Формирование мировоззренческих представлений у младших школьников в процессе интеграции учебной деятельности на уроках математики

Гульнара Шамильевна Рахимзянова,
учитель начальных классов МАООУ СОШ № 66
г.Екатеринбург

Формирование мировоззренческих представлений у младших школьников в процессе интеграции учебной деятельности на уроках математики
Не секрет что с начала XVIII века педагогическая общественность России активно искала пути улучшения преподавания математики в начальной школе. Не вызывало сомнений, что начальное обучение должно не только дать набор знаний за счет памяти, но и научить оперировать некоторой системой понятий, т.е. обеспечить развитие логического мышления, умение планировать свои действия, обдумывать их, выбирать рациональное решение, подходить к проблеме творчески.
В настоящее время математика один из предметов, который позволяет интегрировать различный учебный материал. Эта наука имеет неограниченные возможности в развитии интеллекта школьника. Математические задачи, накопленные и проверенные в ходе многолетней педагогической практики, позволяют эффективно развивать различные стороны психической деятельности человека: внимание, воображение, фантазию, образное и понятийное мышление, зрительную, слуховую и смысловую память. В методической литературе за развивающими задачами закрепились специальные названия: задачи на соображение, задачи с «изюминкой», задачи на смекалку и др. Провоцирующие задачи обладают высоким развивающим потенциалом. Они способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления – критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, ее разносторонней оценки, повышают интерес к занятиям математикой.
От построения учебно-воспитательной деятельности на уроке и от места, которое занимает в нем ученик, зависит не только продуктивность его познания, но и развитие его личности. Но важно еще и стимулирование познавательной деятельности, которое рассматриваем как побуждение ученика к самостоятельности, что ярко формируется, если интегрировать учебный материал.
Для начальной школы ведущими стимулами являются такие, в которых проявляется осознание необходимости знания, потребности в нем, привычка учиться. Для этого используются различные средства стимуляции. При изучении математики задача является стимулом познавательной деятельности. Вместе с тем процесс решения задач должен также стимулироваться. С этой целью учитель использует систему задач, предусматривающую подготовительные этапы и элементы развернутого объяснения, а также моменты неожиданности и трудности; постоянно обращает внимание на подборку готовых задач, составление и решение взаимообратных задач.
В процессе интеграции различных задач по смыслу и содержанию формируются представления и знания об окружающем мире, что необходимо и содержательно для детей младшего школьного возраста. В ходе задач дети могут узнать материал по предмету «Окружающий мир», который им не хочется читать или запоминать на обычном рабочем уроке: «Медведь может обходиться без пищи в течение полугода, а собака в течение двух недель. На сколько больше дней проживёт медведь без пищи, чем собака? Прочитай о жизни бурых медведей в энциклопедии». После решения подобных задач детям можно предложить узнать больше материала из учебников и энциклопедий.
В ходе решения задач можно повторить и закрепить материал по орфографии, выучить словарные слова, так как детям приходится неоднократно прочитывать и запоминать содержание текста: «На з..лёной л..сной п..ляне 4 рыж..ка и 5 под..осиновиков. А груздей на 3 мен..ше, чем под..синовиков. Поставь разные вопросы и реши задачу. Верно ли, что перечисленные грибы растут на п..ляне. Узнай о жизни грибов из энциклопедии». Учащимся такие уроки нравятся, они вызывают у них желание самостоятельно подготовить по теме краткое сообщение или с помощью энциклопедического материала составить подобные задачи. В ходе таких уроков младший школьник расширяет кругозор и словарный запас.
В идеале в процессе интеграции учебного материала при планировании урока учитель стремится определить ситуацию, а впоследствии и организовать ее возникновение так, чтобы в результате совместной с учителем, другими учениками деятельности ребенок сделал открытие ценой собственных усилий – интеллектуальных, духовных и нравственных, например, об экономических понятиях.
Сегодня необходимо развивать интерес к более глубокому пониманию проблем экономической жизни и экономического образования, что возможно на уроках математики. На уроках для юных бизнесменов, где учитель исполняет роль владельца сети супермаркетов, который открывает новый магазин, с помощью специальной терминологии, ненавязчиво можно изучить материал по экономике. Ученики исполняют роль вновь набираемого штата и участвуют в конкурсе вакантных мест, решая математические и экономические задачи. В ходе подобных уроков дети узнают, как люди и общество выбирают способ использования ограниченных ресурсов для производства различных продуктов и услуг и распределяют их среди людей, что является основами экономики.
Как показала жизнь, задачи на уроках математики нельзя решить с помощью отдельных методических находок. В каждом классе есть дети с трудностями восприятия государственной программы по математике, а также, имеющие проблемы психологического плана, такие, как отсутствие мотивации учения, слабость волевого усилия, неустойчивость внимания, памяти и т.п. В связи с этим учителю необходим материал, с помощью которого, он смог бы заинтересовать ребёнка, научить его думать, анализировать, делать выводы, развивать его мышление без принуждения. Вариант такого подхода возможен, именно, в процессе интеграции учебной деятельности. Необходима кардинальная перестройка учебного процесса. Такая перестройка может быть достигнута на основе интеграции учебного материала различных наук в ходе одного предмета.
В современной школе урок математики необходимо строить по принципу более высокого уровня трудности в обучении, что делает урок занимательным и привлекательным для всех учеников, так как в обычной школе в одном классе обучаются дети с разным уровнем подготовки. Принцип обучения на высоком уровне трудности неразрывно связан с другими, в частности, с принципом ведущей роли теоретических знаний. Этот принцип совсем не обозначает того, что ученики должны заниматься изучением теории, запоминать научные термины, формулировки законов и т.п. это было бы нагрузкой на память и увеличило бы трудность учения. Этот принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, теоретических понятий ненавязчиво и делают выводы. Как показывает практика, процесс интеграции учебной деятельности на уроках математики вызывает повышенный интерес у учащихся младшего школьного возраста, так как дети любят исследовательскую, поисковую работу, им нравится открывать закономерности, делать выводы на основе своих наблюдений и удовлетворять свое любопытство.
Современному педагогу в высшей степени важно, чтобы на уроках математики в начальной школе развертывался живой процесс познания, осмысленное и творческое овладение учебным материалом, что возможно в процессе интеграции учебной деятельности.
Формирование мировоззренческих представлений у младших школьников в процессе интеграции учебной деятельности на уроках математики помогает достичь учителю максимального результата развития учащегося младшего школьного возраста, воспитать и обучить будущие таланты, реформаторов, которые будут работать на благо народа, на благо нашей Родины.










13PAGE 15


13PAGE 14115




15