Рабоча программа внеурочной деятельности Занимательная информатика 4 класс.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Криворожская средняя общеобразовательная школа
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом школы Приказ от 25.08.2014 г. №163
Протокол от 25.08.2014 г № 1. Директор школы
Председатель педагогического совета ____________ Л. В. Зоренко
____________ Л. В. Зоренко
Рабочая программа
внеурочной деятельности по курсу
«Занимательная информатика»
в 4 классе
на 2014-2015 учебный год
(ФГОС начального общего образования)
Составитель: Безручко Татьяна Васильевна,
учитель I квалификационной категории
с. Криворожье
2014 г
Пояснительная записка
Основная цель курса информатики в начальной школе - это как можно раньше начать формирование молодого поколения, готового жить и творчески работать в современном информационном мире.
Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента универсальных учебных действий.
Цели изучения информатики в начальной школе:
освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;
овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни
воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Программа внеурочной деятельности в 4 классе “Занимательная информатика” представляет собой пропедевтический развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы:
системность;
гуманизация;
междисциплинарная интеграция;
дифференциация;
дополнительная мотивация через игру.
Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии “не навреди”. На каждом уроке обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают 15–17 минут, и сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.
На изучение курса отведено 35 часов (1 час в неделю). Программа составлена на 34 часа.
Примерная структура занятия
Организационный момент (1-2 мин)
Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (4-6 мин)
Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач (8-10 мин)
Физкультминутка (1 мин)
Работа за компьютером (10-12 мин)
Релаксация (2 мин)
Подведение итогов (2 мин)
По каждой теме с учащимися проводятся упражнения в игровой форме, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал.
Основные цели и задачи курса
Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;
Начальное формирование и развитие логического мышления и пространственного воображения в оптимальные сроки;
Формирование алгоритмического подхода к решению задач;
Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, математического и образного мышления;
Пропедевтика таких понятий, как множества;
Формирование навыков работы с различными исполнителями;
Пропедевтика применения персонального компьютера как инструмента практической деятельности.
Задачи обучения информатике в начальной школе, связанные с
обучением:
развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»
познакомить школьников с основными свойствами информации
научить их приемам организации информации
формирование универсальных учебных действий
приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией
формирование умения применять теоретические знания на практике
дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;
2) развитием:
памяти, внимания, наблюдательности
абстрактного и логического мышления
творческого и рационального подхода к решению задач;
3) воспитанием
настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога
бережного отношения к школьному имуществу,
навыков здорового образа жизни.
III год обучения.
К концу третьего года обучения учащиеся должны:
знать правила поведения в компьютерном классе и уметь рассказывать по картинкам;
знать назначение основных устройств компьютера и основные области применения компьютеров;
знать гимнастику для рук;
знать смысл понятия «информационный носитель»;
знать способы хранения информации и способы организации хранения информации;
знать смысл понятия «пиктограмма»;
уметь открывать и закрывать компьютерные программы;
уметь играть в компьютерные обучающие игры;
знать формы получения информации;
знать источники получения и передачи информации;
знать о словах-кванторах;
знать отношение между множествами и уметь объединять их;
знать виды моделей и уметь моделировать фигуры из частей;
знать свойства и виды алгоритмов;
знать, что такое координаты;
уметь составлять разветвлённый алгоритм.
Содержание курса
III год обучения
Правила поведения в кабинете информатики (1 ч).
Теория: Введение в курс. Техника безопасности при работе с компьютером.
Практика: Организация рабочего места. Игра « Выбирай».
Клавиатура. Работа на клавиатуре (3 ч).
Теория: Правила работы с клавиатурой.
Практика: Работа на тренажёре. Набор текстов.
История развития компьютерной техники (2 ч).
Теория: История счёта. Вычислительные машины. ЭВМ. Появление компьютеров.
Практика: Решение простых арифметических задач на счётах, с калькулятором.
Компьютер в жизни общества (1 ч).
Теория: Использование компьютеров в экономике, быту.
Практика: Экскурсия по школе, в типографию.
Принтеры, сканеры, цифровые фото – и видеокамеры (2 ч).
Теория: Виды принтеров. Сканеры. Цифровые фото – и видеокамеры.
Практика: Работа с принтером.
Работа с компьютерными программами (1 ч).
Теория: Виды компьютерных программ.
Практика: Ярлыки программ на рабочем столе. Поиск данной программы.
Обучающие и игровые программы (2 ч).
Теория: Виды программ. Обучающие и игровые программы.
Практика: Обучающие и игровые программы.
Антивирусные программы (1 ч).
Теория: Вирусы. Антивирусные программы. Защита программ и данных.
Практика: Работа с антивирусной программой.
Просмотр web – страниц (4 ч).
Теория: Сеть Интернет, web – страница, её составляющие, гиперссылка. Последовательность работы с гиперссылкой.
Практика: Работа в Интернете. Просмотр web – страниц.
Электронная почта (3 ч).
Теория: Из истории почты. Электронная почта, электронные письма.
Практика: Открытие электронного ящика. Создание и отправка электронных писем.
Информационные процессы (1 ч).
Теория: Процесс получения информации. Создание, передача, принятие, обработка информации.
