в тетрадь.
- Какое правило вы применили, чтобы раскрыть скобки?
-А может ли частица НЕ писаться с глаголом слитно?
-Поможет ответить на этот вопрос грамматическая сказка «Сила любви»
Физминутка.
Я пришел из школы (шагают),
Я учу глаголы
Мне их выучить – пустяк,
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» - кричу (ааа),
«Вертеть» - верчу (вертят головой),
«Двигать» - двигаю (машут руками),
«Прыгать» - прыгаю (прыгают).
2. Прослушивание сказки.
«Гордую и упрямую частицу полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю». А она ему: «Не люблю!» Он признавался: «Верю». А она ему: «Не верю!»Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь»Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности.Так Глагол доказал, что в некоторых случаях, не только он, но и сама частица жить друг без друга не могут».
– Что интересного узнали? (Некоторые глаголы пишутся с частицей не слитно).– А вы догадались, почему в словах негодую и ненавижу, частица не пишется слитно?– Да, вы правы. Эти слова не употребляются без не, нет таких слов «годую», «навижу».
Уберем не? Есть такие слова?
- Давайте подберём к глаголам ненавидят, негодуют синонимы.
Слайд 3
Ненавидеть - презирать, не любить
негодовать - возмущаться
3. Работа по учебнику.
Письмо по памяти. Контроль. Взаимопроверка по учебнику.
Упр 85.
Оценивание работы.
Упр 88 Вставьте отрицательную частицу НЕ и прочитайте пословицы.
VI Домашнее задание
VII Рефлексия. Итог.
1- С какой новой частью речи познакомились?
-Какова ее роль в предложении?
-Какое правило связано с новой частью речи?
2.Работа с оценочными листами: оцените свою работу на уроке.
3. Смалики
Самоанализ урока русского языка
Тема. «Употребление отрицательной частицы НЕ».
Педагогическая цель:
Повторить части речи, содействовать формированию умений раздельно писать частицу не с глаголами.
Планируемые результаты (предметные):
Знать, что в разговорной речи для утверждения и отрицания могут использоваться слова-предложения «Да», «Нет»; частица не с глаголом пишется отдельно.
Уметь: писать глаголы с частицей не; указывать части речи, правильно произносить глаголы с частицей не.
Личностные результаты:
-устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, адекватно воспринимать оценку собственной деятельности;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Экспериментировать с заменой смысла предложения (утверждения, отрицания), используя частицы.
Уметь анализировать и делать самостоятельные выводы, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;
Логические – устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД:
- уметь прогнозировать предстоящую работу; уметь высказывать своё предположение; уметь проговаривать последовательность действий на уроке; уметь определять и формулировать цель на уроке самостоятельно;
-оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
-осознают качество и уровень усвоения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; уметь работать в парах,
Личностные результаты:
устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, адекватно воспринимать оценку собственной деятельности;
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, карточки с пословицами, листы оценивания.
Урок по русскому языку строила в соответствии с требованиями
ФГОС, опираясь на принцип сотрудничества. При подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность и особенности класса. На протяжении всего урока учащиеся были активны.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, последовательны чередовались различные виды деятельности. Учебная деятельность на уроке организована в соответствии с дидактическим смыслом: восприятие – осмысление – запоминание – применение в новой ситуации – обобщение – систематизация.
Урок построен в соответствии с дидактическими принципами: сознательности, активности, самостоятельности, системности, последовательности, доступности. Использовала наглядно-образный, частично- поисковый, проблемный методы.
Опираясь на свои знания и исходя из выводов, учащиеся самостоятельно сформулировали тему и цель урока.
Учащиеся включены в активный мыслительный процесс: идёт формирование новых понятий, актуализация опорных знаний, закрепление изученного материала, всё это в логической последовательности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и применению его в новых условиях. Проведение физминутки способствовало предотвращению у учащихся усталости.
Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические (мультимедийная презентация, карточки для работы в парах; методы устного и письменного контроля и самоконтроля, взаимоконтроля.
Способ проверки знаний: контрольно- оценочный.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Ребята оценивали свою деятельность на протяжении всего урока. В конце урока проведена рефлексия и подведён итог урока.