Урок русского языка на тему: Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных. (4 класс)

Учебный предмет: русский язык
Класс: 4
Тема урока и номер урока в разделе: « Три склонения имён существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» ( урок №1)
Цель: Создать условия для ознакомления с тремя типами склонения имен существительных; совершенствовать умения определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 1-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые результаты:
Личностные УУД: проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости, развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Коммуникативные УУД:  выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; предвидеть последствия коллективных решений
Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя)
Предметные: Познакомятся с тремя типами склонения имен существительных; научатся определять тип склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 1-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного
Материально-техническое обеспечение: (состав используемого УМК, оборудование)
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. - М.: Просвещение, 2014., УМК «Школа России», мультимедийный проектор, интерактивная доска, индивидуальные компьютеры для учащихся.









Ход урока


Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность детей
Используемые ЭОР: название, тип, вид ресурса.
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР
Обоснование целесообразнос-ти использова-ния ЭОР

Время (в мин.)

I. Мотивация
(самоопределе-ние)
к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку



1 мин.

II. Актуализа-ция знаний.
Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, учебник).
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу
о проделанной работе.


Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
Читают словосочетания, указывают падеж.


4 мин

Минутка чистописания.
Проводит минутку чистописания.
– Запишите буквосочетания.
– Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Разберите его по членам предложения. Над
словами обозначьте части речи.
Дети прописывают буквы и слова, сверяя с образцом.

Деревья в голых осенних садах озябли и дрожали от холода.




4 мин

Работа над словами с непроверяемым написанием
Работа с ЭОР

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.
Организует работу с ЭОР
Запишите словарное слово в индивидуальные словарики
– Подберите однокоренные слова к слову «аптека»

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения

Аптека
Информационный ресурс.
Карточка с текстом и картинкой.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Ознакомление с новым словарным словом

3 мин



III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Прочитайте тему урока.
– Сегодня на уроке будем учиться определять тип склонения имен существительных
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока



















1 мин

IV. Объяснение нового материала.
Наблюдение над языковым материалом
Работа с ЭОР



































































Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. Организует работу с ЭОР. Проверка выполнения задания идёт фронтально.
- Склонение – изменение существительных по падежам и числам. Тип склонения имени существительного определяется по начальной форме – именительный падеж, единственное число. Существительные распределяются по трем типам склонения.
К 1-му склонению относятся имена существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями –а, -я : зима, лиса, Илья.









Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (слон, пол, планетарий), все существительные с окончаниями
–о, -е (окно – средний род).









К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием (степь, совесть).












Организует работу с ЭОР. Сравни изменение имён существительных по падежам. Что ты заметил? (Кино, пони)




Учащиеся коллективно
работают с ресурсом. Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия)
Наблюдают, вписывают окончания имен существительных, сравнивают их.
Читают и объясняют правило в стихах.
Существительным зовусь,
На три склонения делюсь:
1-е склонение – с окончаньем -а и -я –
Рода женского и мужского, друзья.
2-е склонение – род мужской без окончанья,
А средний род – -о, -е – плавное звучанье.
3-е склонение – род женский с ь на конце всех слов.
Запомни – это правило для всех учеников!





















Часть существительных не изменяются по числам и падежам. Это несклоняемые имена существительные. У этих слов нет изменяемой части слова, поэтому у них нет окончания.














Имена существительные 1 склонения
Практическое задание, наблюдение.
Таблица
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Имена существительные
2 склонения
Практическое задание, наблюдение.
Таблица
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Имена существительные 3 склонения
Практическое задание, наблюдение.
Таблица
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Неизменяемые имена существительные
Материал для наблюдения и запоминания
Таблица
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]















Знакомство с первым типом склонения, изменение имен существитель-ных по падежам.








Знакомство со вторым типом склонения, изменение имен существитель-ных по падежам.









Знакомство с третьим типом склонения, изменение имен существитель-
ных по падежам.









Наблюдение за неизменяемыми сушествитель-
ными на примере слов

10/ 8 мин


V.Физкультми-
нутка
Организует отдых детей.
Выполняют
физические упражнения.



3 мин.

VI. Первичное закрепление знаний
Работа по учебнику (упр.154)
Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.
– Прочитайте. Спишите, добавляя окончания имен существительных в начальной форме.
– В чем сходство и различие данных имен существительных?
– Укажите род имен существительных, выделите их окончания.
– Обратите внимание, что вы записали имена существительные 1-го склонения.
Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Участвуют в обсуждении.
Списывают, добавляя окончания имен существительных в начальной форме.

Данные существительные в начальной форме имеют окончания -а, -я. Относятся к мужскому или женскому роду.


4 мин

Работа
по учебнику
(упражне-
ние 155)
– Прочитайте. Докажите, что данные имена существительные относятся к 1-му склонению.
– Спишите. Обозначьте род имен существительных, выделите окончания
Списывают. Обозначают род имен существительных, выделяют окончания.
Выполняют звуко-буквенный разбор слова «Илья»


4 мин

VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений.
Работа
по учебнику
(упражне-
ние 157).
Работа в парах.
Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
– Прочитайте загадки. Спишите их и запишите отгадки.
– Найдите в загадках имена существительные. Обсудите, как узнать, какие из них относятся
к 1-му склонению.
Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Работают в парах. Списывают загадки, записывают отгадки. Указывают имена существительные 1-го склонения.


4 мин

Игра «Найди «лишнее»
слово».
Проводит игру «Найдите “лишнее” слово».
– Определите, по какому принципу собраны слова в группу, и найдите «лишнее» слово.
1-я группа: улыбка, юноша, болезнь, природа.
2-я группа: радость, болото, упрямство, окно.
3-я группа: парта, площадь, пыль, тетрадь.
4-я группа: в лесу, на столе, в доме, картина.
Работают в группах. Находят «лишнее» слово.
Рассуждают.



2 мин

Работа с ЭОР
Организует работу с ЭОР, подводит итог работы.
Распредели слова по колонкам: шимпанзе, звено, суфле, перо, шоссе, фонтан, ателье, мадам, бревно, кенгуру, жюри, облако, пальто, окно.
Выполняют практическое задание, делят имена существительные на группы
Несклоняемые имена существительные Практическое задание для индивидуального выполнения
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Упражнение в распознавании
склоняемых и несклоняемых слов.

3 мин


VII. Итог урока. Рефлексия.

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Сколько склонений существительных в русском языке?
– Какие существительные относятся к 1-му склонению?
– Какие существительные относятся ко 2-му склонению?
– Какие существительные относятся к 3-му склонению?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.
Читают правило о склонениях в стихах (см. с. 245)


3 мин


Домашнее задание.
Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.
– Выполнить задание 126 в рабочей тетради, упражнение 156 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы




1 мин.






15