Практика: Решение информационных задач.
Передача информации (1 ч).
Теория: Процесс передачи информации. Сигналы передачи информации. Группы сигналов.
Практика: Создание сигналов передачи информации.
Кодирование как способ обработки информации (2 ч).
Теория: Кодирование. Ключ. Расшифровка информации.
Практика: Игра «Мистер Холмс», «Морской алфавит», «Инопланетное сообщение», «Цифровой код».
Суждения и логические операции (1 ч)
Теория: Истинные и ложные суждения. Простые и сложные суждения.
Практика: Игры на логику.
Операции над множествами (2 ч).
Теория: Отношение подмножества. Пересечение множеств. Объединение множеств.
Практика: Составление и решение задач с множествами.
Информационное моделирование (1 ч).
Теория: Виды моделирования.
Практика: Игры «Описание птицы», «Описание растения», «Описание предмета». Загадки.
Решение задач с использованием компьютеров (1 ч).
Теория: Этапы решения задач.
Практика: Компьютерные игры, задачи.
Типы алгоритмов. Циклический алгоритм (2 ч).
Теория: Алгоритм. Три типа алгоритма, цикл в алгоритме.
Практика: Решение циклических алгоритмов.
Составление циклических алгоритмов (2 ч).
Теория: Типы алгоритмов.
Практика: Игра «Транспортёр». Компьютерные игры, задачи.
20. Повторение изученного материала по теме «Компьютер и его основные устройства» (2 ч).
В результате обучения учащиеся должны:
знать правила поведения в компьютерном классе и уметь рассказывать их по картинкам;
знать основные устройства компьютера;
уметь работать с дисками и другими носителями информации;
уметь управлять компьютерной мышью;
уметь работать с клавиатурой;
знать назначение основных клавиш клавиатуры;
уметь определять тип файла, создавать папки, осуществлять действия с файлами и папками;
уметь запускать программы, открывать файлы, осуществлять выход из них различными способами;
уметь конструировать фигуры по образцу;
знать различные виды информации и ориентироваться в них;
знать принцип хранения информации на компьютере;
уметь определять истинность и ложность высказываний;
уметь решать логические задачи;
уметь складывать мозаики, головоломки;
уметь выделять признак, обобщать и систематизировать предметы по признакам;
уметь определять отношения между множествами, составлять множества из соответствующих элементов;
знать виды информационных моделей;
знать, что такое алгоритм, его свойства и способы представления алгоритмов.
Формирование
универсальных учебных действий
На конец 3 года обучения можно выделить основные направления работы учителя по формированию универсальных учебных действий.
Личностные
внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Первые шаги в мире информатики»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Метапредметные
Познавательные
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
сбор информации;
обработка информации (с помощью ИКТ);
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
синтез;
сравнение;
классификация по заданным критериям;
установление аналогий;
построение рассуждения.
Регулятивные
начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение выполнять учебные действия в устной форме;
использовать речь для регуляции своего действия;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Календарно-тематическое планирование материала
№
Наименование тем
Общее количество часов
Сроки изучения
по
плану
факти-чески
1.
Правила поведения в кабинете информатики. Повторение.
1
02.09
2-4.
Клавиатура. Работа на клавиатуре.
3
09.09
16.09
23.09
5-6.
История развития компьютерной техники.
2
30.10
07.10
7.
Компьютер в жизни общества.
1
14.10
8-9.
Принтеры, сканеры, цифровые фото – и видеокамеры.
2
21.10
28.10
10.
Работа с компьютерными программами.
1
11.11
11-12.
Обучающие и игровые программы.
2
18.11
25.11
13.
Антивирусные программы.
1
02.12
14-17.
Просмотр web – страниц.
4
09.12
16.12
23.12
13.01
18-20.
Электронная почта.
3
20.01
27.01
03.02
21.
Информационные процессы.
1
10.02
22.
Передача информации.
1
17.02
23-24.
Кодирование как способ обработки информации.
2
24.02
03.03
25.
Суждения и логические операции.
1
10.03
26-27.
Операции над множествами.
2
17.03
07.04
28.
Информационное моделирование.
1
14.04
29.
Решение задач с использованием компьютеров.
1
21.04
30-31.
Типы алгоритмов. Циклические алгоритмы.
2
28.04
05.05
32-33.
Составление циклических алгоритмов.
2
12.05
19.05
34.
Повторение изученного материала по теме «Компьютер и его основные устройства».
1
26.05
Перечень учебно-методического обеспечения
Информатика и ИКТ. Н. В. Макарова. Начальный уровень.
Информатика в начальной школе (приложение к журналу «Информатика и образование» №8-2005, №8-2006, №8- 2010)
Компакт-диск «Мир информатики. 3 год обучения».
Технические средства обучения
№
Наименование ТСО
Количество
1
Р/м ученика: компьютер в сборе
15
2
Р/м учителя: компьютер в сборе
1
3
Лазерное МФУ Canon
1
4
Доска интерактивная SMARTBoard 680
1
5
Мультимедиа-проектор в комплекте с потолочным креплением BenQ 612
1
6
ИБП
8
7
Модем
1
Имеется локальная сеть, выход в глобальную сеть Интернет.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 715