Тема: «Методика обучения младших школьников решению текстовых задач». 
                           Тема: «Методика обучения младших школьников решению текстовых задач».
Содержание всех этапов решения задачи, с указанием  приемов  их выполнения на примере одной задачи.  
Задача:  Почтальон должен разнести 8 телеграмм. Он уже разнёс 6 телеграмм. Сколько телеграмм ему ещё надо разнести?
№ Этапы решения задачи Приёмы выполнения
1 Подготовительный этап.
Цель: 
усвоить содержание  понятий,
т.е. установить смысл каждого слова, словосочетания, предложения,  и на этой основе выделить  отношения, величины, зависимости известные и неизвестные, искомое требование.
1. Правильное чтение задачи         
 (правильное прочтение слов и предложений,    выяснение значений непонятных слов,
    правильная расстановка логического ударения
    на числовые данные и на слова,
    которые определяют выбор действия, 
    выделение интонацией вопрос задачи)
2. Правильное слушание при восприятии 
    задачи на слух  (чтение учителем или хорошо читающим   учеником)
3.Представление ситуации, описанной
   в задаче:
   а) создание зрительного образа
       (по иллюстрации);
   б) создание кинестетического образа
       (в практической, игровой деятельности)
4. Разбиение текста на смысловые части.
    - Разделите текст вертикальными линиями 
      на смысловые части.
    - Выделите в тексте задачи условие и вопрос. 
      Условие подчеркните одной чертой,
      вопрос -  двумя чертами.
Почтальон должен разнести 8 телеграмм. / Он уже разнёс 6 телеграмм.
      Сколько  телеграмм ему ещё надо разнести?/
5. Построение материальной    или материализованной модели:
   
а) Практической (показ задачи на конкретных предметах, о которых идёт речь в задаче: телеграммы);
3759192762400б) Графической:                   
  - условный рисунок  
     20240743132300-5143549466510153653422650862965342265071056534226505581653422650405765342265025336534226501009653422650-514353327400        8
76581014033600          
        6               ?45942213684400                                 
 - чертёж (выбирается единичный отрезок:    1 клетка – 1 телеграмма)
            8
1043940151765-22860241300003022606667500-247651638301179830161290872490132715729615132715567690151765415290142240272415151765120015151765
          
9937758445500
   
          6                ?44259510223500 -схематический чертёж (схема)
Рациональный вид модели!
            8
883603163830-22860241300003022606667500-247651638301179830161290
                                      
9378955588000         
         6               ?       
в) Словесной:
  - краткая запись
Было- 8 т.Разнес - 6т.Осталось - ? 6.Постановка специальных вопросов.
  - О какой ситуации говорится в задаче?
   -Все ли телеграммы сразу разнёс почтальон?
 
2 Ознакомительный этап
Цель: 
познакомить с процессом решения задачи; выделить отличительные признаки задачи;
выбрать арифметическое действие для решения задачи. По опорным словам краткой записи:
Учитель: - Что нужно узнать в задаче?
Ученики: - Сколько телеграмм ему ещё надо разнести?
Учитель:  - Какое действие выберем 
                  для решения задачи?
Ученики: - Вычитание!
Учитель:  - Почему?
Ученики: - «Осталось», это - стало меньше, 
                    поэтому выбираем вычитание.
По графической модели                   (например, по схеме):
Учитель: - Покажите на схеме, сколько телеграмм нужно разнести? 
Ученики: показывают соответствующий отрезок.
Учитель: - Это часть или целая величина?
Ученики: - Целая величина!
Учитель: - Покажите на схеме, сколько 
                 телеграмм почтальон уже разнёс?
                - Это часть или целая величина?
Ученики: - Это часть от целого.
Учитель: - Какой вопрос в задаче?
Ученики: - Сколько телеграмм ещё надо разнести?
Учитель: - Как на нашей схеме обозначено
                  искомое? Покажите!
Учитель: - Какое действие выберем 
                  для решения задачи?
Ученики: - Вычитание!
Учитель:  - Почему?
Ученики: - Нужно найти оставшуюся часть 
                  от целого!
3 Выполнение решения.
Цель: 
найти ответ на вопрос задачи (выполнить требование задачи). Письменное выполнение
арифметического решения:
8 – 6 =2 (т.)
4 Закрепление
Цель: 
 формирование умения распознавать  и применять выделенный способ действия для решения задачи. 1.Прогнозирование результата (прикидка, установление границ  ответа на вопрос) 
       8 – 6 =2 (т.)
    - Ответ будет меньше числа 8, так как нужно найти оставшуюся часть от целого;
2. Установления соответствия между результатом решения и условием задачи:
  - В текст задачи вместо вопроса подставляем ответ на него («2 телеграммы») и проверяем,  нет ли противоречия.
     Почтальон должен разнести 8 телеграмм. Он разнёс только 6.
    Осталось ему разнести 2.
    8 – 6 = 2
3.Решение другим методом.
   а) практический (см. выше);
а) графический (см. выше)
в) алгебраический
Пусть Х – число телеграмм, которые осталось разнести почтальону. Тогда, если к нему прибавить число телеграмм, которые почтальон уже разнёс,  получим число телеграмм, которые  почтальон должен был разнести.
 х+6=8
 х= 8 - 6
 х= 2
4.Составление и решение обратной задачи
   а) Текст обратной задачи
       Почтальон должен разнести 8 телеграмм.
      После того, как он разнёс несколько 
      телеграмм, то ему осталось   
      разнести ещё 2 телеграммы. 
      Сколько телеграмм почтальон разнёс 
      сначала?
 б) Решение обратной задачи
      8 – 2 = 6 (т.)
 в) Итог проверки:
      Ответ обратной задачи совпадает с данным
      числом  прямой задачи. 
      Значит, результат решения задачи верен.
5.Определение смысла составленных в процессе решения выражений.
      8 – 6 = 2 (т.)
Учитель: - Что обозначает число 8?
Ученик:    - 8 – число телеграмм, 
                  которые нужно разнести почтальону.
Учитель: - Что обозначает число 6?
Ученик:    - 6 – число телеграмм, 
                  которые почтальон  уже разнёс.
Учитель: - Что обозначает выражение 8 - 6?
Ученик:    - Количество телеграмм, 
                 которые осталось разнести почтальону.
6.Сравнение с правильным решением – с образцом хода и (или) результата решения.
  8-6=2 (т.)
5 Формулировка ответа на вопрос задачи.
Цель: дать ответ 
           на вопрос задачи
Формулировка полного ответа на вопрос   задачи устно;
Почтальону осталось разнести 2 телеграммы.
                     
Запись краткого ответа.
  
Ответ: 2 телеграммы.